Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Глава 4. «Окружающий мир – это зеркало наших мыслей»

Литературная разминка

Вспомните, что такое притча. Какую роль притчи играли в библейских и коранических текстах?

Ричард Дэвид Бах (род. 1936 г.)

Всемирно известный писатель Ричард Дэвид Бах сравнивает жизнь с полётом. Он убеждён: для человека естественно чувствовать удовольствие от того, что происходит здесь и сейчас, а не от прошлого или будущего. По его мнению, целью жизни является поиск совершенства.

Будущий писатель родился 23 июня 1936 г. в американском городе Оук-Парк. По семейной легенде, его род происходит от гения немецкой музыки Й. С. Баха. С детства Ричард увлекался самолётами, заполнив весь дом самодельными моделями. Увидев плакат с изображением самолёта и надписью «Ты можешь летать на нём», будущий писатель стал мечтать о полётах. В семнадцать лет он впервые поднялся в небо на любительском биплане1. Уроки пилотирования коренным образом изменили мироощущение юноши: с тех пор авиация стала его страстью. После учёбы в Калифорнийском университете Лонг-Бич Ричард начал карьеру военного лётчика на тактических истребителях в Военно-воздушных силах США.

Закончив службу в чине капитана, Бах поменял несколько профессий, но не изменил своему увлечению: он был пилотом чартерных2 рейсов, авиамехаником, лётчиком-трюкачом, который выполняет фигуры высшего пилотажа. На одноместном самолёте он не раз осуществлял дальние путешествия, попадал в аварии и опять поднимался в небо. Параллельно Бах печатал научно-популярные статьи в профессиональных журналах.

1 Биплан - самолёт, имеющий две поддерживающие плоскости (крылья), расположенные одна над другой.

2 Чартерный (рейс) - от чартер: 1. Договор о перевозках чего-либо на условиях предоставления отправителю всего объёма транспортного средства или его части. 2. Перевозка на таких условиях.

Ричард Бах стал знаменитым благодаря повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970), в которой создал образ птицы, способной в полёте преодолевать любые препятствия. Писатель утверждает, что выступил не в качестве автора произведения, а лишь медиумом1. Гуляя туманной набережной калифорнийского канала, он якобы услышал странный Голос, который говорил от имени прославленного американского лётчика начала XX в. Джонатана Ливингстона. Бах вернулся домой и записал услышанное. Продолжение этого сказания причудилось ему лишь через восемь лет. Правда это или фантазия - неизвестно, но в 1970 г. мир увидел самое известное произведение Баха - «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Первые попытки издать «Чайку...» отдельной книгой были неудачными. Лишь в конце 1970-х годов, когда повесть была проиллюстрирована чудесными работами фотографа-анималиста Р. Масона, она стала бестселлером2.

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - это повесть о тех, кто слушает призыв своего сердца и устанавливает собственные правила. Её главный герой - птица, которая уверенно и бесстрашно стремится к своей цели, преодолевая многочисленные ограничения и запреты. Проблему поиска смысла жизни автор воплощает в конфликте между серой Стаей и гениальным Изгнанником.

Бах назвал «Чайку...» повестью-притчей о большой мечте, которая живёт в душе человека, - мечта о полёте, о призвании, о безграничном совершенстве. События в ней, как и в других произведениях этого жанра, не определены ни во времени, ни в пространстве. Чайки летают над морем вне времени. Притчевый характер имеет и сюжет. Он достаточно простой, но пересказать его нелегко, ведь глубинное, философское содержание притчи должен постигнуть сам читатель. Как в любой притче, герои произведения изображены схематически. Например, у Джонатана лишь одна страсть - полёт, лишь один путь - стать Изгнанником. Именно тогда чайки получают имя, становятся личностями, находят свою индивидуальность и бессмертную душу.

Повесть построена на аллегориях: Стая - повседневная жизнь, полёт Джонатана - свобода, стремление к совершенству.

Повесть Р. Баха затрагивает немало философских вопросов: любви, свободы, жизненного назначения человека, взаимоотношений родителей и детей, противостояния повседневности и стремления к высокой цели, нежелания развиваться и жажды знаний. Всё, чем Бах занимался в течение жизни, объединено страстью к полёту. Поэтому его описание мастерства полёта является одной из особенностей художественного мира произведений писателя, в частности и повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

1 Медиум - сверхчувствительный человек, который выступает в качестве связующего звена между двумя мирами: материальным и духовным.

2 Бестселлер - изданная большим тиражом книга, которая вошла в перечень наиболее популярных.

Обложки изданий на английском, русском и украинском языках

«Harper Element», 2003

«Азбука-классика», 2005

«Фолио», 2005

Комментарий литературоведа

В повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» не содержится религиозных идей в чистом виде, однако некоторые критики и рецензенты увидели в ней евангельские и буддистские мотивы. Параллели с библейскими сказаниями об Иисусе Христе прослеживаются в самой идее изгнания тех, кто не похож на других; в избранности Джонатана, в его возвращении на землю после смерти.

Буддистские мотивы превращения и стремления к совершенству воплощаются, в частности, в словах чайки Салливана: «Мы пришли из одного мира в другой, почти точно такой, и уже забыли, откуда происходим... Мы избираем для себя следующий мир благодаря тому, чему научились в предыдущем. Не научишься ничему - и следующий мир не будет ничем отличаться от предыдущего, и в нём на тебя будут ожидать те же преграды и свинцовый груз незнания».

После повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Бах опубликовал такие произведения, как «Дар крыльев», «Нет такого места — “далеко”», «Мост через вечность», «Иллюзии, или Приключения Мессии поневоле», «Карманный справочник Мессии» - сборник философских обобщений относительно смысла существования, понимания любви и ненависти, гнева и страха, роли знания и стремления к совершенству, познанию собственного «я». Это своеобразный советчик в решении сложных жизненных ситуаций. «Все люди, все события в твоей жизни возникают потому, что позвал их туда ты. Что ты будешь делать с ними, - решать тебе», - считает писатель.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что вы узнали о Р. Бахе?

2. Какие жизненные обстоятельства повлияли на характер творчества Р. Баха? В чём это проявилось?

3. Охарактеризуйте творчество Р. Баха. Назовите его самые известные произведения.

Перед чтением. Читая повесть Р. Баха, поразмышляйте, какое содержание вкладывает автор в понятия «небо» и «небеса». Чем они отличаются?

ЧАЙКА ПО ИМЕНИ ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН

(Отрывки)

Тому самому Джонатану, чайке, живущей в каждом из нас.

I

Было утро, и солнце опять залило сияющим золотом спокойное море, чуть подёрнутое рябью.

В миле от берега забрасывал сети рыбацкий баркас, и, когда по Стае имени Завтрака разнеслось Слово, тысяча чаек разом поднялась в воздух, чтобы начать между собой привычную битву за кусочки пищи. Начинался ещё один день, полный забот.

Но далеко в стороне, паря в полном одиночестве над баркасом и берегом моря, чайка по имени Джонатан Ливингстон занимался совсем иным. На высоте сто футов он опустил свои перепончатые лапки, задрал клюв и, превозмогая боль, напряг все мышцы, чтобы ещё круче изогнуть крылья. Так он сможет лететь очень медленно, и наконец он настолько замедлил свой полёт, что свист ветра превратился в тихий шёпот, а океан под ним замер неподвижно. (...)

Чайки, как вы знаете, никогда не замирают в воздухе. Это для них бесчестье и позор.

Но чайка по имени Джонатан Ливингстон, без тени стыда заново круто изгибавший дрожащие от напряжения крылья - чтобы снова замедлить свой полёт, а потом опять рухнуть вниз, - был вовсе не обычной птицей.

Большинство чаек не утруждают себя излишними знаниями о полёте - им вполне достаточно научиться летать от берега до пищи и обратно. Для большинства чаек главное не полёт, а еда. Для этой же чайки, главное заключалось не в еде, а в самом полёте. Больше всего на свете чайка по имени Джонатан Ливингстон любил летать.

Подобный образ мыслей, как выяснилось, не сулил ему большой популярности. Даже его родители не очень-то одобряли то, что Джонатан целыми днями летал один, сотни раз повторяя свои эксперименты с планированием на малых высотах. (...)

- Ну почему, Джон, почему? - причитала его мать. - Почему тебе так тяжело походить на других в нашей стае, Джон? Зачем ты летаешь так низко, ты же не пеликан и не альбатрос. Тебе надо хорошо питаться. Сынок, у тебя же остались одни перья да кости!

- Мамочка, ну и пусть у меня будут лишь перья да кости. Я просто хочу узнать, на что я способен в воздухе, вот и всё. Я просто хочу узнать.

- Послушай, Джонатан, - сказал его отец, и в голосе его звучала доброта. - Зима уже близко. Лодок будет мало, а рыба уйдёт в глубину. Если тебе обязательно надо учиться, тогда изучай пищу, и как её побольше добыть. То, что ты изучаешь полёт, конечно, неплохо, но, сам понимаешь, одним полётом сыт не будешь. Не забывай, что ты летаешь только для того, чтобы есть.

Кадры из кинофильма «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (режиссёр X. Бартлетт, 1973)

Джонатан послушно кивнул. И несколько дней старался вести себя как и все; он честно старался, с криком кружил в стае вокруг пирсов и рыбацких баркасов, сражаясь за кусочки хлеба и рыбы. Но у него ничего не получилось.

«Всё это совершенно бессмысленно, - думал он, нарочно уронив треску, доставшуюся ему с большим трудом - её тут же подхватила старая голодная чайка, гнавшаяся за ним. - Всё это выброшенное на ветер время я мог бы учиться летать. А мне так много ещё надо узнать!»

И вскоре чайка Джонатан снова в одиночестве парил вдали от берегов счастливый, голодный, постигающий неизведанное.

Теперь он изучал скорость и за неделю узнал о ней больше, чем самая быстрая чайка на свете. (...)

Поднявшись на две тысячи футов, он сделал ещё одну попытку: разогнался до пятидесяти миль в час и нырнул вниз, вытянув клюв и неподвижно раскинув крылья. Это потребовало огромного напряжения сил, но всё получилось, как надо. За десять секунд он разогнался до девяноста миль в час. Джонатан установил мировой рекорд скорости полёта чайки!

Но победа была недолгой. Как только он начал выход из пике и изменил угол атаки своих крыльев, он моментально потерял управление, и этот кошмар начался снова. На скорости девяносто миль в час Джонатан закувыркался, словно подбитый зенитным снарядом, и врезался в каменную твердь моря.

Когда он пришёл в себя, солнце уже давным-давно село, и тело его тихонько скользило по лунному свету, разлитому на поверхности океана.

Измученные крылья казались отлитыми из свинца, но ещё тяжелее была горечь поражения. «Хорошо бы, чтобы меня утянуло на дно и мучения мои закончились», - вяло подумал он... Ночью чайке место на берегу, и он поклялся, что с этого момента он будет обычной чайкой. От этого всем будет лучше. (...)

И тут летящий в ночи на высоте ста футов Джонатан Ливингстон неожиданно зажмурился. Мигом исчезла боль, забылись недавние клятвы.

Короткие крылья. Как у сокола!

Да вот же она, разгадка! Каким же я был дураком! Малюсенькое крыло! Мне надо сложить крылья и лететь на одних кончиках! Короткие крылья!

Он поднялся на две тысячи футов над чёрной гладью моря, и, не раздумывая ни секунды о неудаче или смерти, прижал крылья к телу, и, выставив наружу лишь их острые кончики, ринулся в пике. (...)

На рассвете чайка Джонатан продолжил тренировку. (...)

Случилось так, что в то утро, сразу после восхода солнца, чайка по имени Джонатан Ливингстон с рёвом пронёсся прямо сквозь самую середину Стаи имени Завтрака на скорости двести двенадцать миль в час с плотно зажмуренными глазами. В тот раз Чайка Удачи ему улыбнулась, и все остались живы. (...)

К тому времени, когда он поднял клюв к зениту, скорость была ещё сто шестьдесят миль в час. Когда же он снизил её до двадцати и наконец расправил крылья, баркас снова казался щепкой, и до него было четыре тысячи футов. Его захлестнула радость. Предельная скорость! Чайка достигла скорости двести четырнадцать миль в час! Это была победа, величайший момент в истории Стаи, и в ту секунду для Джонатана начался новый отсчёт времени. (...)

Отправившись в свой уединённый район тренировок, он набрал восемь тысяч футов и немедленно нырнул вниз, чтобы научиться поворачивать в пикирующем полёте.

Он открыл для себя, что для плавного поворота на этой бешенной скорости достаточно на долю дюйма сместить одно-единственное перо с кончика крыла. Однако, прежде чем он это узнал, выяснилось, что, если сместить несколько перьев, то тебя начинает вертеть волчком... Так Джонатан стал первой чайкой на Земле, выполнившей фигуры высшего пилотажа.

В тот день он ни секунды не истратил на разговоры с другими чайками, а тренировался до самой темноты. (...)

Когда он приземлился, все чайки собрались на Совет и, по всей видимости, стояли так уже давно. Они ждали.

- Чайка по имени Джонатан Ливингстон! Встань в центр!

Голос Старейшины был очень торжественен. В центр ставили только тех, кто заслужил величайший позор или величайшую славу. В Центр Славы ставили будущих предводителей стаи. «Конечно, - подумал он, - сегодня утром все видели Победу! Но мне славы вовсе и не надо. Я не желаю быть предводителем. Я просто хочу поделиться тем, что я узнал, показать горизонты, открывшиеся для каждого из нас». Он шагнул вперёд.

- Чайка Джонатан Ливингстон, - повторил Старейшина. - Встань в Центр Позора, так чтобы тебя увидели товарищи по стае.

Его словно поленом по голове ударили. Колени задрожали, перья обвисли, зашумело в голове. В Центр Позора? Не может быть! А Победа! Они просто не понимают! Они ошиблись, ошиблись!

- ...за его вопиющую безответственность, - тянул нараспев торжественный голос, - подрывающую честь и традиции Семьи Чаек...

Приказ встать в Центр Позора означал, что он будет изгнан из общества, отправлен в пожизненную ссылку на Дальние Утёсы.

На Совете Стаи провинившаяся чайка должна молчать, но Джонатан молчать не хотел.

- Безответственность? Братья мои! - вскричал он. - Кто же берёт на себя большую ответственность, чем чайка, нашедшая высший смысл жизни и следующая ему? Тысячи лет мы знали лишь борьбу за рыбьи головы, но теперь у нас появился смысл жизни - учиться новому, делать открытия, стать свободными! Дайте мне один только шанс показать вам то, чему я научился...

Казалось Стая была высечена из камня.

- Закон Братства нарушен, - запели чайки разом, дружно заткнули уши и повернулись к нему спиной.

Чайка Джонатан доживал свой век в уединении, но мир его вовсе не ограничился Дальними Утёсами. Его печалило не одиночество, а то, что другие чайки не захотели поверить в красоту полёта, которая готова была им открыться. Прозреть они не пожелали.

Каждый день приносил новые знания. (...)

Однажды к Джонатану прилетели звёздные чайки, которые оповестили его, что «одна школа закончилась, пришла пора начинать учиться заново».

II

Вскоре он понял, что здесь он сможет узнать о полёте не меньше, чем за всю свою предыдущую жизнь. Разница была лишь в одном. Тут жили чайки, которые мыслили так же как и он. Для каждой из них в жизни важнее всего было суметь превозмочь себя и прикоснуться к совершенству в том, что они так любили, а они любили летать. Птицы они были великолепные, как на подбор, и каждый день долгими часами они упражнялись в искусстве полёта, разучивали сверхсложные фигуры высшего пилотажа.

Надолго Джонатан позабыл о мире, из которого он пришёл... (...)

Как-то вечером чайки, не участвовавшие в ночных полётах, стояли кучкой на берегу и размышляли. А Джонатан, набравшись мужества, подошёл к Старейшине чаек, который, как поговаривали, вскоре должен был улететь в высшие миры.

- Чьянг, - начал он, слегка волнуясь.

Старая чайка посмотрел на него своими добрыми глазами.

- Да, сын мой? (...)

- Чьянг, ведь этот мир - вовсе не рай, правда?

В лунном свете был видно, что Старейшина улыбнулся. (...)

- Ты начнёшь понимать, что такое рай, Джонатан, когда познаешь совершенную скорость... Ты можешь отправиться в любое место или время, в какое только пожелаешь, - ответил Старейшина. - Я побывал во всех местах и временах, о которых мог только подумать.

- А ты можешь научить меня так летать? - голос Джонатана дрожал от желания познать неведомое.

- Конечно, если ты хочешь этому научиться.

- Очень хочу. Когда мы можем начать?

- Прямо сейчас.

- Я хочу научиться так летать, - повторил Джонатан, и его глаза блеснули необычным светом. - Скажи, что мне надо делать?

Чьянг заговорил медленно, внимательно вглядываясь в молодую чайку:

- Чтобы летать со скоростью мысли в любую точку пространства, - сказал он, - ты прежде всего должен понять, что ты туда уже прилетел... (...)

И чем больше Джонатан занимался уроками доброты, чем больше он трудился, чтобы познать природу любви, тем больше ему хотелось вернуться на Землю. Хоть он и был в прошлом одинок, но Джонатан Ливингстон был прирождённым учителем, и его собственный путь любви заключался в том, чтобы дарить крупицы истины, которые он успел открыть, тем, кто искал лишь случая, чтобы эту истину познать. (...)

Чайка по имени Флетчер Линд был ещё довольно молод, но уже успел узнать, что ни с одной птицей ни одна Стая не обходилась так жестоко и несправедливо. (...)

И тут в его голове зазвучал голос, и хоть он был добр, от неожиданности молодой изгнанник даже кувыркнулся в воздухе.

- Не суди их слишком строго, чайка Флетчер. Отправляя тебя в изгнание, они только навредили сами себе, и когда-нибудь они это поймут, когда-нибудь они увидят то, что видишь ты. Прости их и помоги им понять.

В дюйме от кончика его правого крыла летела чайка, сверкающая невиданной белизной, легко скользя, не шелохнув ни пёрышком, на скорости близкой к рекордной скорости Флетча.

В голове молодой птицы всё смешалось.

- Что происходит? Я сошёл с ума? Я умер? Что это?

Его мысли прервал спокойный сильный голос, настоятельно требовавший ответа.

- Чайка по имени Флетчер Линд, ты хочешь научиться летать?

- Да, очень хочу!

- Чайка по имени Флетчер Линд, готов ли ты ради беспредельной свободы полёта простить Стаю и, обретя новые знания, когда-нибудь вернуться к ним и помочь им понять?

Обмануть эту великолепную птицу было невозможно, хоть и уязвлённая гордость больно щемила сердце Флетчера.

- Да, я готов, - тихо сказал он. (...)

III

(...) К исходу третьего месяца у Джонатана появилось ещё шесть учеников, все изгнанники, с любопытством внимавшие новой необычной идее о том, что полёт должен приносить только радость. (...)

Прошёл всего только месяц, когда чайка Джонатан сказал, что им пора возвращаться в Стаю.

- Мы не готовы! - заявил чайка Генри Келвин. - Мы там никому не нужны! Мы - изгнанники! Мы же не можем напрашиваться и лететь туда, где нас не ждут, правда ведь?

- Мы свободны лететь, куда захотим, и быть такими, какие мы есть, - ответил Джонатан. Он поднялся в воздух и полетел на восток, туда, где обитала Стая. (...)

Так они и появились с запада в то утро, едва не соприкасаясь кончиками крыльев. Они пронеслись над местом Совета Стаи на скорости сто тридцать пять миль в час. Джонатан летел впереди. (...)

Стая, как всегда бурно выяснявшая отношения, вдруг затихла словно при появлении этих птиц раздался удар грома, и восемь тысяч глаз, не моргая, следили за их полётом. (...)

Кадры из кинофильма «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (режиссёр X. Бартлетт, 1973)

Словно молния поразила Стаю. Они же изгнанники! И они вернулись! А это... этого не может быть! Мрачные предчувствия Флетчера рассеялись, Стая была в полной растерянности.

- Ну, хорошо, положим, они - изгнанники, - сказала одна молодая чайка, - но где они научились так летать?

Лишь через час по Стае разнеслось Слово Старейшины: «Не замечайте их». Чайка, которая заговорит с изгнанником, сама станет изгнанником. Чайка, которая посмотрит на изгнанника, нарушит Закон Стаи. С этого момента все повернулись к ним спиной, но Джонатан, похоже, этого не заметил. Он проводил тренировку прямо над местом Совета и впервые заставил своих учеников показать всё, на что они способны. (...)

- Помнишь, Джонатан, ты как-то давно говорил о том, что надо очень сильно любить Стаю, чтобы вернуться к ней и помочь им научиться летать?

- Конечно помню.

- Я не понимаю, как ты можешь любить толпу, которая только что пыталась тебя растерзать.

- Что ты, Флетч, любить надо не это! Конечно, нельзя любить ненависть и злобу. Ты должен научиться видеть истинную чайку, то самое добро, живущее в каждом из них, и помочь им самим это в себе обнаружить. Вот что я называю любовью. Бывает занятно, когда этому научишься. (...) Например, я помню одну молодую птичку, кипевшую от ярости, и звали её чайка Флетчер Линд. Её только-только отправили в изгнание, и она была готова до последней капли крови драться со всей Стаей... А сегодня она строит рай на земле и ведёт в него всю Стаю.

Флетчер повернулся к своему учителю, и в его глазах мелькнул страх.

- Я веду? Что значит, веду я? Учитель здесь ты. Ты не можешь покинуть нас!

- Разве? А ты не думаешь, что в мире могут быть и другие стаи, другие Флетчеры, которым учитель нужен больше, чем вам, ведь они ещё не успели встать на путь к свету? (...) Ты должен каждый день понемногу открывать в себе ту истинную чайку Флетчера, для которого нет преград. Он - твой учитель. Ты должен понять его и суметь им стать.

Тут тело Джонатана засверкало, заструилось в воздухе и начало таять... Сияние померкло. Джонатан исчез.

Чайка Флетчер постоял, а потом все же заставил себя взлететь. Его ждал класс новичков, желавших поскорее приступить к занятиям. (...)

Перевод М. Шишкина

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1. Подумайте, почему повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» состоит из трёх частей. Дайте им названия.

2. Можете ли вы сказать о себе, что у вас есть черты чайки? Дайте развёрнутый ответ.

3. Легко ли было Джонатану научиться летать? Что помогло ему достичь высокой степени мастерства? Какой момент стал переломным в жизни Джонатана?

4. Охарактеризуйте мир Стаи. По каким законам она живёт? Чем отличается Джонатан от других чаек?

5. Что заставило Джонатана нарушить Законы Стаи? К чему герой стремился?

6. Как Джонатан встретился с чайками-изгнанниками? Почему их так называли? Почему у чаек-изгнанников есть имена, а у членов Стаи - нет?

7. Чему обучал Джонатан своих учеников? Почему он решил вместе с ними вернуться в Стаю? Как вы думаете, почему Джонатан не держал зла на Стаю?

8. Чем Флетчер Линд отличался от других учеников Джонатана? Почему Джонатан решил сделать своим преемником именно Флетчера? Какой совет Джонатан дал своему ученику напоследок?

9. Работа в группах. Выполните один из вариантов задания: расскажите историю чайки Джонатана (по выбору): 1) от имени чайки из Стаи; 2) от имени Флетчера; 3) от имени самого Джонатана.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ НАВИГАТОР

«Алхимик»

Пауло Коэльо (род. 1947) - бразильский прозаик и поэт. Он всегда считал, что «если человек действительно чего-то захочет, то вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы его желание сбылось».

В результате государственного переворота 1964 г. в Бразилии пришли к власти генералы, преследовавшие всякое свободомыслие. Идея Паоло Коэльо уехать в глушь, в горы, и там основать свободное поселение показалась военному правительству крамольной: Паоло и его друзья на несколько лет угодили за решётку...

«Алхимик» - это роман-притча по ветхозаветным мотивам. Основная мысль романа: жизнь нужно прожить в соответствии со своим призванием, не боясь трудностей и стремясь к цели. Бедный пастух Сантьяго из Андалусии увидел сон о богатстве, сокрытом в египетских пирамидах, и отправляется за сокровищами... Пройдя через различные испытания, Сантьяго знакомится с Алхимиком. Алхимик учит пастуха идти по пути судьбы, познавая Душу мира. Пастух встречает свою любовь, возвращается в Испанию и именно там находит...

В 2004 г. писатель приезжал в Украину - был гостем Форума издателей во Львове, где представлял украинский перевод одного из своих романов.

«Клуб семейного досуга», 2014

Вопросы и задания для самостоятельной работы над произведением

1. К какому жанру вы бы отнесли произведение П. Коэльо?

2. Охарактеризуйте образ главного героя - испанского пастуха Сантьяго.

3. Кто такой Алхимик и что он ищет?

4. Выберите одно из высказываний П. Коэльо и попробуйте развить мысль писателя.

  • 1. Каждому даётся дар: возможность выбора. Поэтому, кто не использовал этот дар, он становится проклятием, - другие будут всегда выбирать за него...
  • 2. Всё, что происходит в настоящем, влияет на будущее и является искуплением прошлого.

5. Как вы думаете, почему «Алхимик» - одно из наиболее популярных произведений П. Коэльо?

«Великое искусство кино состоит... в движении мысли и души»

Одна из ведущих тем послевоенного кино - рассказ о человеке на войне. «Линия фронта» пролегает в душах героев, пронзая их частные судьбы «обстрелом» Истории. Такой поворот в осмыслении военной темы во многом определила проза Василя Быкова, к которой активно обращались режиссёры. Первый фильм, в котором постановщики особенно ярко сумели раскрыть «горькую правду» Быкова, - «Альпийская баллада» режиссёра Б. Степанова (см. с. 277). Авторы фильма рассказали историю любви, стремительно развернувшуюся в условиях смертельного преследования. В 1976 г. фильм режиссёра Л. Шепитько «Восхождение», снятый по повести В. Быкова «Сотников», первым из советских фильмов был удостоен высшей награды Международного кинофестиваля в Западном Берлине (1977) - «Золотой медведь».

Кадр из кинофильма «Восхождение» (режиссёр Л. Шепитько, 1976)

Кадр из фильма «Грустное лицо» (режиссёр Р. Кириченко, 2015)

Многие произведения немецкого писателя Г. Бёлля написаны о войне и о разрушающем влиянии тоталитаризма на душу и сознание человека. Небольшой рассказ «Моё грустное лицо» был опубликован несколько десятилетий назад, но по-прежнему остаётся актуальным. Рассказ стал основой сценария короткометражного фильма молодого украинского режиссёра Р. Кириченко. В вымышленной стране, где живёт герой фильма «Грустное лицо» (2015), вступил в силу закон, который гласит: все обязаны быть счастливыми. И теперь, несмотря на невыносимые условия жизни, люди должны улыбаться. Кто же не может «справиться» со своим грустным лицом - предатель, и его следует жестоко наказать. Герой осуждён за грустное лицо. После освобождения он снова осуждён, так как у него было счастливое лицо в дни всеобщего траура в связи со смертью верховного правителя...

Когда американский режиссёр X. Бартлетт решил перенести на киноэкран повесть Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1973), ему прежде всего надо было решить, как снимать кино с чайкой в главной роли (см. с. 295, 299). Несмотря на необычность задачи, творческому коллективу кинематографистов удалось провести параллели между историей птицы и миром людей. Передать на экране притчевый характер повести помогают символы. Особая роль в этом принадлежит природе, на фоне которой развивается сюжет: мощные волны разбиваются о скалы, порывистый ветер поднимает морские брызги...

1. Творческая работа. Посмотрите фильм «Альпийская баллада» или «Восхождение» (по выбору), напишите отзыв.

2. В. Быкова более всего интересовало, как человек одерживает победу над самим собой в решающие моменты жизни на войне. Нашла ли эта проблема отражение в фильме, который вы посмотрели?

3. Подумайте, почему Г. Бёлль в своём творчестве неоднократно обращался к теме войны и тоталитаризма?

4. Посмотрите фильм «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Сравните экранизацию с литературной основой.

Итоговые вопросы и задания

1. Почему В. Быков в своих произведениях никогда не изображал грандиозных битв Второй мировой войны? Что казалось ему более важным и значительным для повествования о человеке на войне?

2. Подискутируйте! Почему Джулия Новелли посчитала необходимым написать письмо односельчанам Ивана Терёшки в Беларусь?

3. Дайте определение подтекста. Приведите примеры из рассказа «Путник, придёшь когда в Спа...», как Г. Бёлль использует подтекст.

4. Как раньше называлась гимназия, куда привезли раненого героя рассказа Г. Бёлля «Путник, придёшь когда в Спа...»? Что вы знаете о личности того, чьё имя она раньше носила? Какой след остался с тех пор над дверью рисовального зала? Докажите, что это символическая деталь. Символом чего может быть неисчезающий крест и след от самшитовой ветви?

5. Укажите признаки сказки-притчи в повести Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Какие моральные ценности утверждаются в повести?

6. Работа в группах. Один из характерных признаков литературной притчи - использование афоризмов, крылатых слов. Выпишите из текста повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха такие высказывания. Составьте из них «Словарик мудрых мыслей» и представьте выполненную работу.

7. Темы проектов. «Экранизации произведений В. Быкова»; «Книга о войне - потрясение души».