Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Глава 16. «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно»

Литературная разминка

Назовите произведения, составляющие сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

Ещё один замечательный писатель, в творчестве которого взаимопроникновение романтизма и реализма дало потрясающие художественные результаты, - это Николай Васильевич Гоголь.

Как вы помните, первой книгой, которую Гоголь выпустил уже перебравшись в столицу империи, были «Вечера на хуторе близ Диканьки», принёсшие молодому писателю первый шумный успех. Читатели открыли для себя оригинальные черты национального характера украинцев, своеобразный быт и безбрежное богатство народного творчества. Гоголя завораживала красота и неповторимость духовного образа Украины, и он стремился открыть его для искушённой читающей публики.

В 1835 г. увидели свет два сборника произведений Гоголя - «Миргород» (в него вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и «Арабески»1, о котором накануне его издания сам Гоголь так писал другу-историку М. Погодину: «Печатаю я всякую всячину. Все сочинения, и отрывки, и мысли, которые меня иногда занимали». Затем последовал «Ревизор», премьера которого состоялась в 1836 г. К тому времени Гоголю исполнилось 27 лет. Это как раз тот возраст, в котором погиб Лермонтов и до которого он успел написать все свои произведения. Но ведь и Гоголь тоже написал почти все свои законченные художественные произведения до 27 лет...

Именно в «Арабесках», между отрывками из так никогда и не оконченных произведений и статьями по различным вопросам литературы, архитектуры, истории, этнографии, в том числе истории и этнографии Украины, были опубликованы три новые, только что законченные повести: «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего».

Впоследствии, когда к ним добавятся «Нос» и «Шинель», критика все эти пять повестей окрестит «петербургскими». Гоголь не объединял и не издавал «петербургские повести» под одним названием - в основе такого «объединения» лежит не авторская воля, а скорее всего наличие «общего героя», холодного и равнодушного - Петербурга.

В июне 1836 г., чуть ли не сразу после весеннего триумфа «Ревизора», Гоголь неожиданно для всех уезжает за границу. «Даже с Пушкиным я не успел и не мог проститься...», - сожалел он впоследствии. Он ведь и представить себе не мог, что, расставаясь с поэтом, полным сил и творческих замыслов, он расстаётся с ним навсегда...

Биографы Гоголя считают, что причиной поспешного отъезда стали обидные отзывы прессы о «Ревизоре». «Все против меня...», - заявляет Гоголь в одном из писем. Однако до отъезда за границу автор «Ревизора» мог прочитать только два отзыва в прессе, весьма нелестных, - Ф. Булгарина и О. Сенковского. Это были влиятельные критики, но далеко не «все». К тому же Гоголю была прекрасно известна предубеждённость этих критиков против писателей пушкинского круга, к которому он сам принадлежал. Гоголь полагал, что подобная критика, которую даже с натяжкой вряд ли можно назвать литературной, унижает его как автора незаурядного художественного произведения. Уже остыв за границей от первого чувства обиды, он в письме к М. Погодину так объяснял свою болезненную реакцию на критику «Ревизора»: «Гордость, которую знают только поэты, которая росла со мною в колыбели, наконец не вынесла».

Это важный нюанс для понимания всего творчества Гоголя: он не считает себя «комиком», стремящимся вызвать смех любой ценой. Не считает он себя и «бытописателем», правдивым описателем неважно какой - уездной, губернской или столичной, русской или украинской жизни. Он считает себя Поэтом. Понимание своей человеческой и творческой судьбы как двуединой судьбы Поэта и Пророка роднит его с Пушкиным и Лермонтовым.

Гоголь провёл за границей - в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Италии - в общей сложности и с перерывами около двенадцати лет.

В Риме он писал своё самое большое и главное произведение - поэму в прозе «Мёртвые души» (первый том опубликован в 1842 г., второй остался незавершённым), существенно переработал свои ранние повести «Тарас Бульба» и «Портрет», а также написал последнюю из «петербургских» повестей - «Шинель» (1842).

1 Арабески - сложный орнамент из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т.п. (первоначально в памятниках арабского искусства).

Комментарий литературоведа

Гоголь редко придумывал собственные сюжеты, предпочитая использовать готовые. Повесть «Шинель» не стала исключением. Две истории, услышанные писателем в разное время, дали толчок для создания произведения: современный Гоголю «канцелярский анекдот» и средневековая легенда.

П. Анненков, писатель, критик и друг Гоголя, живший с начала 1841 г. в соседней с ним комнате в Риме, пересказал «канцелярский анекдот», который Гоголь слышал в Петербурге, ещё до отъезда за границу, а также реакцию на него будущего автора «Шинели».

Это был анекдот «о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей». Чиновник мечтал купить хорошее охотничье ружьё и «необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку... В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку... Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову».

Исследователь творчества Гоголя Г. Макогоненко, комментируя выбор имени главного героя повести, обнаружил в сборнике житий святых житие святого Акакия Синайского: у злого монаха был молодой ученик Акакий, «который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным». От мук и страданий Акакий заболел и умер, но некоторые монахи не поверили в его смерть. И тогда тот монах, что мучил Акакия, пошёл на его могилу и прямо спросил: «Умер ли ты?» - «Не умер, отче, ибо тому, кто обязался творить послушание, невозможно умереть».

Комментарий архивариуса

Неверное прочтение повести может начаться прямо с названия. Если исходить из современного нам словоупотребления, можно подумать, что заголовок повести имеет в виду «форменное пальто со складкой на спине и хлястиком. Офицерская шинель. Шинель железнодорожника. Серые шинели (перен.: о солдатах; устар.)» («Словарь русского языка» С.И. Ожегова). Тогда можно обвинить начальство Акакия Акакиевича в том, что оно не обеспечило его тёплой форменной шинелью.

Рим. Кафе «Греко», которое посещали Н.В. Гоголь и Дж.Г Байрон

Чтобы избежать грубой ошибки, следует иметь в виду две очевидные реалии гоголевской эпохи. Во-первых, форменная одежда чиновника ограничивалась вицмундиром - автор «Шинели» с самого начала спешит сообщить, что Акакий Акакиевич, казалось, «так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире». Во-вторых, шинель - это вполне штатское «мужское пальто свободного покроя с меховым воротником и пелериной (так наз. “николаевская шинель”)». Эти сведения сообщает нам тот же словарь при толковании слова шинель в устаревшем значении. В. Даль в своём толковом словаре определял шинель как «плащ с рукавами и круглым вислым воротом». Таким образом, обзаведение шинелью было личным делом каждого чиновника.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Расскажите о связях Гоголя с Украиной.

2. Почему литературные критики назвали повести Гоголя «петербургскими»? Перечислите их.

3. Почему деление творческого наследия Гоголя на «смешное» и «несмешное» не отражает его истинного значения?