Учебник по Русскому языку и литературе. 10 класс. Давидюк - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

51. ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР». ЧТОБЫ ЖИТЬ ЧЕСТНО

1. Л. Толстой утверждал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятие «жить честно» писатель? А что вложили бы в это понятие вы?

• Как вы понимаете слово «лишаться» в высказывании писателя? Лишался ли чего-нибудь в своей жизни сам Толстой?

• Раскройте смысл понятия словосочетания «душевная подлость». Согласны ли вы с утверждением Толстого: «А спокойствие — душевная подлость»?

• Назовите героев романа, чья жизненная позиция совпадает с жизненным кредо Толстого. Кто из них, на ваш взгляд, наиболее духовно близок писателю?

Теория литературы

Внутренний монолог — художественный приём психологизма, заключающийся в воспроизведении речи действующего лица, обращённой к самому себе и не произнесённой вслух. Внутренний монолог помогает писателю воссоздать внутренний мир героя, раскрыть его внутренние переживания, в реальности остающиеся невидимыми, сделать их доступными для постороннего наблюдателя (читателя).

Внутренний монолог имитирует устную речь персонажа и отражает её свойства: отсутствие логики, скачки ассоциаций, мыслей и переживаний, переплетение ощущений героя, обрывки и паузы, немотивированные связи понятий, образное мышление, слитие в единый поток внутренней речи, где сознательное нередко неотделимо от бессознательного. Однако мера имитации внутренней речи у Л. Толстого очень велика, она доходит в некоторых случаях до своего предела, за которым следует уже иной приём психологизма — так называемый «поток сознания».

Функция внутреннего монолога в художественном произведении чрезвычайно важна: без него невозможно было бы существование идейнонравственной проблематики.

Читаем художественный текст

2. Находясь в гостях у князя Андрея, Пьер Безухов задаёт Болконскому вопрос, зачем он идёт на войну против Наполеона. На что получает ответ: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!». Что же искал Андрей Болконский на войне и нашёл ли смысл в своей службе в армии? Прочитайте в электронной хрестоматии фрагменты главы XVI третьей части первого тома от слов «Французы атаковали батарею...» до слов «...И слава Богу!..» и главы XIX третьей части первого тома от слов «На Праценской горе...» до слов «...понимал её теперь», выполните задания к ним.

• Определите роль пейзажных описаний в изображении душевного состояния князя Андрея. При помощи каких художественных средств создаёт их автор? Найдите примеры антитезы, раскройте её смысл.

• Как Толстой изобразил подвиг Андрея Болконского во время Аустерлицкого сражения? Почему подвиг героя не поэтизируется?

• Почему Наполеон, «его герой», показался князю Андрею маленьким, ничтожным человеком?

• В чём заключается значение образа «высокого неба» в этих главах?

3. Прочитайте в электронной хрестоматии фрагменты главы XII второй части второго тома от слов «Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску...» до слов «... его новая жизнь». Проанализируйте разговор князя Андрея и Пьера на пароме. Кто из героев прав? Согласны ли вы с утверждением Пьера: «Надо жить, надо любить, надо верить»? Как это жизненное кредо Пьера перекликается с мыслями Андрея Болконского о небе? Какую символическую роль выполняет образ высокого неба?

4. Прочитайте в электронной хрестоматии фрагменты главы I третьей части второго тома от слов «Весною 1809-го года князь Андрей...» до слов «...ничего не желая» и главы III третьей части второго тома от слов «Уже было начало июня...» до слов «...приносить пользу и в возможность счастия и любви». Как природа побеждает отчуждение князя Андрея от жизни? К чему стремится князь Андрей, поняв, что «жизнь не кончена в тридцать один год»?

• В чём заключаются поиски смысла жизни князем Андреем Болконским? В чём вы согласны в этих поисках, а с чем готовы поспорить?

5. Сопоставьте прочитанный художественный текст и соответствующие ему иллюстрации художников М. Родионова «Князь Андрей по дороге в Отрадное» и А. Николаева «Возвращение кн. Андрея из Отрадного» (см. электронную хрестоматию). Почему, на ваш взгляд, на иллюстрации М. Родионова коляска с князем Андреем повёрнута к зрителю боком, а на иллюстрации А. Николаева — как бы двигается вперёд к зрителю? В чём заключаются различия в изображении пейзажа?

6. Прочитайте в электронной хрестоматии фрагмент главы I второй части второго тома романа от слов «После своего объяснения с женой...» до слов «Но и умереть было страшно», раскрывающий сложную духовную жизнь Пьера, дайте комментарий к описанным размышлениям и событиям. Рассмотрите портрет Пьера на иллюстрации Д. Шмаринова. Какие детали портрета Пьера Безухова говорят о его душевном состоянии? Докажите, что это изображение действительно очень точно отражает размышления героя: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Дементий Шмаринов. Пьер, 1953—1955 гг.

7. Прочитайте в электронной хрестоматии фрагмент главы XXXI второй части третьего тома от слов «Курган, на который вошёл Пьер...» до слов «Вот так барин!». Почему именно Пьеру Безухову Л. Толстой доверяет увидеть решающее сражение под Бородином и почувствовать общее настроение народа, его единение? Как художник А. Николаев (см. электронную хрестоматию) подчеркнул это единение с народом Пьера, «невоенная фигура которого в белой шляпе сначала неприятно поразила этих людей»?

Дома

Можно ли сказать, что Андрей Болконский и Пьер Безухов жили «честно», как это понимал Л. Толстой? Докажите это, подготовив рассказ об одном из героев на выбор.

• Поиски смысла жизни князем Андреем Болконским.

1. Причины ухода на войну.

2. Небо Аустерлица.

3. Рождение ребёнка, смерть жены.

4. Встреча с Пьером, разговор на пароме.

5. Встреча с Наташей в Отрадном, символический образ дуба.

6. Счастье и горе отношений с Наташей.

7. События 1812 года в жизни князя Андрея.

8. Смерть Болконского.

• Жизненный путь и духовные искания Пьера Безухова.

1. Жизнь в светском обществе и женитьба на Элен.

2. Масонство и разочарование в нём.

3. Поэтическая любовь к Наташе.

4. Духовное возрождение в дни войны 1812 года.

5. Месяц в плену; знакомство с Платоном Каратаевым.

6. Пьер Безухов в эпилоге романа.

Дополнительные материалы о главных героях романа вы найдёте во фрагментах XI и XIV глав первой части эпилога в электронной хрестоматии. Используйте их для подготовки своего рассказа об одном из героев.