Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Глава 7. «Искусство – шаг из природы в бесконечность»

Литературная разминка

Вспомните известные вам сведения об эпохе Возрождения. Что именно «возрождалось» в эту эпоху?

Как вам уже известно, на смену периоду Средневековья в Европе пришла эпоха Возрождения (или Ренессанса), названная так потому, что одной из отличительных её черт стало пробуждение интереса к античности, которое после тысячелетнего господства церковной культуры было воспринято как знак глубокого духовного обновления. Эта эпоха, начавшаяся в Западной Европе приблизительно в XIV в. и завершившаяся в начале XVII в., ознаменовалась огромными переменами в экономической, общественной, научной и культурной жизни, которые определили переворот в сознании человека, в его представлениях о мире и о самом себе.

Период Ренессанса характеризовался бурным развитием городов и ремёсел, породившим новую - городскую культуру. Заметную роль в ней играли купцы и вольные ремесленники, привносившие в общественную атмосферу настроения свободомыслия, прагматичного1 подхода к окружающему миру, живого внимания к материальной стороне жизни. На основе общности жизненных интересов горожан возникло новое чувство гражданства, давшее толчок развитию национального самосознания, а вместе с ним - и процессу формирования современных европейских наций и их культурных традиций. Этот процесс сопровождался усилением контактов культуры с народной жизнью и народным творчеством, а также постепенным осознанием значимости и ценности национального языка. Именно в период Ренессанса писатели перешли с латыни, служившей главным книжным языком европейского Средневековья, на свои родные языки, тем самым положив начало национальным литературам. Таким образом, Возрождение стало эпохой становления национальных культур Европы.

Ренессанс также известен в истории как период активного освоения окружающего мира. Три изобретения, вошедшие в обиход в то время, - компас, порох и книгопечатный станок - символически отражают важнейшие направления этого освоения. Компас может служить символом Великих географических открытий, совершённых экспедициями Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана и расширивших представления европейцев об устройстве и природе Земли. Порох - символ жажды завоевания новых земель, присвоения их богатств и покорения народов, уступавших в своём техническом развитии европейцам. Книгопечатание - символ ускорения распространения знаний, а также выхода книги на лидирующие позиции в европейском культурном пространстве. Использование других приборов - микроскопа и телескопа - в буквальном смысле расширило поле зрения человека: вооружённый ими учёный Галилео Галилей смог «увидеть» и анатомию насекомого, и устройство Солнечной системы. Именно в эпоху Возрождения возникла научная теория, согласно которой Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Автором этой теории был Николай Коперник.

1 Прагматичный - от прагматизм: поведение, деятельность, образ мыслей, отражающие практические интересы.

В. Карпаччо. Возвращение послов к Английскому Двору (1495-1500)

Философ Джордано Бруно выступил с концепцией бесконечности Вселенной и бесчисленной множественности миров. Подобные идеи, противоречившие официальной церковной идеологии, в корне меняли представления человека о мироздании, о движении планет и светил.

Изобретение новых и усовершенствование уже имевшихся механических приборов, острый интерес к естественным наукам, путешествия в поисках новых земель отражали пробудившуюся в ренессансном человеке жажду познания мира, которую уже не могли удовлетворить ни сведения, почерпнутые из древних книг, ни представления, распространяемые церковью. Ренессансный человек стремился самостоятельно познавать мир, проверяя знания собственным опытом и полагаясь в исследованиях на собственный разум. Не случайно одной из знаковых книг ренессансной литературы стала «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского: написанная в шутовской манере, она высмеивала изъяны человеческой жизни, обусловленные нехваткой по-настоящему разумного - не книжного, а отвечающего требованиям практической жизни - подхода к действительности. Вера в человеческий разум, ставшая ещё одной характерной чертой Возрождения, заложила основы рационалистической1 культуры, которая во многом определила своеобразие европейской традиции.

1 Рационалистический - от рационализм: 1. Философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум. 2. Рассудочное отношение к жизни.

Научные и географические открытия, новые культурные горизонты, разнообразные перемены в экономической и общественной жизни ослабили духовную монополию церкви. В отличие от Средневековья, утвердившего господство христианской культуры, эпоха Возрождения сделала возможным развитие светской культуры, обращённой к личности, её мирской жизни с обычными нуждами и радостями. На смену средневековой духовной закрепощённости человека, чьё существование жёстко регламентировалось религиозными предписаниями и осмыслялось как поле противоборства Бога и дьявола, пришло новое мироощущение, основанное на осознании внутренней свободы, самостоятельности и широты возможностей. На смену средневековым призывам не поддаваться житейским соблазнам, умерщвлять плоть, подчинять жизнь задаче спасения души пришли призывы открывать земную, плотскую сторону существования и познавать окружающую действительность. На смену средневековому прославлению величия Бога и проявлений святости человеческого духа пришло упоение прелестями природы и красотой человеческого тела. Если в средние века были распространены сочинения на тему «О презрении к миру», то в период Ренессанса появились трактаты противоположной направленности: «О достоинстве человека». Если средневековая культура проповедовала идеал христианина, коротавшего дни жизни в посте, молитве и мыслях о Царстве Небесном, то ренессансная культура утвердила идеал земного человека - всесторонне развитого, энергичного и деятельного в строительстве своей судьбы, пребывающего в гармонии с собой и с окружающим миром.

Ренессансное мировоззрение, опиравшееся на античные представления о гармоничном человеке и ценности его земной жизни, выдвинуло личность в центр мироздания. Отныне человек провозглашался не только «мерой всех вещей», как во времена античности, но и «венцом творения Вселенной»; отныне главным смыслом существования личности объявлялось свободное развитие всех её способностей и возможностей во имя удовлетворения потребности в счастье. На основе этих идей возникла новая - гуманистическая - идеология, отстаивавшая принципы признания ценности личности, уважения её прав и свобод, защиты её достоинства. Иначе говоря, в эпоху

Возрождения сформировалась гуманистическая культура, ставшая великим духовным достоянием европейского культурного мира.

На фоне сдвигов во всех сферах жизни произошли существенные изменения в искусстве, взявшем на вооружение опыт античных мастеров. В архитектуре важную роль стали играть светские сооружения - дворцы, общественные здания, дома богатых горожан, - которым ренессансные архитекторы придавали величественную ясность и сдержанную гармонию. Живописцы овладевали мастерством художественного воспроизведения материального мира - передачей объёма, пространства, света, линейной перспективы, - а также приёмами реалистического изображения человеческой фигуры (в том числе - обнажённой), интерьера и пейзажа.

Тициан. Молодая женщина с блюдом фруктов (ок. 1555)

Характерные для нового сознания стремление к познанию земного мира, вера в ценность личности, её свободу и право на счастье определили гуманистический пафос ренессансной литературы. Этот пафос достигает огромной художественной силы и выразительности в лучших литературных памятниках Возрождения, к числу которых принадлежат «Книга песен» Ф. Петрарки, «Декамерон» Дж. Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Похвала Глупости» Э. Роттердамского, «Дон Кихот» М. де Сервантеса, «Опыты» М. Монтеня, пьесы У. Шекспира, К. Марло и др. Наиболее яркими носителями гуманистического сознания стали герои, пополнившие галерею вечных образов: Ромео и Джульетта, Гамлет и Отелло, Дон Кихот и Фауст.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Укажите хронологические границы эпохи Возрождения. Объясните смысл её названия.

2. Какие изменения в общественной и научной жизни произошли в период Ренессанса? Перечислите наиболее значительные научные и географические открытия этого этапа развития культуры. Какое влияние они оказали на мировоззрение человека Возрождения?

3. Раскройте смысл определений ренессансной культуры как «рационалистической», «светской» и «гуманистической». Объясните значение понятия «гуманизм».

4. Чем характеризовались искусство и литература Возрождения? Назовите имена выдающихся ренессансных художников, скульпторов и мастеров слова.

5. Творческая работа. Подготовьте сообщение об одном из деятелей культуры или науки эпохи Возрождения, чьи имена упоминаются в прочитанной главе, и выступите со своим сообщением в классе. Пользуясь Интернетом, подберите соответствующие видеоматериалы.



Підтримати сайт і наші Збройні Сили можна за посиланням на Buy Me a Coffee.