Учебник по Русскому языку. 10(6) клас. Баландина - Новая программа
Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.
Развитие речи. Культура речи
Совесть — это внутренняя честь. (А. Шопенгауэр)
Читаем текст в лицах по данной установке.
Говорим: обсуждаем морально-этическую проблему.
Пишем сообщение на морально-этическую тему.
365. Ознакомьтесь с диаграммой «Восприятие речи», которая использовалась во время одной из лекций по сетевому маркетингу. Выскажите свое мнение о том, на что в первую очередь обратит внимание аморальный бизнесмен. Как он будет манипулировать людьми?
366. Инсценируйте текст, предварительно распределив роли. Обратите внимание на речевое поведение героев.
И вот так мы ехали, и наш поезд в очередной раз остановился безо всякого расписания. На полустанке стоял мужичок, довольно высокий, худой и сутулый дядька. На досках ветхого полустанка у ног мужичка лежал большой холщовый мешок.
— Дед, чем торгуешь? — спросил я каким-то не особенно свойственным мне образом. Мне казалось, что так обратиться будет проще и как бы народнее, что ли.
— Да ничем, сынок, — сначала пожал плечами, а потом ответил дядька, — еду только торговать.
— А чё в мешке-то, дед? — послышалось еще откуда-то. — Кота, небось, везешь продавать?
— Лапти, ребята. Лапоточки, — услышали мы.
— Покажи, а! — крикнул я.
Лапти были настоящие, такие, в каких Емеля ездил на своей печи, и даже еще более настоящие.
— Ух ты! — восхитился я. — Продай, дед.
— Да покупай на здоровье, только зачем они тебе?
Я соскочил с полки, схватил деньги и побежал к выходу из вагона.
— Ну, дед, давай, сколько стоят твои лапти?
— А какая у тебя нога?
— Да какая разница, давай любые.
— Вот, — наконец сказал дяденька, достал аккуратные лапти и протянул мне. — С тебя, сынок, (тут он сказал какую-то совсем маленькую цену, ну, например, три рубля, я не помню точно).
— Отлично! — сказал я, представляя, как повешу эти лапти на стенку у себя в комнате. — Вот, держи, — и я протянул ему купюру (ну, например... десять).
— Ой, у меня сдачи не будет, я еще не наторговал, — сказал тот в ответ.
— Всё, давай в вагон, зеленый дали, — крикнула мне проводница.
Я растерялся и не знал, что делать.
— Возьми еще, — засуетился мужик, — пригодятся, может быть.
— Да не надо, дед. Мне одной пары достаточно, — засмущался я.
— Так сдачи-то нету, — растерянно твердил дядька.
— Да брось ты, — махнул рукой я, — ерунда.
— Как это брось? Такие деньги! Мне не надо! — даже испуганно быстро ответил он.
Тут поезд лязгнул вагонами, натянулся и тронулся, я со своими лаптями добежал до подножки и вскочил на нее.
— Да как же?! Возьми деньги, сынок! Лапти себе оставь, на здоровье, — услышал я и оглянулся. Дяденька быстро шагал по полустанку за медленно ускоряющимся вагоном. Он шел с протянутой рукой, в которой были деньги.
— Отец, оставь себе! Все нормально! — крикнул я.
Он быстро дошел до конца полустанка, сбежал по ступенькам вниз и зашагал по земле всё быстрее и быстрее, не опуская руки. Он смотрел мне в глаза. В этих глазах были смятение, стыд и непонимание. Поезд шел всё быстрее. Он побежал, всё не опуская руки. Потом стал отставать, но бежал.
— Сынок, весь сенокос в них проходишь! — крикнул он, пробежал еще несколько шагов, остановился и медленно опустил руку. Я долго видел его, стоящего неподвижно...
Как же мне потом было стыдно! Я даже ушел в туалет и коротко расплакался. Мне было тошно и не хватало воздуха от стыда. Как я мог так сделать?.. Не ресторанному же халдею* я оставил щедрые чаевые... Я ругал себя за ту манеру, с которой говорил с тем человеком, за то, что обращался к нему на «ты».
Я терзался тогда от того, что прикоснулся к чему-то большому и, как выяснилось, важному, не чужому мне... Но коснулся глупо, бессмысленно и пошло...
(По Е. Гришковцу)
Халдей — плут, проходимец.
• Работа с текстом. Можно ли старика, продающего лапти, назвать предприимчивым? Почему? Как вы думаете, получился бы предприниматель из рассказчика? Отдавал ли он себе отчет в том, как нужно выглядеть и как говорить?
• Почему молодому человеку стало стыдно за свое поведение? Можно ли сказать, что перед нами текст на морально-этическую тему?
• Приведите из прочитанного текста два примера: один — хорошего поступка, второй — плохого. Ответ аргументируйте.
• Докажите, что текст написан в художественном стиле.
• Работа со словосочетанием. Укажите, какое из словосочетаний построено грамматически неправильно: обратиться проще, обратиться народнее.
• Работа с предложением. Замените контекстуально неполный вопрос А какая у тебя нога? стилистически нейтральным и полным.
Творческое задание
367. Напишите небольшое рассуждение о том, насколько совместимы мораль и предпринимательство. При необходимости привлеките утверждение индийского политического деятеля и философа Махатмы Ганди: «Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы».
Домашнее задание
368. Выберите посильное задание и выполните его.
А Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Апостол Павел)
Б Подготовьте публичное выступление на тему «Что такое совесть?», пользуясь пятью «заповедями» искусства речи, которыми руководствовался А. Гамильтон:
Понять, что следует сказать.
Собрать и упорядочить материал: что по делу, а что шутки ради.
Облечь в слова и украсить слогом.
Запомнить.
Приятно и достойно изложить.
Цей контент створено завдяки Міністерству освіти і науки України