Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Глава 12. «Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная»

«Сноснее многих был Евгений...»

Литературная разминка

После публикации повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека» (1850) разочарованного дворянина стали называть «лишним человеком». Подумайте, почему понятие стало таким популярным в литературоведении.

Роман Пушкина - это рассказ о современнике, который так и не сумел найти своего места в жизни, «лишнем человеке» - умном, близком автору, но не идентичном ему. При этом в пушкинском романе существует полная свобода и для самовыражения лирического героя. И эта дистанция между главным эпическим героем и героем лирическим в принципе разрешает автору сделать со своим главным героем всё, что ему угодно, - вплоть до понижения его «в неглавные».

Как мы видели, ещё в конце предпоследней, седьмой главы романа Пушкин ничего подобного делать не собирался, но в восьмой главе «соотношение сил» начинает стремительно меняться: другой герой властно требует авторского и читательского внимания.

Инсталляция Е. Павловой «Евгений Онегин» (2015)

Только дописав восьмую главу, Пушкин понял, что дошёл до финала и что теперь ему лучше без лишних слов расстаться со своими героями. Ведь то, чем под конец работы стал пушкинский роман в стихах, нельзя охарактеризовать ни как роман о байронисте, ни как роман о декабристе. Перед нами - роман о любви и герой, который заведомо, в соответствии с авторским замыслом, не укладывается в исторический «типаж».

Реализм впоследствии будут определять как изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Чтобы «высчитать» типичность характера, следует, конечно, прежде всего проникнуть в суть его обстоятельств и других окружающих его характеров. Что автор и сделал в своём удивительном «свободном романе», который мы осмысливаем как «творческую лабораторию» поэта.

Онегин уже в первой главе романа помещён в петербургский «высший свет» с изложением основных светских обычаев и текущих сплетен, реальных имён главных завсегдатаев модных салонов, чуть ли не их адресов и приёмных дней (то и другое современники легко могли бы определить по некоторым упоминаемым деталям)! Среди всей этой «блестящей» суеты Онегин скучает: сплетни рано или поздно приедаются, развлечения тоже, а «труд упорный ему был тошен», а главное - не нужен, поскольку «проблема» его указана уже во второй строфе: этот «молодой повеса» - «наследник всех своих родных». В любую другую эпоху, «неромантическую», на скуку пушкинского героя общество смотрело бы с осуждением, но в его время скука в моде. И Онегин с полным правом отправляется скучать к себе в деревню и проводит там в своём кругу (кругу будущих декабристов) несколько прогрессивных реформ для облегчения жизни крепостных.

Знания в области «науки страсти нежной» Онегин очень скоро применяет в доме соседей-помещиков Лариных. Вскоре ему представляется возможность прочитать блестящую лекцию Татьяне Лариной, написавшей ему наивное любовное письмо по всем канонам английских и французских романов. У Онегина есть повод блеснуть перед Татьяной благородством {«не всякий вас как я поймёт»), и предупреждением о негодяях, готовых воспользоваться девичьей наивностью {«к беде неопытность ведёт»).

Так девичий роман Татьяны завершается ничем, для Онегина же романа и вовсе нет. Татьяна даже не подозревает, что пройдёт какое-то время, и Онегин всё-таки полюбит её, если герой вообще может полюбить, но роман с ней Онегина также завершится ничем. Сама Татьяна к тому времени сильно изменится: превратится в светскую даму. Таким образом тот деревенский роман Татьяны с прилагаемым письмом к Онегину, написанным «по правилам», никак не связан с этим новым романом Онегина, к которому также прилагается его письмо к Татьяне, написанное «по правилам» новомодных книг Байрона.

Ничем заканчивается и роман Онегина в восьмой главе - а вместе с ним «ничем» заканчивается и роман Пушкина. Литературовед Ю. Лотман пишет: «Поскольку роман завершается ничем... События происходят не для чего-то, они просто происходят... Но эта «непостроенностъ» жизни - не только закон истины для автора, но и трагедия для его героев: включённые в поток действительности, они не могут реализовать своих внутренних возможностей и своего права на счастье. Они становятся синонимом неустроенности жизни и сомнения в возможности её устроить». Такое ощущение у читателя возникает именно потому, что сам этот «поток действительности» представлен с редкой убедительностью во всех своих исторических подробностях, так что роман действительно можно читать как «энциклопедию русской жизни» пушкинской эпохи. Как писал известный пушкинист Г. Гуковский, «быт дан у Пушкина не в порядке моральных назиданий, а в порядке объяснения людей, как база формирования их характеров».

Впрочем, не совсем понятно, почему быт один - а характеров такое множество и разнообразие! И почему «включённость в поток действительности» исключает «реализацию права на счастье». Вот пушкинская Татьяна, став старше, приходит совсем к другому мнению. Она, напротив, утверждает, что «счастье было так возможно...». Для неё-то как раз счастье - норма, но ряд случайных обстоятельств помешали ей реализовать своё право на счастье.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Насколько сильно родители Татьяны повлияли на её личность и мировоззрение?

2. Кого, кроме родителей, вы видите в окружении Татьяны к моменту её знакомства с Онегиным? Чему могли научить эти люди Татьяну и чему реально её научили?

3. Откуда брала Татьяна основные сведения о мире, о жизни до своего знакомства с Онегиным? Что, главным образом, повлияло на формирование её идеалов? Каковы были эти идеалы?

4. Что дало Татьяне знакомство с Онегиным ещё до того, как она отважилась открыть ему свои чувства? Дайте ответ, опираясь на текст письма Татьяны к Онегину.

5. Какой «урок» хотел дать Онегин Татьяне после того, как она ему открылась, и какой «урок» он ей дал на самом деле?

6. Подискутируйте! Можно ли назвать Евгения Онегина «лишним человеком»?

7. Сколько глав в «Евгении Онегине»? В какой главе герои начинают жить как будто вопреки замыслу автора - по законам созданной им жизни?

«Милый идеал»

Литературная разминка

Почему поэт не стремится соответствовать ожиданиям «друга-читателя», который представляет себе окончание истории Онегина и Татьяны в романтическом ключе?

Для романтического героя «множество... причуд» - вещь нормальная. А от романтической героини, каковой видела себя Татьяна, эпоха романтизма требовала лишь одного: чтобы она была безумно влюблена в романтического героя и во все его «причуды» и всегда готова бросить всё и отправиться с ним на край света. Читатели ожидали этого, как правило, в финале...

Когда к концу седьмой главы Татьяна вышла замуж, читатели, затаив дыхание, стали ждать возвращения Онегина из-за границы. Ведь никто не сомневался, что он возвратится или, в крайнем случае, Татьяна отправится с мужем за границу - и внезапная, но неминуемая встреча, «перст судьбы», окончательно решит судьбу героев. Они, в конце концов, станут настоящими романтическими влюблёнными и убегут от всего мира, как это делали до них сотни героев в романах... Татьяна - сильная натура. Она доказала, что может действовать решительно, а значит - вполне пригодна на роль романтической героини.

Оказавшись отрезанным холерным карантином в Болдине от Москвы, Пушкин завершает роман в стихах: Онегин возвращается, внезапная встреча состоялась. Онегин поражён в самое сердце «новой» Татьяной. Письмо к ней - собрание всех известных ему штампов лирики его эпохи. Наконец всё сходится: он любит её, а она его. Разумеется, романтически настроенный читатель (а другого в пушкинские времена не было) был убеждён самой историей «бедной Тани», что князя-генерала, за которого она вышла замуж, героиня не любила, не полюбила и никогда не полюбит...

Комментарий архивариуса

Для лучшего понимания ситуации читателю следует иметь в виду, что генерал, с которым Онегин на «ты», вовсе не старик, как это казалось читателям уже полвека спустя. Ведь речь идёт о поколении героев 1812 г. Грибоедов в дружеском письме замечал: «... ныне большая часть генералов таких, у которых подбородок не опушился». Например, декабрист князь Сергей Волконский стал генералом в 25 лет.

В последнем разговоре с Онегиным, отвечая на его признание, Татьяна утверждает, что не любила генерала, когда выходила за него, и что она продолжает любить Онегина. И вдруг - как гром средь ясного неба:

...Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Пушкин уверял друзей, что сам не ожидал от Татьяны, что она решительно, раз и навсегда, отвергнет Онегина: он выражал это словом «учудила». Возможно ли, чтобы героиня романа повела себя так, как не ожидал сам автор? Но в «свободном романе» всё возможно! Ведь в образах романа реализуется та абсолютная свобода, к которой Пушкин стремился всегда и во всём и достигал в творчестве.

Памятник Евгению Онегину и Татьяне Лариной в Петропавловске (Казахстан) (скульптор С. Брютова, 2010)

Главный парадокс сюжета «Онегина» состоит в том, что в тот самый момент, когда героиня романа - внешне - наименее свободна («другому отдана»), она обретает подлинную свободу выбора. В этой истинной кульминации романа автор полностью отождествляется с героиней, чтобы ощутить и пережить эту свободу. Лицейский друг поэта, декабрист В. Кюхельбекер, находясь в заточении, уловил эту тонкость: «Поэт в своей 8-й главе похож сам на Татьяну. Для лицейского его товарища, для человека, который с ним вырос и знает его наизусть, как я, везде заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет». Кюхельбекер не определяет это чувство, но его можно определить как чувство собственного достоинства свободной личности, чья внутренняя, духовная свобода не зависит от внешних обстоятельств.

Романтически настроенные читатели и современная Пушкину критика были глубоко разочарованы и даже возмущены поведением Татьяны. Неужели первый поэт России не мог им дать насладиться «местным вариантом» романтической героини? Но Пушкин и в дальнейшем внедрял в сознание соотечественников противоположный образ благородной русской женщины: кроткой и здравомыслящей, верной и стойкой в малых («Барышня-крестьянка») и больших бедах («Капитанская дочка»). В чём смысл столь открытого и упрямого вызова, который Пушкин бросает «другу-читателю» и его ожиданиям?

Романтики приучили читателя воспринимать общество в резких контрастах, они не признавали полутонов. Только что «открыв» историю и осознав огромное влияние общества на человека, романтики создали социальный роман, т.е. роман, в котором показана зависимость человека от общества и его попытки избавиться от этой зависимости.

Одновременно романтики создали героя и героиню, которые не желают мириться со своим социальным положением, идут наперекор принятым в обществе нормам морали. Попытки человека избавиться от своей зависимости от общества связаны с психологическим состоянием человека, его морально-философским поиском - и всё это становится предметом художественного исследования в социальном романе первой половины XIX в., так как его основная проблема - человек в обществе.

Бросить вызов обществу - вот в чём, с точки зрения романтизма, заключалось жизненное предназначение такой сильной и страстной натуры, как Татьяна Ларина. Ну что ж, пушкинская Татьяна как литературная героиня исполнила своё предназначение: она бросила вызов романтической литературе и романтическому мировоззрению. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина был не единственным достижением в этом роде: в 1830 г. был напечатан роман французского писателя Стендаля «Красное и чёрное», в котором автор исследовал психологию своего героя Жюльена Сореля и влияние общества на его личность.

Обращаясь к образу Татьяны, попробуем посмотреть на неё иначе, чем смотрели читатели и критика современной Пушкину романтической эпохи. Ведь для романтика основной целью, главным словом, в котором сходится всё самое главное: душевная гармония и красота, совесть и вдохновение - есть слово счастье. Кажется, вот оно, счастье наяву, что достаётся далеко не каждому, но наконец улыбнулось Татьяне: Онегин у её ног! Переживая давно «вымечтанную», годами воображаемую сцену, она вдруг жёстко обрывает эту прекрасную явь. Татьяна вдруг задумывается: «Зачем у вас я на примете?..»

Пушкин в своём романе наделяет героев способностью к психологическому анализу. Анализируя побуждения и мотивы друг друга, они наравне с автором видят и оценивают конкретную ситуацию своей жизни. Психология героя такого «свободного романа» открыта как «внутрь» текста для понимания психологии других персонажей, которую он бесконечно глубоко познаёт, так и в сторону автора, переводчика, критика, читателя - всех, кто будет познавать их психологию «извне». И это познание будет и далее углубляться, обогащаться - до тех пор, пока будут читать «Евгения Онегина».

Сквозь «магический кристалл» пушкинского воображения герои «свободного романа» казались нам настоящими, живыми людьми. Жизнь героев романа настолько точно привязана к большим и малым историческим событиям, что историкам не составило никакого труда определить, что решительное объяснение Татьяны с Онегиным происходит в марте 1825 г. И год этот практически не оставляет мужу Татьяны, ей самой и Онегину иного пути, как «во глубину сибирских руд». Ведь все эти «вольные беседы», реальные участники которых то и дело мелькают на заднем плане петербургских сцен романа, в конце концов привели их участников на Сенатскую площадь, оттуда - под арест и под следствие, и мало кто вышел оправданным на свободу. По одному характеру Татьяны можно понять, что если судьба присудила ей быть женой декабриста, то она, вне всякого сомнения, отправилась за мужем в Сибирь, с лишением всех прав и состояний...

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Почему Татьяна не оправдала ожиданий романтических читателей? Оправдала ли она ожидания самого Пушкина?

2. Вы уже отвечали на вопрос, можно ли Татьяну назвать романтической героиней. Изменилось ли ваше мнение после того, как вы прочитали роман до конца? Ответ объясните.

3. Творческая работа. Напишите сочинение-рассуждение о Татьяне, Онегине, Ленском, Ольге (по выбору), назвав его «Разве может человек построить своё счастье на несчастье другого?»

4. Подискутируйте! Согласны ли вы с утверждением «Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа»? Как вы это понимаете?

5. Как изменилось отношение к любви в русской литературе XIX в. по сравнению с предыдущими эпохами? Какую роль в этом сыграла женщина?

6. Работа в парах. Вспомните изученные ранее сведения о возникновении романа как жанра и о первых произведениях этого жанра. Есть ли разница в восприятии современниками «отказа от любви» в средневековых романах и в пушкинском романе, написанном после 700-летнего существования жанра?

7. Работа в группах. Вы уже знаете, какой жанр называют романом. Запишите определение романа. Попытайтесь сформулировать, что новое привнёс А.С. Пушкин в этот жанр. Осознали ли современники поэта значение его литературных открытий?

«Люди никогда не довольны настоящим»

Литературная разминка

Подумайте, чем различается цель романтика и реалиста при написании романа.

Итак, говоря о том, что его роман - «не роман», а «роман в стихах», Пушкин настолько усовершенствовал этот жанр, ставший к тому времени основным в художественном самопознании человека, что можно говорить о новом методе этого самопознания, открытом русским поэтом.

В 50-е годы XIX в., когда французские писатели ввели в употребление термин «реализм», ни Стендаля, ни Бальзака, основоположников французского реализма, ни Пушкина, уже не было в живых. В этом смысле говорить о принадлежности Пушкина к реализму бессмысленно. Если же под «реализмом» понимать изображение «правды жизни», то и в этом смысле Пушкина, как мы знаем, критиковал уже В.Г. Белинский. С его точки зрения, если бы Татьяна сбежала с Онегиным от мужа, то это было бы правдой.

Школу письма, которую пропагандировал сам Белинский, критик называл «натуральной школой». Представители «натуральной школы» стремились к «неприкрашенному изображению действительности». Но в этом ещё не было особой новизны, позволяющей говорить о новом художественном методе. Ведь и романтики требовали от литературы «неприкрашенного изображения реальности» и успешно осуществляли это требование на практике - причём тем самым путём, каким романтическая критика советовала идти Пушкину: путём создания литературных типов, типических образов. Именно о предшественниках-романтиках Пушкин сказал, что в их произведениях «отразился век и современный человек изображён довольно верно...». Если бы автор «Онегина» интересовался только «безнравственной душой» современника и поисками его оправдания, то, конечно, угодил бы огромному большинству читателей своей романтической эпохи.

Но Онегин, обсуждаемый «в свете», ускользает от светской оценки: «Знаком он вам? - И да и нет ». Он мог бы принадлежать к любому «модному» типу - и не принадлежит ни к какому. Чуть позже историк В.О. Ключевский метко назовёт Онегина «исключением типичным». В сущности, так же можно назвать и Татьяну.

Каждый характер складывается в основном из двух частей - индивидуального и типического. Типического в реально-историческом смысле: принадлежности к тому или иному общественному классу, положению и состоянию, к общественной группе, идеологии и т.д.

Памятник А.С. Пушкину в Николаеве (скульптор Ю. Макушин, 1988)

Памятник А.С. Пушкину в Днепре. Фрагмент (скульптор И. Гинцбург, 1901)

Вспомним, что реализм - это художественный метод, позволяющий художнику сделать центром своего внимания действующие в жизни закономерности, что даёт ему возможность с наибольшей полнотой отобрать объективно присущие ей черты, проникнуть в историко-психологическую мотивацию характеров и поступков персонажей. В то же время в подлинно художественных творениях реализма персонаж не сводится к общественному типу, сохраняя свою индивидуальность. Реалист видит главную свою задачу создать в произведении живых, узнаваемых людей - узнаваемых именно в своих повседневных делах, поступках и образе жизни.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Чем типический характер, созданный писателем-реалистом, отличается от типического характера, созданного писателем-романтиком?

2. Можно ли назвать Онегина и Татьяну типичными героями?

3. Подискутируйте! Учит ли литература жизни? Ответ объясните.

4. Работа в парах. Изменилась ли роль литературы в жизни в наше время по сравнению с XIX в.? В чём состоит суть этих изменений и почему, по вашему мнению, эти изменения произошли?