Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Ліхтей - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

§ 24. Просвещение

Вспомните

1. Объясните, что означает термин «эпоха Возрождения».

2. Определите общие и отличительные черты античного искусства и творчества мастеров Возрождения.

3. Подумайте, почему эпоху Возрождения называют «эпохой титанов».

4. Что такое утопия? Кто создал первую утопию?

5. Назовите ведущие идеи учения гуманистов. Как гуманисты воспринимали человека?

6. Изменились ли в епоху Возрождения представления человека об окружающем мире?

1. Источники и суть Просвещения

Во второй половине XVII в. наблюдается бурное развитие естественных наук. Учёные объяснили немало явлений окружающего мира. Большая заслуга в этом известного английского физика и математика, основателя современного естествознания — Исаака Ньютона (1643-1727). Учёный открыл закон всемирного тяготения, с помощью которого разработал теорию движения небесных тел. Он сформулировал основные понятия и принципы классической механики и осуществил немало важных открытий в физике и математике. Кроме того, И. Ньютон занимался исследованиями в области оптики, разработал теорию распространения света, сконструировал один из первых термометров.

Одновременно с И. Ньютоном, но вполне самостоятельно, немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) открыл метод дифференциального и интегрального вычисления. В естественных и точных науках Г. Лейбниц опередил многие последующие научные открытия: высказал мысль об эволюции Земли, писал о способности животных чувствовать, изобрёл вычислительную машину, которая, кроме сложения и вычитания, совершала операции умножения, деления, извлекала квадратный корень.

К. Б. Франке. Г. В. Лейбниц. 1700 г.

Достижения в области науки расшатали религиозные устои общества. Перед обществом встал вопрос: что заменит веру? Ответ дала сама жизнь — разум, т. е. рационализм. Учёные допускали: если языком математики можно изложить законы мироздания, то точно так же можно создать идеальную модель организации общества и государства. Во второй половине XVII-XVIII в. в духовной и культурной жизни Европы и Америки утвердилась идея о всемогуществе человеческого разума, о преобладании науки над религией. Это движение впоследствии было названо Просвещением. Впервые такое название в 1788 г. употребил Иммануил Кант (1724-1804) в статье «Что такое Просвещение?», хотя сами просветители называли себя философами.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

1788 г. Немецкий философ Иммануил Кант о Просвещении

Просвещение — это выход человечества из состояния несовершеннолетия, в котором оно пребывает по собственной вине. Несовершеннолетие — это неспособность пользоваться собственным разумом! А ведь так удобно быть несовершеннолетним! Нет нужды мыслить, если есть возможность заплатить. Этим скучным делом пусть займутся вместо меня другие. Для просвещения нужна свобода...

• Для чего, по мнению И. Канта, человеку нужно образование?

• Актуальны ли слова И. Канта в наше время?

Просветители считали, что все общественные неурядицы являются результатом человеческой необразованности и суеверий, что именно путём просвещения народа и его правителей можно построить новый справедливый мир.

Просвещение зародилось в Англии. В конце XVII в. в Англии наблюдается бурное развитие математики, астрономии, физики, механики. В 1662 г. здесь было основано научное учреждение — Лондонское королевское общество, членами которого были выдающиеся учёные.

Одним из первых идеи Просвещения начал развивать английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Своё видение идеального государства он изложил в сочинении «Левиафан» (1651). Т. Гоббс был сторонником абсолютной монархии при условии, что монарх — это должностное лицо, имеющее соответствующие права и обязанности. Монарх должен уберечь государство и гражданина от возможных потрясений. Философ выразил идею так называемого общественного договора, согласно которому государство берёт на себя определённые обязательства перед человеком, а человек полностью подчиняется воле государства.

Рационализм — вера в способность человека познавать мир, убеждённость в силе человеческого разума.

Просвещение — идейное движение конца XVII-XVIII в., основанное на рационализме, распространении знаний, признании естественных и политических прав человека.

Г. Гнеллер. Джон Локк. Конец XVII в.

Выдающимся мыслителем английского Просвещения был Джон Локк (1632-1704). Особого внимания заслуживает его труд «Два трактата о правлении», в котором учёный выступает сторонником и теоретиком конституционной монархии, имеющей, по его мнению, значительные преимущества над другими формами правления. Принцип конституционной монархии лежит в основе государственного строя современной Великобритании.

Джон Локк считал, что источником власти является народ. Именно он имеет право не только контролировать власть, но и изменить её, если она нарушает права человека. Учёный выступал за деление государственной власти на законодательную и исполнительную, а также отстаивал религиозную веротерпимость. Философ считал, что частная собственность, безопасность самого владельца и невмешательство в его предпринимательскую деятельность являются основой экономического процветания государства.

2. Французское Просвещение. Масоны

Идеи Просвещения распространились также во Франции, но в XVIII в. в общественно-политической жизни страны всё ещё были сильны феодальные традиции. Поэтому во Франции просветители не имели такого влияния в обществе, как в Англии. Французское Просвещение ориентировалось прежде всего на аристократическую культуру. Это чувствуется в стиле литературных произведений, принёсших их авторам мировую славу. От аристократов французские просветители позаимствовали и салонную форму общения, что развило у них склонность к теоретическим размышлениям и обобщениям.

Выдающимся французским философом-просветителем был Шарль Луи де Монтескьё (1689-1755). В сочинении «О духе законов» (1748) учёный определил закономерности развития государств и народов. Он различал три формы правления: деспотию, базирующуюся на насилии; монархию, где власть монарха опирается на принцип чести; и республику, где властвуют равенство и добропорядочность.

Монтескье считал, что характер законов каждого государства объясняется его географическим положением, экономикой, религией и т. п. В странах с тёплым климатом население более спокойное, ленивое. Плодородные земли требуют усилий и времени, и люди охотно передают права на управление одному лицу. Поэтому в земледельческих районах преобладает монархическая или деспотическая форма правления. Умеренный климат развивает в людях любовь к свободе, воинственность, отвагу. В таких государствах преобладает республиканское правление. Демократия, по убеждению Ш. Монтескье, возможна лишь в малых государствах, в больших нередко господствует деспотия. Учёный выступал за разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, утверждая, что эти ветви власти должны создавать противовес друг другу.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

1748 г. Из трактата Шарля Монтескье «О духе законов»

Когда в одном и том же правительственном органе или в одном лице законодательная власть совмещается с исполнительной, свободы не будет... Всё погибнет, если один и тот же человек или один орган правителей из дворян или из народа будет осуществлять эти три вида власти...

• Отчего предостерегал Монтескье? Известны ли в истории случаи, когда сочетание трёх ветвей власти приводило к глобальным катастрофам?

В XXI в. формируется общеевропейское духовное движение — масонство. Его основу составляли вольные мастера-каменщики (фр. macon — каменщик), не входившие в городские цеховые объединения. Они возводили дома, соборы, замки и крепости. Каменщики селились по 12-20 человек вдали от семьи, а их временное жильё называлось ложей. Организации вольных каменщиков связаны с большим количеством обрядов и тайн, касавшихся профессиональных знаний мастеров и подмастерьев. Идеалы масонства и его исторические корни уходят к временам ордена тамплиеров.

Ещё в средние века в ложи вольных каменщиков допускали представителей учёного мира. Они были покровителями, а порой и капелланами таких организаций. В раннее Новое время сюда стали вступать представители дворянства и буржуазии. Первые масонские ложи возникали либо путём заполнения старых организаций вольных каменщиков «приглашёнными» членами (т. е. людьми, не имевшими отношения к их профессии), либо путём создания своих собственных лож. В масонстве стала просматриваться тенденция к государственным преобразованиям, поиску новых форм общественного устройства. Больше всего масонских лож в то время было в Англии и Германии.

В 1717 г. четыре лондонские ложи создали объединённый масонский орден — Великую ложу Англии, которая благодаря общеевропейским связям, стала эталоном для многих масонских организаций. Вскоре была создана Великая ложа Франции, а в 1769 г. — Масонская ложа наук, куда вошёл и Франсуа Вольтер. Масонами были и такие просветители, как Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Жан Д’Аламбер.

Выдающимся французским просветителем, писателем, историком и философом был Мари Франсуа Аруэ, известный под именем Вольтер (1694-1778). Он написал научные труды «Философский словарь», «Опыт о духе и обычаях народов», «Эпоха Людовика XIV», «История России при царе Петре I» и др. Он высмеивал устаревшие общественные порядки, государственные и церковные учреждения, доказывая необходимость их постоянного совершенствования. По его мнению, жизнь в государстве может существенно улучшиться, когда им будет руководить образованный человек, «философ на троне». Следовательно, Вольтер был сторонником просвещённого абсолютизма — неограниченной монархии, базирующейся на идеях Просвещения. Учёный выступал за религиозную свободу, но при этом считал, что вера в Бога нужна, чтобы удержать народ от бунтов и восстаний. Он также был убеждён, что все люди должны быть равны перед законом.

Н. де Ларжильер. Вольтер. 1718 г.

М. К. де Натур. Жан-Жак Руссо. XVIII в.

За коренные изменения общественного строя выступал и Жан-Жак Руссо (1712-1778). В трактате «Рассуждение о начале и основаниях неравенства» (1755) он писал, что неравенство не является врождённой чертой человеческой натуры. Вместо того, чтобы жить по законам природы, человек в процессе развития общества попадает в зависимость от других людей и их мыслей. Такое положение вещей объясняется тем, что более сильные работают производительнее, чем слабые. Появляется частная собственность, приводящая к неравенству и потере свободы. Такое общество не имеет права на существование. Вместо него нужно построить новое на принципах общественного договора. Этой проблеме Ж.-Ж. Руссо посвятил специальный трактат «Об общественном договоре» (1762). Согласно этому договору, человек отказывается от некоторых естественных прав и добровольно берёт на себя определённые общественные обязательства. Это не ограничивает его свободы, поскольку человек способен контролировать своё поведение и жить, не мешая другим. При этом все участники общественного договора должны быть равны перед законом. Следовательно, государству, созданному на насилии, философ противопоставляет государство, основанное на разуме и праве. Просветитель убеждён, что только народ может наделять своих представителей властью и, в случае необходимости, отбирать у них такие полномочия. Идеалом государственного строя Ж.-Ж. Руссо считал демократическую республику, а главным врагом свободы человека — абсолютную монархию.

Свои надежды философ возлагал на будущее поколение, которое следует воспитывать по-новому. Собственное видение воспитательного процесса он изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Воспитание должно основываться на индивидуальной свободе ребёнка, его контакте с природой.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

1762 г. Из романа Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании»

Есть книга, которая содержит наилучший трактат о естественном воспитании. Эту книгу первой прочтёт мой Эмиль; она долго будет находиться в его библиотеке и навсегда займёт там почётное место... Что же это за замечательная книга? Это «Робинзон Крузо»...

• Как вы считаете, какие идеи Просвещения изложены в романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»?

• Какие идеи естественного воспитания нашёл в романе Ж.-Ж. Руссо?

Таким образом, ведущие деятели Просвещения считали, что образование и воспитание каждого человека приведёт человечество к идеальному обществу гармонии и счастья, построенному на разумных и справедливых принципах. Часть из них возлагала надежды на просвещённых монархов. Вольтер, к примеру, переписывался с российской императрицей Екатериной II, был знаком с прусским королём Фридрихом II. Политику просвещённого абсолютизма воплощала и австрийская императрица Мария-Терезия.

3. Влияние Просвещения на общество

Идеи Просвещения нарушили традиционные нормы и законы общества. Они распространялись прежде всего в среде западноевропейской элиты. Именно в эпоху Просвещения формируется прослойка образованной аристократии.

Просветительская идеология отражала интересы предпринимателей, финансистов, ремесленников, крестьян, представителей творческих профессий. Хотя на самом деле идеи Просветителей имели более широкое значение. Их философия влияла на духовную жизнь людей во всей Европе, декларируя свободу, равенство, частную собственность.

В середине XVIII в. наибольшие достижения Просвещения были объединены в большом интеллектуальном проекте — многотомной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремёсел». Издание осуществляли философ Дени Дидро (1713-1784) и математик Жан Д’Аламбер (1717-1783). К работе были привлечены выдающиеся учёные того времени. Кроме Д. Дидро и Д’Аламбера, немало статей для «Энциклопедии» подготовили Вольтер, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо и др. В целом над изданием трудилось свыше 100 авторов, а его публикацию финансировало около 4000 меценатов.

Первый том «Энциклопедии» вышел из печати в 1751 г.

На издание оказывалось давление иезуитами и государством. Цензура постоянно вмешивалась в издательский процесс, требовала изъять некоторые материалы и задерживала выпуски следующих томов. Ведь в «Энциклопедии» подавались не только конкретные факты о важных научных достижениях человечества, но и утверждались новые культурные ценности, противоречившие существующей системе. До 1776 г. энциклопедисты издали 17 томов текста, 11 томов иллюстраций и 7 томов дополнений, охватывавших все важные сферы человеческого знания.

Энциклопедисты — французские просветители, авторы многотомной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел».

Л. Мишель. Дени Дидро. 1767 г.

М. К. де Натур. Жан Д’Аламбер. 1753 г.

Важное значение имело освещение в «Энциклопедии» вопросов о развитии техники и ремёсел, об изобретениях в промышленном производстве и достижениях в сфере образования и воспитания. Энциклопедисты пропагандировали также свои политические взгляды о естественных правах человека, формах государственного строя, разделении ветвей власти и т. п. Они верили, что знания и полезные советы могут сделать мир более чистым и лучшим.

4. Искусство и литература

Н. Пуссен. Автопортрет. 1650 г.

В начале XVII в. в творчестве французских художников, работавших в Риме, зарождается новый стиль — классицизм. Он существовал параллельно с барокко как его художественный противовес. Представители классицизма опирались на античное искусство, традиции Высокого Возрождения. Они пытались воспроизвести красоту с помощью законов разума. Классицизму свойственно стремление идеализировать природу и человека, ему присущи чёткость, равновесие, пластичность художественных форм. Выдающимися представителями классицизма являются французские художники Николя Пуссен и Клод Лоррен.

В творчестве Николя Пуссена (1594-1665) преобладает античная тематика. Образцом совершенства для художника была Древняя Греция, в истории и мифологии которой он пытался увидеть величие любви и справедливости. Самые известные произведения Н. Пуссена на тему античности — «Царство Флоры», «Аркадийские пастухи». Известен Н. Пуссен и как пейзажист. На его картинах всегда присутствуют мифологические герои, хотя они и еле заметны на фоне туч, гор, деревьев, равнин («Пейзаж с Геркулесом», «Пейзаж с Полифемом»).

Ярким представителем классицизма является также Клод Лоррен (1600-1682). Художник считал себя учеником природы, а потому основным в его творчестве был пейзаж («Сельский пейзаж», «Пейзаж с пастухом», «Отдых на пути в Египет»). Именно К. Лоррен считается основоположником традиций французского пейзажа.

Придворным художником короля Людовика XIV был Шарль Лебрен (1619-1690). Художник создал галерею портретов короля и придворной аристократии. Благодаря Ш. Лебрену в 1648 г. была основана французская Королевская академия живописи и скульптуры.

Вершиной архитектуры классицизма считают Версаль — величественную резиденцию французских королей близ Парижа. В создании проекта участвовали выдающиеся архитекторы Луи Лево, Жюль Мансар и Андре Ленотр. Центральной частью Версаля является Большой дворец с многочисленными помещениями, где могут разместиться 10 тыс. человек. Дворец должен был прославлять французский абсолютизм.

Версаль (Франция). Современное фото

Классицизм — художественный стиль, возникший в XVII в. Образцом были античные произведения искусства. В архитектуре сооружения должны были повторять стиль греческих и римских зданий. В литературе авторы придерживались принципа единства места, времени и сюжета. В каждом произведении должны были утверждаться идеалы гражданственности.

Н. Миньяр. Жан Батист Мольер. XVII в.

Неотъемлемой частью дворцового ансамбля стал парк. Архитектор А. Ленотр сознательно отказался от искусственных водопадов и каскадов, символизировавших непокорную стихию природы. Зато построенные там бассейны имеют чёткие геометрические контуры и пропорции, как и требовали суровые законы классицизма. Версаль стал эталоном утончённого вкуса.

По проекту архитектора Ж. Мансара в классическом стиле построена и Вандомская площадь в Париже. Она имеет четырёхугольную форму и окружена административными зданиями. В центре площади стояла конная статуя Людовика XIV, которую в начале XIX в. заменили Триумфальной колонной в честь Наполеона Бонапарта. Главная идея площади — возвеличивание короля, мечта об идеально упорядоченном мире, существующем по воле монарха.

В 1673 г. было завершено строительство восточного фасада королевского дворца Лувра по проекту Клода Перро (1613-1687).

Среди культовых сооружений заслуживает внимания церковь Дома инвалидов в Париже, возведённая по проекту архитектора Ж. Мансара в классическом стиле.

Творцом французской классической трагедии считается Пьер Корнель (1606-1684). Наиболее известные его произведения — драмы «Сид» и «Гораций». Настоящим реформатором сценического искусства стал французский комедиограф и актёр Жан Батист Мольер (1622-1673). Он происходил из простой семьи, 13 лет отдал бродячему театру. Его пьесы «Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» захватывают глубиной и силой и до сих пор не сходят со сцен ведущих театров мира. Художник остро высмеивал человеческие и общественные изъяны.

Величественные трагедии на классические сюжеты создавал Жан Расин (1639-1699). Вершиной его творчества является трагедия «Федра».

Из других жанров художественной литературы популярны были сатира и роман. В созданных талантливым баснописцем Жаном де Лафонтеном (1621-1695) образах животных легко узнать представителей тогдашнего общества. Царь зверей лев — это король. Лисы, волки и медведи — льстивые и хитрые придворные, постоянно интригующие и готовые «съесть» друг друга. В баснях Ж. Лафонтена изображены также крысы, кроты, змеи — нечестные служители церкви, чиновники и судьи, живущие за счёт простонародья. В мире басен Лафонтена честным трудом зарабатывает на пропитание только человек.

Ведущим жанром в английской литературе XVIII в. становится роман. Английский писатель Даниель Дефо (1660-1731) создал роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», в котором в художественной форме изложены идеи Просвещения. С Робинзоном Крузо в литературу входит новый тип литературного героя — обычный английский буржуа. Своего героя автор оставляет наедине с дикой природой. Но Робинзон Крузо преодолевает все препятствия, демонстрируя лучшие человеческие качества.

О моряке и путешественнике рассказал Джонатан Свифт (1667-1745) в романе «Путешествие Гулливера». Произведение остро критикует тогдашнее общество, в частности его социальную верхушку. Носителем моральных качеств выступает моряк Гулливер.

Наиболее ярким представителем французской литературы был Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799). Всемирную славу ему принесли две комедии — «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» Ловкий и сообразительный представитель третьего сословия Фигаро — слуга графа Альмавивы. В «Севильском цирюльнике» он помогает графу завоевать сердце юной красавицы Розины, а в «Женитьбе Фигаро» герой сам устраивает свой брак. Комедии П. Бомарше полны народного юмора.

Немецкие писатели Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) и Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805) также пропагандировали идеи Просвещения. В трагедии И. В. Гёте «Фауст» речь идёт об учёном, продавшем душу дьяволу в надежде найти ответ на вопрос, в чём состоит смысл жизни. На склоне лет Фауст сделал вывод:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идёт за них на бой.

Смысл творчества И. Ф. Шиллера можно выразить его же словами: «Пусть мы будем свободны, как предки, пусть каждый знает, что смерть лучше, чем рабство».

Искусство второй половины XVII-XVIII в. отличает разнообразие стилей, бурное развитие всех жанров. Искусство освободилось от господства церкви и её канонов, приобрело светские черты и наполнилось качественно новым содержанием.

В начале XVIII в. во Франции зарождается новый стиль — рококо1. Название раскрывает наиболее характерную его черту — влечение к сложным изысканным формам, причудливым линиям, напоминающим силуэт раковины. Искусство рококо обращено к человеческим чувствам, неуловимым оттенкам настроения. Этот стиль просуществовал недолго — приблизительно до 1740-х годов, однако его влияние на европейскую культуру ощущалось ещё не одно десятилетие.

1 Рококо (от фр. rocaille — раковина) — стиль в западноевропейском искусстве первой половины XVIII в., для которого характерны изогнутые линии, напоминающие силуэт раковины, переплетение резных и лепных орнаментов, манерность образов, обращение к мифологической и пасторальной тематике.

Памятник И. В. Гёте и И. Ф. Шиллеру. г. Веймар (Германия). Современное фото

А. Ватто. Жиль. 1718-1719 гг.

Одним из основоположников стиля рококо был Антуан Ватто (1684-1721). Главным в его творчестве, в противовес правилам классицизма, было изображение мира человеческих чувств, не подвластных разуму («Общество в парке», «Непростое предложение»), Поклонник театра, А. Ватто рисовал также сценические образы («Жиль»).

Ни один из европейских стилей XVII-XVIII вв. не развился в искусстве Англии в чистом виде: все они пришли сюда намного позже. Английская национальная школа живописи основана Уильямом Хогартом (1697-1764). Он считал, что искусство может воспитывать человека. Художник создал циклы картин с общим сюжетом, например цикл «Модный брак». Он осуждал неравный брак между обедневшим аристократом и богатой девушкой из буржуазной семьи, который в конце концов стал причиной трагедии. Нетипична для того времени его неоконченная картина «Девушка с креветками». Художник стремится показать, как прекрасен человек, не обременённый условностями и предрассудками.

Выдающимися английскими портретистами были Джошуа Рейнольдс (1723-1792) и Томас Гейнсборо (1727-1788). Художники пытались передать характер своих персонажей, их профессиональные интересы и вкусы. Таковы, например, портреты талантливой актрисы Сары Сиддонс, выполненные обоими художниками в разное время. Изображения на полотнах свидетельствуют, что главным для этой женщины является сцена. Портрет, написанный Дж. Рейнольдсом, считают символом актёрского искусства. Кстати, именно Дж. Рейнольдс в 1768 г. стал первым президентом Королевской академии искусств в Лондоне, возобновившей деятельность благодаря его усилиям.

Для английской архитектуры характерно сочетание разнообразных стилей. Образцом такого сочетания стал огромный собор Святого Павла, построенный в 1675-1710 гг. по проекту Кристофера Рена. Главный фасад собора выполнен в стиле барокко.

Весомым вкладом Англии в архитектуру XVIII в. стало создание пейзажного парка, называемого также английским. В отличие от чёткой геометрии французского парка, в английском создана иллюзия первозданносте природы. Лучшие пейзажные парки Англии созданы Уильямом Кентом. Он украшал их скульптурами и павильонами. Особенно впечатляли искусственные руины, напоминавшие посетителям парка о прошедших героических временах.

Дж. Рейнольдс. Портрет Сары Сиддонс. 1783-1784 гг.

Дворец Сан-Суси в г. Потсдаме (Германия). Современное фото

Ярким образцом немецкого рококо является дворец Сан-Суси (с фр. без хлопот) в предместье Берлина Потсдаме, построенный в 1745-1747 гг. по проекту архитектора Георга Кнобельсдорфа для короля Пруссии Фридриха II. Огромные окна и стеклянные двери создают впечатление прозрачности дворцовых стен. Скульптуры, мебель, зеркала и росписи образуют целостный ансамбль, настраивающий на беззаботное восприятие окружающего мира.

Европейской музыке XVII — первой половины XVIII в. присущ стиль барокко. Полнее всего идею синтеза искусств воплощает опера. Появляются и другие музыкальные жанры — сюита, соната, оратория, прелюдия, увертюра и т. п. Стали модными придворные оркестры. В стиле барокко писали музыку Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах и др.

Антонио Вивальди (1678-1741) воссоздал в музыке разнообразие жизни природы — дуновение ветра, шум дождя, пение птиц. Его концерт для скрипки с оркестром «Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень» передаёт изменчивость природы, воспевает её красоту и совершенство.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) написал свыше 40 опер: «Ринальдо», «Орландо», «Ксеркс», «Юлий Цезарь» и др. Жизнь Генделя связана с оперными театрами в Ганновере (Германия) и Лондоне. Композитор писал также концерты для оркестра. Широко известны его концерты «Музыка на воде», «Музыка для фейерверка», исполнявшиеся в летних театрах.

Иоганн Себастьян (1685—1750) сформировался как композитор под влиянием немецкой Реформации и написал много протестантских хоралов. Его творческое наследие состоит приблизительно из 1000 произведений. Это вокальные драматические хоралы, произведения для органа, клавира, флейты, виолы, лютни. Для оркестра Бах написал 6 «Бранденбургских концертов», 4 сюиты, концерты для скрипки с оркестром. Кроме того, музыкант усовершенствовал орган и клавир.

Творчество Г. Ф. Генделя и И. С. Баха завершает эпоху барокко в музыке. В дальнейшем развитие музыки связано с эпохой Просвещения. Её открывает музыка венской школы, представленная такими именами, как Ф. Й. Гайдн и В. А. Моцарт.

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) первым среди корифеев музыки отказался от традиционного путешествия в Италию и нашёл свой стиль на родине. Камерная музыка в форме струнного квартета, многочисленные симфонии, оратории («Сотворение мира», «Времена года») принесли ему мировую славу. Хотя симфонические произведения писали и до Ф. И. Гайдна, считается, что именно он открыл новую эпоху в развитии жанра симфонии.

Э. Хаусман. И. С. Бах. 1748 р.

Б. Крафт. Посмертный портрет В. А. Моцарта. 1819 г.

Богатым и разнообразным является творческое наследие Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Это 16 опер, почти 50 симфоний, концерты для клавесина с оркестром, скрипки с оркестром, для флейты, кларнета, фагота и т. п. Первые произведения композитор написал в 5 лет. Его оперы («Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан») и в настоящее время являются жемчужиной в репертуаре мировых оперных театров. Своеобразным эпилогом творчества В. А. Моцарта стал бессмертный «Реквием».

5. Изменения в повседневной жизни

Наука, литература и искусство заметно повлияли на жизнь общества. Образованные люди объединялись по интересам в разные кружки и литературные салоны. Первые такие салоны появились во Франции ещё в первой половине XVII в. Основную роль в них часто играли женщины. Цель подобных собраний — содействие изменениям в жизни, развитие гармоничной личности, ораторских способностей и т. п. Одарённые люди получили возможность проявить себя в салонах. В дальнейшем их поддерживали меценаты, помогая развитию их таланта. В салонах сформировался отдельный этикет с соответствующей манерой поведения. Хорошо воспитанный человек никогда не показывал на публике свои чувства и эмоции. Даже супруги обязаны были быть сдержанными.

Повседневная жизнь аристократов состояла из прогулок, балов, торжественных приёмов, посещения театров и выставок, охоты. Вокруг дворцов вельмож разбивались сады и парки. Вошёл в моду английский парк, создававший иллюзию первозданности природы.

Нижние слои общества не участвовали в общественно-культурной жизни и не наслаждались её достижениями. Они тяжело работали и удовлетворяли изысканные потребности знати. При этом вельможи считали, что сделали для простонародья всё от них зависящее.

Просвещение, рационализм, классицизм, рококо, «музыка барокко»; Томас Гоббс, Джон Локк, Франсуа Вольтер, Шарль Монтескье, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Жан Д’Аламбер, Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц, Николя Пуссен, Жан Лафонтен, Иоганн Вольфган Гёте, Иоганн Фридрих Шиллер, Антуан Ватто, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт.

1. Чем обусловлено появление идей Просвещения?

2. Чьи интересы отстаивали просветители?

3. Как понимали просветители «естественное право человека»?

4. Каких композиторов объединяет понятие «музыка барокко». Почему?

5. Назовите основные признаки классицизма. Как основные идеи просветителей связаны с характерными особенностями классицизма?

6. Какой стиль называется рококо? В каких странах Европы он начал утверждаться?

7. Определите, как оценивали просветители роль религии в обществе. Почему? Докажите свою точку зрения.

8. Как вы считаете, можно ли высказывание У. Шекспира: «Весьмир — театр, а люди в нём — актёры» применить для характеристики драматургии и театрального искусства XVII—XVIII вв.? Обоснуйте своё мнение.

9. Как вы считаете, повлияла ли Английская революция на зарождение Просвещения в Англии? Обоснуйте своё мнение.

Подискутируйте

10. Многие герои литературных произведений XVII—XVIII вв. отправляются в странствия. Как вы считаете, почему?

11. Подумайте, какие идеи и стремления просветителей остаются актуальными и сегодня.