Учебник по Литературе (русская и зарубежная). 8 класс. Надозирная - Новая программа

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Аллегория (от греч. alios — «иной» и аgoreuо — «говорю») — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный жизненный образ.

Антитеза (от греч. anti — «против» и thesis — «положение») — противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов.

Афоризм — краткое запоминающееся выражение, содержащее оригинальную законченную мысль.

«Вечный образ» — персонаж фольклора и литературы, выражающий определенные черты человеческого характера. Эти образы сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени, потому они и называются «вечными».

Героическое в литературе — изображение действий персонажа, требующих предельного напряжения его сил и готовности к самопожертвованию во имя возвышенной цели.

Гротеск (от итал. grotta — «пещера, грот») — средство художественной изобразительности: предельное преувеличение и заострение признаков предмета, соединение фантастического и реального, сочетание несовместимого.

Драма (от греч. drama — «действие») — род литературы (наряду с эпосом и лирикой), который изображает человека в действии, в конфликтной ситуации. Главные особенности драмы — развертывание событий в настоящем времени, показ действия в форме монологов и диалогов героев.

Диалог (от греч. dialogos — «разговор, беседа») — разговор между двумя или несколькими лицами.

Идея — главная мысль художественного произведения.

Иносказание — литературный прием, скрытое упоминание фактов, событий, явлений. К видам иносказания относят аллегорию, эзопов язык, символ.

Комедия (от греч. comois — «веселая толпа» и oide — «песня») — драматический жанр, в котором герои, ситуации и действия представлены в смешном виде.

Композиция — построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей. Выделяют композицию линейную (когда события идут в хронологическом порядке), обратную (когда события воссозданы в обратном порядке — от финала к началу), кольцевую (повтор в начале и конце произведения художественных описаний, сходство событий и их участников в начале и финале). Иногда в произведении появляется вставной рассказ героя — такой вид композиции называют рассказ в рассказе.

Контраст (от фр. contraste — «противоположность») — сопоставление противоположных качеств или явлений.

Культура (лат. cultura — «возделывание, воспитание, почитание») — результат преобразующей деятельности человека и общества.

Лиризм — прямое, открытое выражение чувств и настроений персонажей и автора в художественном произведении.

Лирика (от греч. lyricos — «поющийся под звуки лиры») — один из трех родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. Главное в лирике — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Лирический герой — герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Внутренний мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации.

Метафора (от греч. metaphora — «перенос») — скрытое сравнение предметов или явлений, построенное на сходстве или контрасте, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Монолог (от греч. mono — «один» и logos — «речь, слово») — речь действующего лица, обращенная к себе или к другим.

Пафос — основной эмоциональный настрой произведения, его эмоциональная насыщенность.

Повесть — средний между рассказом и романом жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). В повести больше событий и действующих лиц, чем в рассказе, однако, в отличие от романа, обычно одна сюжетная линия. В зависимости от темы различают повести исторические, авантюрные, героические и др.

Подтекст — скрытый смысл.

Послание — лирический жанр, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу (или нескольким лицам). По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и т. д.

Проблема — основной вопрос, поставленный в литературном произведении. Он может получить ответ, а может и остаться нерешенным.

Рассказ — небольшое прозаическое произведение, которое содержит развернутое и законченное повествование об отдельном событии.

Роман (от фр. roman — первоначально: произведение, написанное на одном из романских языков, в противоположность написанному на латыни) — эпическое произведение, изображающее жизнь человека в ее сложных взаимосвязях с развитием общества.

Рубаи (множественное число — рубайят) — четверостишие, в котором содержится законченная мысль. Как правило, строки рубаи рифмуются по схеме ААБА, реже — АААА.

Сатира (от лат. satura — «смесь») — гневный смех, обличающий человеческие пороки и недостатки жизни.

Символ (от греч. symbolon — «знак») — особый художественный образ. В отличие от метафоры имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью.

Сказка-притча — эпическое произведение, сочетающее особенности сказки (вымышленные, фантастические события и герои) и притчи (иносказание и глубокий смысл).

Сравнение — образное словесное выражение, сопоставление людей, предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам.

Стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме. От лирического стихотворения оно заимствовало небольшой объем, повышенную эмоциональность, установку на выражение впечатления или переживания лирического героя, в некоторых случаях — бессюжетную композицию. С прозой его сближает отсутствие ритма и рифмы.

Сюжет (от фр. sujet — «предмет») — событие или совокупность событий, составляющие содержание произведения. Развитие события позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений.

Тема (от греч. thema — «то, что положено в основу») — предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор.

Трагедия (от греч. tragos — «козел» и oide — «песня») — драматический жанр, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям, а иногда и гибели героев.

Художественная культура — сфера культуры, отражающая реальную жизнь в художественных образах.

Художественный образ — форма, в которой воплощается художественное содержание в искусстве. В литературе это созданная писателем из языкового материала картина жизни. Существуют разные типы образов: слово-образ, образ-персонаж, образ рассказчика, образ-символ.

Цветопись — художественный прием передачи красок окружающего мира языковыми средствами.

Эзопов язык (от имени древнегреческого баснописца Эзопа) — вид иносказания, язык недомолвок, намеков, позволяющий замаскировать подлинную суть высказывания, когда ее нельзя прямо выразить.

Эпитет — художественное определение, которое не только указывает на какое-то качество человека, предмета, явления, но вызывает его зримый образ и формирует у читателя определенное эмоциональное отношение.

Эпос (от древнегреч. epos — «слово, речь») — литературный род наряду с лирикой и драмой, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях, а также внутренний мир человека.

Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде.

Памятка №1. КАК ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Внимательно прочитайте текст молча.

2. Определите авторское и собственное отношение к изображенным событиям, героям, переживаниям и подумайте, какая интонация подойдет для его передачи.

3. Определите основную задачу чтения (что вы хотите им передать).

4. Определите, в каких местах текста следует делать паузы.

5. Определите, какие слова, выражения вы хотите выделить силой голоса, интонацией, жестом.

6. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложений, между абзацами и частями текста. Следите за четкостью своей дикции.

7. Выделяйте голосом важные смысловые места.

Памятка №2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Охарактеризуйте внешний облик и положение героя в обществе (профессия, окружение, материальное благосостояние). Установите, какие черты личности героя раскрываются с помощью его портрета, речи, поступков, предыстории.

2. Охарактеризуйте внутренний мир героя: круг его интересов, взглядов и привычек, отношение к другим героям, переживания и чувства.

3. Проследите, меняется, развивается ли герой; если меняется, то как именно.

4. Определите авторское отношение к герою.

5. Определите, с какой целью создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Памятка №3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

1. Установите, что общего между героями:

• в интеллектуальном развитии;

• в духовном развитии;

• в социальном плане.

2. Определите, что отличает героев.

3. Установите, каково отношение автора (авторов) к героям.

4. Выскажите собственное отношение к персонажам.

Памятка №4. КАК ПОДГОТОВИТЬ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА

1. Внимательно, не торопясь, прочитайте текст.

2. Обратите внимание на непонятные слова, найдите в словаре их значение.

3. Разделите текст на логически законченные части и определите главную мысль каждой из них.

4. Озаглавьте каждую часть.

5. Подумайте над видом пересказа (пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, от лица какого-либо персонажа).

6. Перескажите текст, придерживаясь последовательности выделенных в нем смысловых частей.

Памятка №5. КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ (СТРОИТЬ УСТНОЕ РАССУЖДЕНИЕ)

1. В сочинении-рассуждении необходимо продемонстрировать не только способность размышлять, но также объяснять и убеждать. Поэтому рассуждение должно строиться по схеме:

основная мысль (тезис) —> аргументы (доказательства) —> вывод

2. Обдумайте и сформулируйте тезис и аргументы. Составьте план сочинения, отразив в нем количество и содержание аргументов.

3. Напишите (продумайте) рассуждение, следуйте составленному плану.

4. Следите за употреблением местоимений при последовательной связи предложений. В качестве аргументов используйте цитаты.

5. Сделайте краткий вывод, обобщив написанное (сказанное).

Памятка №6. КАК НАПИСАТЬ ОТЗЫВ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (КНИГЕ, КИНОФИЛЬМЕ И ДР.)

1. Укажите автора (создателей) и название произведения.

2. Назовите тему произведения.

3. В нескольких предложениях напишите о том, как вы поняли авторский замысел (что хотел автор донести до читателей).

4. Выскажите свое мнение о произведении: что в нем понравилось или не понравилось, что запомнилось.

5. Сделайте вывод: о чем произведение заставило задуматься, что нового для вас открыло (если это экранизация книги, то насколько создателям фильма удалось передать ее содержание).

Памятка №7. КАК РАБОТАТЬ НАД ПРОЕКТОМ

Проект — это индивидуальная или коллективная самостоятельная работа по решению какого-либо вопроса, выполнению творческого задания.

Порядок работы над проектом

1. Выберите тему проекта либо предложите собственную.

2. Определите способ и план подготовки проекта, распределите этапы (части) и время выполнения этих этапов.

3. Если проект коллективный, распределите среди участников обязанности, чтобы каждый одноклассник отвечал за свой участок работы. В коллективе могут быть:

руководитель проекта: организует работу всей группы, отвечает за своевременное выполнение проекта;

помощник руководителя: помогает организовывать работу группы, отвечает за представление результатов выполнения проекта учителю и товарищам по классу;

библиограф: отвечает за сбор информации из разных источников;

компьютерный дизайнер: отвечает за создание компьютерной презентации проекта;

художник: отвечает за художественное оформление материалов, которые создаются в ходе проекта.

4. Представьте проект классу. Будьте готовы ответить на возникшие у одноклассников и учителя вопросы по содержанию и оформлению проекта.

Памятка №8. КАК СРАВНИВАТЬ ТЕКСТ ОРИГИНАЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕГО ПЕРЕВОД

1. Определите жанр произведения, его тему.

2. Назовите страну, литературу которой представляет оригинал произведения. Определите, на каком языке написан оригинал.

3. Определите, кто и когда осуществил перевод текста.

4. Если вы изучаете язык, на котором написан оригинал, сделайте дословный (подстрочный) перевод фрагмента произведения.

5. Внимательно прочитайте перевод произведения и сравните его с оригиналом, определите выявленные отличия на уровне содержания (употребление слов и словосочетаний, подбор соответствий в языке перевода) и на уровне воспроизведения художественных особенностей (использование в переводе соответствующих метафор, сравнений, эпитетов).

6. Если для сравнения предлагаются несколько переводов одного произведения, определите, на что обратил внимание каждый из переводчиков.

7. Сделайте вывод, насколько перевод соответствует оригиналу, удалось ли переводчику передать художественное своеобразие переводимого произведения.

Памятка №9. КАК ОЦЕНИТЬ ОТВЕТ (СООБЩЕНИЕ, ВЫСТУПЛЕНИЕ С ПРОЕКТОМ) ОДНОКЛАССНИКА

1. Определите, соответствует ли тема выступления вопросу (заявленной теме сообщения).

2. Установите, насколько рационально отобран материал: нет ли ненужных фактов, деталей не по теме.

3. Обратите внимание, сделан ли акцент на главной мысли ответа (сообщения).

4. Оцените форму подачи ответа (сообщения): последовательно ли изложены факты, доказаны ли выдвигаемые положения, достаточно ли богат словарь выступающего.

5. Отметьте недостатки речи (слишком быстрый темп, неверная эмоциональная окраска).

Памятка №10. КАК ОЦЕНИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

1. Определите, удалось ли чтецу передать мысли и чувства героев.

2. Установите, правильно ли расставлены смысловые акценты и логические паузы, выделено ли интонацией главное.

3. Обратите внимание на четкость дикции и соблюдение орфоэпических норм при чтении.

4. Определите, удалось ли чтецу установить зрительный и эмоциональный контакт со слушателями, или же он читал лишь для себя.

Памятка №11. КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН ТЕКСТА

1. Разделите содержание текста на законченные смысловые части.

2. Выделите в каждой из частей главную мысль.

3. Озаглавьте каждую часть.

4. Проверьте: из пунктов плана должен получиться короткий, но связанный по смыслу текст.

Памятка № 12. КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ТЕКСТА

1. Внимательно прочитайте весь текст. Выделите слова, предложения, передающие основную мысль текста.

2. Разделите текст на части.

3. Прочитайте первую часть, выделите в ней главное. Сформулируйте главную мысль отрывка двумя-тремя предложениями. Запишите их.

4. Ту же работу проделайте с другими частями.

5. Проверьте себя. Прочитайте конспект, убедитесь, что он отражает основные положения текста и помогает вспомнить текст, воспроизвести его содержание.

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст