Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Глава 4. «Жизнь на свете хороша, коль душа свободна»

Литературная разминка

Подумайте, какие произведения, прочитанные вами в предыдущих классах, принадлежат к эпохе Средневековья. Как в них отразилась жизнь феодального общества?

Гибель Западной Римской империи стала трагическим финалом истории Древнего мира и одновременно началом нового этапа всемирной истории - Средневековья. Сам термин «Средние века» возник в Италии в эпоху Возрождения, в кругу передовых людей, которые преклонялись перед античной культурой и пытались её возродить. Так они назвали время между античностью и своей эпохой. Впоследствии термин «Средние века» получил распространение и закрепился за историческим периодом с конца V в. (падение Западной Римской империи) до XV в. (эпоха Великих географических открытий).

Если в древности каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности и историю, то в Средние века утверждаются мировые религии: христианство - в Западной и Восточной Европе, буддизм - в странах Южной Азии и Дальнего Востока, ислам - на Ближнем и Среднем Востоке. Появление общей религии стало базой для объединения некоторых народов и формирования единой цивилизации. Объединяющим фактором был также язык. Языками международного общения у народов Западной и Центральной Европы стала латынь, в Южной и Восточной Европе - греческий язык, на Ближнем Востоке - арабский, на Дальнем Востоке - китайский, в Индии - санскрит. Так в эпоху Средневековья возникают новые культурные регионы - западноевропейский, ближневосточный, индийский, восточноазиатский, византийский.

Христианство играло чрезвычайно важную роль в жизни европейского средневекового общества. В странах Востока влияние религии на политику, мораль, искусство было ещё большим. Поэтому естественно, что различия в вероучениях обусловили значительные различия и в общем развитии культур. Так сложились два культурно-политических сообщества, которые условно называют Запад и Восток.

Разногласия культур Запада и Востока сказались в особенностях мировосприятия, нормах поведения, образа жизни в целом. Размеренный, склонный к сосредоточению и созерцанию природы Восток противостоял активному, деятельному Западу, который находился в непрерывном движении. По политическим причинам эти разногласия стали восприниматься как непримиримые. В Европе даже в XIX в. ещё бытовало мнение, сформулированное английским поэтом Дж. Р. Киплингом: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и им не сойтись вдвоём». Однако в то же время Запад и Восток находились в постоянном культурном диалоге.

Ваганты. Средневековая миниатюра

Средневековая литература Западной Европы развивалась под влиянием жесткого разделения общества на сословия. На рубеже X-XI вв. видный церковник сформулировал это так: «Одни молятся, иные воюют, третьи работают...». Как каждое сословие было носителем определённого типа культуры, так и литература делилась на религиозную, рыцарскую и городскую.

Литература религиозного характера в основном была латиноязычной - исторические хроники, жития святых, проповеди, богословские сочинения. Широкое распространение получил жанр агиографии: в этих произведениях рассказывалось о жизни, чудесах и мученичестве за веру людей, канонизированных1 христианской церковью.

К латиноязычной литературе Средневековья принадлежит также поэзия вагантов (от лат. «странствующий») - странствующих студентов, которые сочиняли светские песни «к случаю». В XII в. в крупнейших городах Европы на базе школ возникли первые университеты. С тех пор молодёжь часто путешествовала, чтобы углубить знания по определённым наукам, послушать лекции известных преподавателей. По дороге ваганты, зарабатывая на хлеб, исполняли песни собственного сочинения. Иногда они пародировали латынь, сознательно искажая её и сочетая с живым народным языком.

В XIX в. в хранилище мюнхенского монастыря был найден знаменитый сборник поэзии вагантов «Carmina Burana» («Буранские песни»). Представьте себе общую тетрадь современного ученика, где он вперемешку записывает задачи по алгебре, химические формулы, иностранные слова, рисует профиль одноклассницы, делает заметки для сочинения. Чем-то подобным и есть Буранский сборник. Сегодня память о свободолюбивых вагантах живёт в строках международного студенческого гимна «Гаудеамус».

1 Канонизированный от канонизировать - здесь: причислять к лику святых.

Э. Доплер. Валгалла (1905)

Историческим основанием средневекового эпоса является становление новых европейских государств, развитие феодальных общественных отношений. Его сюжетами стали пересказанные события о временах Великого переселения народов, норманнских набегах, войнах Карла Великого, его предков и преемников, о борьбе с арабскими завоевателями.

«Старшая Эдда» - эпос скандинавских (северогерманских) народов. В неё входят мифологические, героические, поучительные песни и сказания о богах, которые выполняли скальды - поэты из окружения военных вождей. Главным героем скандинавского эпоса является Один - хозяин Валгаллы (места, где покоятся погибшие воины). Среди героических песен «Эдды» выделяется цикл о нибелунгах - сказочных карликах, обладателях золотого клада. Коварный бог огня Локи похитил это сокровище. Золото нибелунгов, переходя из рук в руки, становится причиной раздора, гибели героев и даже племён.

Этот сюжет стал основой известной немецкой эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах» (XII в.). Историческая основа этого эпоса - гибель Бургундского королевства, разрушенного гуннами в 437 г. В «Песни о Нибелунгах», как и в других памятниках героического эпоса Средневековья, события изображены с народной позиции: осуждается жестокость феодальных войн, воссоздана правдивая картина жизни феодального мира с его неустанными распрями, порождёнными военным соперничеством, жадностью и завистью. Главный герой эпоса - Зигфрид, бесстрашный королевич с Нижнего Рейна, победитель дракона и двенадцати великанов, владелец клада нибелунгов.

Испанский эпос XII в. представлен «Песней о моём Сиде». Главный герой этого произведения - защитник народных интересов, который более всего стремится освободить родную землю от посягательств воинственных арабов. Прообразом его стал кастильский феодал Родриго Диас де Бивар, прозванный арабами Сидом.

А. Муха. Геральдическое рыцарство (нач. XX в.)

Героический эпос французского Средневековья дошёл до нашего времени в виде поэм, которые получили название «песни о деяниях», или «песни о подвигах». Самая известная из них - «Песнь о Роланде». Героический эпос времён Киевской Руси представлен былинами об Илье Муромце, с которыми вы ознакомились в седьмом классе, и самым известным памятником древнеславянской литературы - «Словом о полку Игореве». Неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев стал призывом к князьям Древней Руси прекратить междоусобицы и объединиться перед внешней угрозой - монголо-татарским нашествием.

Возникновение рыцарской литературы связано с утверждением рыцарей как особого клана внутри класса феодалов. Значительную роль в создании рыцарства сыграла церковь, поскольку рыцарь должен был быть прежде всего воином-христианином, преданным защитником её идей. Постепенно рыцарство превратилось в организацию военно-феодальной знати, которая претендовала на господство в социальной, нравственной и эстетической сферах общественной жизни. Поэтому сформировался и особый рыцарский кодекс, согласно которому доблестный воин должен уметь разбираться в искусствах, быть образованным, великодушным, учтивым и приветливым. Основными жанрами рыцарской литературы были лирика и роман.

Рыцарская лирика разработала идеологию куртуазности1 как возвышенной нормы поведения. Это была первая светская идеология средневековой

1 Куртуазность - система правил поведения при дворе короля или крупного феодала.

Европы. Её новшество - культ Прекрасной Дамы, построенный по образцу культа Богоматери, и этика самоотверженного служения, построенная по образцу этики вассальной верности господину. На основе таких взглядов любовь приобрела значение самоценного чувства, что стало важным шагом к постижению внутреннего мира человека.

Важную роль в развитии лирики сыграли трубадуры - поэты-рыцари южной области Франции - Прованса. Темами их стихов были война, любовь и искусство.

Рыцарский роман, как и лирика поэтов-рыцарей, разрабатывал темы ратных подвигов и любви. Характерный признак поэтики этих произведений - сочетание реалистического, фантастического и приключенческого элементов. Наибольшую известность и распространение получили романы, посвящённые рыцарям круглого стола. В них речь идёт о полулегендарном короле бриттов Артуре (V-VI вв.), успешно боровшемся с англосаксонскими завоевателями. В романах он выступает в образе идеального рыцаря. Кроме короля, заметную роль играют рыцарь Ланселот, тайно влюблённый в Джиневру, жену Артура, фея Моргана и волшебник Мерлин. Признанным творцом романов о рыцарях круглого стола является Кретьен де Труа (вторая половина XII в.).

Рост городов в Европе XII в. обусловил возникновение городской литературы, которая активно противостояла рыцарской. Её положительным героем выступает толковый, изобретательный горожанин или крестьянин, способный выйти из любого трудного положения, оставив в дураках сеньоров и жадных священников. Басня, короткий сатирический рассказ, аллегорический эпос о животных были излюбленными жанрами городской литературы.

По мнению учёных, в средневековой Франции зародился и жанр баллады, примерно в XV в. она распространилась в Англии и Шотландии. Яркими примерами средневековой баллады являются легендарные истории о «благородном разбойнике» Робине Гуде, которые легли в основу многих известных литературных произведений.

Самым значительным достижением литературы средневекового Востока является блестящая поэзия.

Жемчужины арабской поэзии - это произведения, написанные на основе древней легенды о трагической любви поэта Меджнуна к девушке по имени Лейла. До наших дней легенда о Лейле и Меджнуне остаётся любимым сюжетом всех восточных литератур. Как вам уже известно из уроков внеклассного чтения в восьмом классе, первым к нему обратился Низами Гянджеви, классик персидской поэзии, перу которого принадлежит написанная в 1188 г. поэма «Лейла и Меджнун».

Миниатюра из рукописи «Шах-наме» (XVI в.)

Балет Ф. Амирова «Тысяча и одна ночь». Сцена из спектакля Харьковского национального академического театра оперы и балета

Поэма Абулькасима Фирдоуси (934-1025) «Шах-наме» («Книга царей») - самое известное произведение персидско-таджикской литературы. На основе древнеиранского эпоса и научных трудов Фирдоуси в поэтической форме изложил историю Средней Азии. Строки «Шах-наме» полны героики и любви к родине.

Рубаи персидского поэта-философа Омара Хайяма, с которыми вы уже знакомы, переведены на все европейские и восточные языки.

Персидский поэт Абу Абдаллах Мушрифаддин ибн Муслихаддин Саади Ширази (между 1203 и 1210-1292), более известный как Саади, был воином, нищим-монахом, побывал в плену у индийцев и крестоносцев, едва не погиб, но вернулся-таки домой. Богатый опыт, житейская мудрость и литературный талант Саади воплотились в его творчестве: нескольких сборниках любовной лирики - газелях (вид лирического стихотворения) и поэмах «Бустан» («Плодовый сад») и «Гулистан» («Сад роз»). Одна из заслуг Саади перед мировой культурой заключается в том, что он задолго до европейцев выдвинул художественную идею гуманизма и раскрыл значение этого понятия в своих произведениях.

Мировую славу снискал также персидско-таджикский поэт Шамседдин Мухаммад Гафиз Ширази (ок. 1325 - 1389 или 1390). Псевдоним художника - Гафиз - означает «способен наизусть воспроизвести весь Коран». Темами творчества Гафиза были красота и любовь к жизни, свобода чувств, разоблачение лицемерия.

Развивалась в восточной литературе Средних веков и проза. Это сказки, народные романы, любовно-приключенческие, бытовые новеллы, рассказы и анекдоты. Между X и XV в. на Ближнем Востоке был составлен сборник народных сказок «Тысяча и одна ночь», который впоследствии стал всемирно известен. Кроме арабов, к его созданию присоединились персы и индийцы - народы, волею истории оказавшиеся в составе одного исламского государства. Произведения сборника поражают богатством вымысла, свободной игрой слов, причудливой фантазией. Сейчас «Тысяча и одна ночь» входит в десятку самых распространённых переводных изданий.

Итак, литература Средних веков - важный и неотъемлемый этап мирового литературного процесса. Несмотря на исторические особенности и неизбежные противоречия, она стала шагом вперёд на пути развития человечества. Потеряв пластичность и телесность, свойственные художественному мировоззрению античности, Средневековье взамен нашло себя в постижении духовного мира человека. «Не блуждай вне, но войди внутрь себя», - писал на заре этой эпохи выдающийся христианский мыслитель Августин.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Охарактеризуйте Средневековье как историческую эпоху, определите его хронологические рамки.

2. Назовите характерные признаки средневековой литературы.

3. Чем отличаются литературы Востока и Запада периода Средневековья? Какие жанры развивались в западноевропейской и восточной литературах того времени?

4. Составьте опорную схему «Средневековая литература в персоналиях», отметив выдающихся художников эпохи и их вклад в развитие мировой литературы.

5. Творческая работа. Составьте словарик «Жанры западноевропейской и восточной средневековой литературы».