Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Глава 15. «Младший брат Онегина»

Литературная разминка

Каковы основные отличия романа от рассказа и повести? Дайте определение жанра.

«Герой нашего времени», явившись ровно через десять лет после «Евгения Онегина», стал, по сути, первым русским интеллектуальным романом западного типа, рассчитанным на широкую читательскую аудиторию, прежде всего молодёжную - его герою не было и тридцати...

Роман Лермонтова приобрёл популярность и возбудил в русском обществе дискуссию, смысл которой выходил далеко за рамки литературы.

Комментарий литературоведа

Профессора Московского университета, авторитетного как в литературных, так и в научных филологических кругах Степана Шевырёва увлечение его студентов «новомодным» романом совершенно выводило из себя. Шевырёв вообще отказывал героям этого романа в типичности, а лично Печорину - в праве называться «героем» своего времени. «Печорин есть один только призрак, отброшенный на нас Западом, тень его недуга, мелькающая в фантазии наших поэтов», - писал Шевырёв.

Противоположного мнения придерживался В. Белинский. В отличие от Шевырёва, Белинский именно Лермонтова считал самым точным барометром настроений их общего поколения, к тому же поэтом и прозаиком, обладающим искусством создания типов.

По мнению Белинского, главная функция литературы состоит в создании художественных типов: «Каждое лицо в художественном произведении есть представитель бесконечного множества лиц определённого рода». Белинский различал типы общечеловеческие (создавать их особенно любили классицисты и просветители), типы национальные - так, например, герои повести «Маруся» Г. Квитки-Основьяненко и типы социально-исторические. В качестве примера одного из последних он и рассматривал образ Печорина в статье «Герой нашего времени, сочинение М. Лермонтова».

Позднее критик и писатель А. Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина», а в дальнейшем в критике утвердился термин «лишние люди», к которым относили и Чацкого, и Онегина, и Печорина, а заканчивалась «галерея лишних людей» героями русских реалистических романов 50-60-х годов XIX в.

На вопрос: почему эти умные люди оказались «лишними», почему их ум не принёс ничего, кроме горя им самим и всем окружающим? - критики, начиная с Белинского, отвечали, что во всём виновато общество.

Рассматривая новые возможности создания типичных образов, В.Г. Белинский доказывал, что в современной литературе типичный характер возникает как система конкретных общечеловеческих, национальных и социальных черт.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Тарханах (скульптор О. Комов, 1985)

В статьях Белинского о произведениях Пушкина и Лермонтова были чётко сформулированы новые тенденции не только русского, но и мирового искусства. Речь шла о новом художественном направлении - реализме.

Белинский сравнивал поколение Пушкина и Онегина с поколением Лермонтова и Печорина, выводя из такого сравнения некие общие выводы и общие законы как истории, так и искусства. Среди основных задач последнего он на первое место выдвигает познание социально-исторических тенденций и законов человеческой жизни, под влиянием которых люди способны изменяться, и познание этих психологических законов. Вот это и есть главная как познавательная, так и эстетическая задача реализма как нового художественного метода. Ведущим жанром реализма становится социально-психологический роман.

Литературоведческая закладка

Социально-психологический роман - одна из разновидностей романа, в котором в сложных, часто в экстремальных жизненных ситуациях раскрывается многогранный характер героя (героев) во всём разнообразии психологии и функционирования в определённой социальной среде. Для социально-психологического романа характерно раскрытие мотивов неожиданных поступков, скрытых причин поведения персонажей, на которые влияют наследственные факторы, тайные желания, размышления, мечты, сновидения и т.п. В социально-психологическом романе писатель исследует взаимоотношения личности и общества, учитывая психологические факторы: уровень интеллектуального развития героя (героев), эмоции, интуицию, сознательные и несознательные порывы, а также психологию его взаимодействия с окружающими; в таком романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора.

Итак, человек как объект искусства, в частности художественной литературы, больше не является неизменным, и законы этих изменений - познаваемы.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. На каком основании Печорин попал в «галерею лишних людей»?

2. При каком условии, по мнению «издателя» романа, «история души человеческой» может быть «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»?

3. Дайте определение реализма как художественного метода.

4. Дайте определение социально-психологического романа как нового жанра европейской литературы первой половины XIX в.

5. Выпишите имена персонажей романа Лермонтова «Герой нашего времени», которых можно было бы отнести к романтическим образам. Для чего автор заставляет Печорина время от времени встречаться с такими людьми? Какие психологические, этические и эстетические последствия имеют такие встречи в романе?

6. Работа в группах. Письменно составьте краткие перечни черт романтизма и реализма в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Каких получилось больше? Какие важнее для правильного и глубокого понимания романа?