Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Глава 11. «Наука страсти нежной…»

Литературная разминка

Какие направления в литературе вам известны? Вспомните определение реализма. В чём состоит суть отличия реализма от романтизма?

При жизни Пушкина вокруг него всегда бурлила литературная среда, в центре которой он стоял несокрушимо, как скала. Начиная с кружка лицейских мальчиков-поэтов и заканчивая редакцией журнала «Современник», основателем и главным редактором которого Пушкин был в последние годы жизни, - основные тенденции той эпохи, недаром вошедшей в историю русской литературы под названием «пушкинской», были связаны с именем самого Пушкина. Но когда внезапно оборвалась жизнь поэта, выяснилось, что в свои последние годы он, в сущности, был одинок и как человек, и как литератор.

Писателей и читателей, которые бы хорошо понимали, что Пушкин сделал в литературе, среди современников поэта не было. Вместе с тем почти единодушно они считали всё написанное Пушкиным в 30-е годы проявлением кризиса в творчестве поэта, тупиком в развитии литературы. По большей части от него ждали романтических поэм, которые всё ещё считались главным литературным жанром. Но общий принцип пушкинского творчества 1830-х годов - изображать идеал сквозь призму действительности, а не действительность сквозь призму идеала - не соответствовал требованиям читателя-романтика. В это время Пушкин старается придерживаться найденного нового творческого принципа - и ему это идеально удаётся.

Н.А. Кокора. Последняя осень (2004)

Итак, перед нами новое художественное направление, которое является полной противоположностью романтизму и которое было во многом самостоятельно открыто Пушкиным. То самое направление, которое принято называть реализмом и определённые признаки которого уже просматривались в комедии Грибоедова и в баснях Крылова. Его на Западе одновременно с Пушкиным открывают французские романисты Стендаль и Бальзак. Однако художественный потенциал реализма полностью раскроется лишь во второй половине XIX в. в творчестве Флобера, Достоевского, Толстого.

Именно благодаря Пушкину «преждевременно» открытый реалистический способ художественного познания действительности стал естественным для русских писателей, которые выросли на пушкинских произведениях: для Тургенева, Достоевского, Толстого и многих других. И только тогда, когда читатель посмотрел на Пушкина глазами этих его продолжателей и наследников, он смог по достоинству оценить главное пушкинское произведение - роман в стихах «Евгений Онегин».

Начиная сочинять роман в стихах, Пушкин намекал, что подражает Байрону и говорил о том, что роман в стихах - это жанр лёгкий и светский... И лишь впоследствии оказалось, что этот роман - творческая лаборатория гения. И что в этой творческой лаборатории был синтезирован русский реализм.

Деревенская жизнь всегда одинаково влияла на Пушкина. Сначала он грустил и скучал в одиночестве, но вскоре сосредоточивался на новой рукописи - и забывал обо всём на свете!

В Михайловском поэт сдружился с соседями-помещиками - семьёй Осиповых-Вульфов. Соседи - ровесники поэта - постепенно в его сознании приобретают черты героев романа «Евгений Онегин», задуманного ещё на юге. Но там, на юге, где из ностальгии по северной столице возникла первая, петербургская глава романа, ясно вырисовывался лишь главный герой - «русский Чайльд-Гарольд».

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Каков общий принцип пушкинского творчества 1830-х годов?

2. В каких произведениях Пушкин открыл метод реализма? Был ли Пушкин первооткрывателем? Кто были первые реалисты в Западной Европе?

3. Можно ли утверждать, что Пушкин обратился к реализму, опередив своё время? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Поисковая работа. Были ли прототипы у Онегина, Ленского, Татьяны?

Перед чтением. Дайте определение реализма как литературного направления.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

(Отрывки)

Глава первая

IV

(...) Когда же юности мятежной

Пришла Евгению пора,

Пора надежд и грусти нежной,

Monsieur1 прогнали со двора.

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy2 лондонский одет -

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умён и очень мил.

Кадр из фильма-оперы «Евгений Онегин» (режиссёр Р. Тихомиров, 1959)

V

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Учёный малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм. (...)

1 Месье (франц.) - здесь: гувернёр, домашний учитель, воспитатель.

2 Денди (англ.) - франт, модник.

Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской

VIII

Всего, что знал ещё Евгений,

Пересказать мне недосуг;

Но в чём он истинный был гений,

Что знал он твёрже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон1,

За что страдальцем кончил он

Свой век блестящий и мятежный

В Молдавии, в глуши степей,

Вдали Италии своей. (...)

X

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

XI

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать,

Невольной ласки ожидать,

Молить и требовать признанья,

Подслушать сердца первый звук,

Преследовать любовь, и вдруг

Добиться тайного свиданья...

И после ей наедине

Давать уроки в тишине! (...)

XV

Бывало, он ещё в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнёт он? Всё равно:

Везде поспеть немудрено.

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар2,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет3

Не прозвонит ему обед. (...)

XVII

Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

1 Назон - Овидий Назон, римский поэт (43 г. до н. э. - 17 г. н. э.). Был сослан за свои стихи в устье Дуная императором Августом, где и умер.

2 Боливар - здесь: шляпа модного фасона. От имени Симона Боливара, освободителя южноамериканских колоний из-под владычества Испании.

3 Брегет - карманные часы с боем (по имени французского часовщика Брегета).

Что новый начался балет.

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почётный гражданин кулис,

Онегин полетел к театру,

Где каждый, вольностью дыша,

Готов охлопать entrechat1,

Обшикать Федру, Клеопатру,

Моину2 вызвать (для того,

Чтоб только слышали его). (...)

XXII

Ещё амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят;

Ещё усталые лакеи

На шубах у подъезда спят;

Ещё не перестали топать,

Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;

Ещё снаружи и внутри

Везде блистают фонари;

Ещё, прозябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера, вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони -

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он.

XXIII

Изображу ль в картине верной

Уединённый кабинет,

Где мод воспитанник примерный

Одет, раздет и вновь одет?

Всё, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный3

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, -

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет. (...)

Иллюстрация Л. Тимошенко

XXVII

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Весёлый изливают свет

И радуги на снег наводят;

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков. (...)

XXXVI

Но, шумом бала утомлённый

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

1 Антраша (франц.) - в классическом балетном танце скачкообразный прыжок во время которого ноги танцора быстро скрещиваются в воздухе, касаясь друг друга.

2 Федра, Клеопатра, Мойна - имена трагических героинь.

3 Щепетильный - здесь (в старинном значении): торгующий галантерейными товарами.

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Но был ли счастлив мой Евгений,

Свободный, в цвете лучших лет,

Среди блистательных побед,

Среди вседневных наслаждений?

Вотще ли был он средь пиров

Неосторожен и здоров?

XXXVII

Нет: рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели... (...)

XLV

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлаждённый ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой Фортуны и людей

На самом утре наших дней. (...)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1. Какое воспитание и образование получил Онегин? «Свет решил, что он умён и очень мил». Почему?

2. Расскажите, как проводит свой день столичный повеса.

3. Что можно узнать из описания кабинета «философа в осьмнадцать лет» о быте и нравах высшего света пушкинского времени?

4. Порассуждайте! Почему Онегину всё надоело?

5. В строфе XLV Пушкин говорит о своей дружбе с Онегиным. «Я» - это лирический герой, сам автор или ещё один герой романа?

В Михайловском жанр романа в стихах даёт неожиданные ростки нового художественного направления. И ростки эти взошли именно в следующих, деревенских главах романа, и в некоторых других произведениях.

Итак, пушкинское Михайловское, соседнее Тригорское (имение Осиповых-Вульфов) и живописные северные леса и луга по берегам Сороти стали, соответственно, «деревней, где скучал Евгений», имением Лариных и той волшебной местностью, все четыре времени года которой, описанные в романе, превратились в незабываемые, классические образы русской природы...

Конечно, события романа - выдуманные. Да и образ Онегина по мере написания романа всё больше отдалялся и от автора, и от лирического героя его поэзии. Пушкин определил жанр «Евгения Онегина» как роман в стихах, «свободный роман». Что значит «свободный»? Для Пушкина это означает, что сюжет романа заведомо не задан, он развивается вместе с самой жизнью русского общества.

В окончательном виде «Евгений Онегин» состоит из восьми глав. Задуманный в начале 1820-х годов на юге, роман был окончен знаменитой Болдинской осенью 1830 г.

Не дожидаясь завершения работы над романом, Пушкин новые законченные главы выносил на суд читателей. Каждая из них вызывала бурю споров, разнообразнейшие отклики, которые, в свою очередь, так или иначе учитывались автором при написании следующих глав. Итак, «свободным» роман был не только для самого поэта, но и для читателей-современников.

Б. Щербаков. А.С. Пушкин над озером в вечерний час (1978)

Классицистическая традиция требовала с самого начала определить тему произведения. В самом деле, о чём «Евгений Онегин»? О «мировой скорби» русского «байрониста», которому надоели сначала друзья, потом женщины, потом книги?.. О том, как в него влюбилась наивная девушка Татьяна, так как в английских и французских книжках, которых она начиталась, девушки влюблялись именно в таких «байронистов»?.. О том, как этот «байронист», повздорив от скуки с другом-романтиком Ленским, убил его на дуэли? О том, как «байронист» после дуэли сбежал, а девушка пошла в его покинутый дом, увидела его библиотеку «и лорда Байрона портрет» - всё о нём поняла и вышла замуж за князя-генерала, героя войны 1812 г.?..

И всё-таки - какова тема пушкинского романа?.. Критик В. Белинский считал, что «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни».

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Как Пушкин определил жанр «Евгения Онегина»?

2. Как определял тему «Евгения Онегина» В. Белинский?

3. Подискутируйте! Как бы вы сформулировали тему «Евгения Онегина»?

Перед чтением. Подумайте, можно ли назвать сюжет «Евгения Онегина» традиционным для романа.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

(Отрывки)

Глава вторая

I

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединённый,

Горой от ветров ограждённый,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Иллюстрация Л. Тимошенко

Мелькали сёлы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущённый сад,

Приют задумчивых дриад1. (...)

VI

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской2,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта3 и поэт.

Он из Германии туманной

Привёз учёности плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри чёрные до плеч. (...)

X

Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца, как луна

В пустынях неба безмятежных,

Богиня тайн и вздохов нежных.

Он пел разлуку и печаль,

И нечто, и туманну даль,

И романтические розы;

Он пел те дальные страны,

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слёзы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет. (...)

Ленский влюблён в Ольгу, младшую дочь Лариных, чьё имение находится неподалёку. У Ольги есть старшая сестра - Татьяна.

XIII

Но Ленский, не имев, конечно,

Охоты узы брака несть,

С Онегиным желал сердечно

Знакомство покороче свесть.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день

верхом И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья. (...)

XXV

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

1 Дриады (древнегреч.) - лесные духи, им приписывался женский облик; нимфы деревьев.

2 Пушкин подчёркивает вольнолюбие Ленского: в немецком городе Геттингене находился университет, в котором учились многие передовые русские люди того времени.

3 Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ.

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

XXVI

Задумчивость, её подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Её изнеженные пальцы

Не знали игл; склонясь на пяльцы,

Узором шёлковым она

Не оживляла полотна.

Охоты властвовать примета,

С послушной куклою дитя

Приготовляется шутя

К приличию, закону света,

И важно повторяет ей

Уроки маменьки своей.

XXVII

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

И были детские проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей.

Когда же няня собирала

Для Ольги на широкий луг

Всех маленьких её подруг,

Она в горелки не играла,

Ей скучен был и звонкий смех,

И шум их ветреных утех.

XXVIII

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Иллюстрация Л. Тимошенко

Звёзд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И, вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Зимой, когда ночная тень

Полмиром доле обладает,

И доле в праздной тишине,

При отуманенной луне,

Восток ленивый почивает,

В привычный час пробуждена

Вставала при свечах она.

XXIX

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо1.

Отец её был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой

И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

1 Ричардсон С. (1689-1761) - английский романист, автор романов «Памела, или Вознаграждённая добродетель», «Кларисса Гарлоу, или История молодой леди» и «История сэра Чарльза Грандисона», популярных в XVIII в.; Руссо Ж.Ж. (1712-1778) - французский философ, мыслитель, писатель.

Дремал до утра под подушкой.

Жена ж его была сама

От Ричардсона без ума. (...)

Ленский представил своего друга Лариным. Онегин произвёл сильное впечатление на романтичную Татьяну. «Пора пришла - она влюбилась...». Татьяна пишет Онегину письмо, что немыслимо по нормам морали того времени.

Глава третья

(Отрывок)

Письмо Татьяны к Онегину

Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Иллюстрация К. Рудакова

Вам слово молвить, и потом

Всё думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан Богом,

До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно... нет, это был не сон!

Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

Не правда ль? я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это всё пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное...

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слёзы лью,

Твоей защиты умоляю...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи,

Иль сон тяжёлый перерви,

Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть...

Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю... (...)

Глава четвёртая

(Отрывок)

XI

(...) Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нём думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним.

XII

Минуты две они молчали,

Но к ней Онегин подошёл

И молвил: «Вы ко мне писали,

Не отпирайтесь. Я прочёл

Души доверчивой признанья,

Любви невинной излиянья;

Мне ваша искренность мила;

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства;

Иллюстрация Л. Тимошенко

Но вас хвалить я не хочу;

Я за неё вам отплачу

Признаньем также без искусства;

Примите исповедь мою:

Себя на суд вам отдаю. (...)

XVI

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, ещё нежней.

Послушайте ж меня без гнева:

Сменит не раз младая дева

Мечтами лёгкие мечты;

Так деревцо свои листы

Меняет с каждою весною.

Так видно небом суждено.

Полюбите вы снова: но...

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймёт;

К беде неопытность ведёт». (...)

Глава пятая

(Отрывок)

V

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Её тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь,

Предчувствия теснили грудь.

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости. Вдруг увидя

Младой двурогий лик луны

На небе с левой стороны,

VI

Она дрожала и бледнела.

Когда ж падучая звезда

По небу тёмному летела

И рассыпалася, - тогда

В смятенье Таня торопилась,

Пока звезда ещё катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

Когда случалось где-нибудь

Ей встретить чёрного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она. (...)

В деревню приходит зима. Наступают святки - время для гаданий, в которые Татьяна верит. Ей снится странный сон, который заканчивается тем, что Онегин убивает Ленского.

На именины к Лариным съезжаются гости.

Иллюстрация Л. Тимошенко

XLIV

Буянов, братец мой задорный,

К герою нашему подвёл

Татьяну с Ольгою; проворно

Онегин с Ольгою пошёл;

Ведет её, скользя небрежно,

И, наклонясь, ей шепчет нежно

Какой-то пошлый мадригал,

И руку жмёт - и запылал

В её лице самолюбивом

Румянец ярче. Ленский мой

Всё видел: вспыхнул, сам не свой;

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждёт

И в котильон1 её зовёт.

XLV

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Да Ольга слово уж дала

Онегину. О боже, боже!

Что слышит он? Она могла...

Возможно ль? Чуть лишь из пелёнок,

Кокетка, ветреный ребёнок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Не в силах Ленский снесть удара;

Проказы женские кляня,

Выходит, требует коня

И скачет. Пистолетов пара,

Две пули - больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его. (...)

Глава шестая

Утром сосед Онегина приносит записку от Ленского с вызовом на дуэль. Евгений сожалеет о своём поведении на именинах, но принимает вызов, так как боится общественного мнения. Евгений стреляет первым и убивает бывшего друга.

1 Котильон - старинный танец, которым заканчивался бал.

Глава седьмая

Ольга недолго горюет о погибшем женихе и выходит замуж. Онегин отправляется в заграничное путешествие. Однажды Татьяна случайно заходит в усадьбу Онегина, внимательно читает его книги и начинает лучше понимать человека, в которого влюблена.

XXIII

(...) Хранили многие страницы

Отметку резкую ногтей;

Глаза внимательной девицы

Устремлены на них живей.

Татьяна видит с трепетаньем,

Какою мыслью, замечаньем

Бывал Онегин поражён,

В чём молча соглашался он.

На их полях она встречает

Черты его карандаша.

Везде Онегина душа

Себя невольно выражает

То кратким словом, то крестом,

То вопросительным крючком.

XXIV

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее - слава богу -

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной:

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль ещё

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

XXV

Ужель загадку разрешила?

Ужели слово найдено?

Часы бегут; она забыла,

Что дома ждут её давно,

Где собралися два соседа

Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской

И где об ней идёт беседа.

- Как быть? Татьяна не дитя, -

Старушка молвила кряхтя. -

Ведь Оленька её моложе.

Пристроить девушку, ей-ей,

Пора; а что мне делать с ней?

Всем наотрез одно и то же: Нейду.

И всё грустит она

Да бродит по лесам одна.

XXVI

«Не влюблена ль она?» - В кого же?

Буянов сватался: отказ.

Ивану Петушкову - тоже.

Гусар Пыхтин гостил у нас;

Уж как он Танею прельщался,

Как мелким бесом рассыпался!

Я думала: пойдёт авось;

Куда! и снова дело врозь. (...)

Мать принимает решение вывезти Татьяну в Москву «на ярманку невест», чтобы устроить судьбу старшей дочери. На бесконечных балах Татьяна скучает. Она мечтает вернуться в деревню.

Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской

LIV

Так мысль её далече бродит:

Забыт и свет и шумный бал,

А глаз меж тем с неё не сводит

Какой-то важный генерал.

Друг другу тётушки мигнули

И локтем Таню враз толкнули,

И каждая шепнула ей:

- Взгляни налево поскорей. -

«Налево? где? что там такое?»

- Ну, что бы ни было, гляди...

В той кучке, видишь? впереди,

Там, где ещё в мундирах двое...

Вот отошёл... вот боком стал... -

«Кто? толстый этот генерал?» (...)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРОЧИТАННОМУ

1. Работа в парах. Как вы думаете, можно ли назвать Татьяну Ларину романтической героиней? Докажите свою мысль, приводя примеры.

2. Творческая работа. Подготовьте сообщение о жизни в деревне семейства Лариных (глава вторая).

3. Как могла бы сложиться судьба Ленского (глава шестая)? Поэт говорит о двух разных вариантах его судьбы: «Его умолкнувшая лира гремучий, непрерывный звон в веках поднять могла...» или «Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: в нём пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, расстался б с музами...» Какой вариант кажется вам наиболее вероятным? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Что поняла Татьяна об Онегине?

5. Творческая работа. Подготовьте сообщение «Роль пейзажных зарисовок в “Евгении Онегине”».

6. Подискутируйте! Какова роль лирических отступлений в романе?

Для своего романа Пушкин специально изобрёл строфу, которая получила название онегинской.

Литературоведческая закладка

Онегинская строфа - это строфа из четырнадцати стихотворных строк, написанных четырёхстопным ямбом, рифмы чередуются по схеме абабввггдееджж. В онегинской строфе две последние рифмованные строки обычно завершают мысль всей строфы. Это афоризм, крылатое выражение, важное обобщение, неожиданное ироническое замечание.

Пушкин интуитивно ощутил, что четырнадцать лёгких и кратких строк, состоящих из четырёх двусложных стоп, - именно то, что требуется для русского романа в стихах. А соразмерность онегинской строфы сонету как общеевропейской «мере длины» законченного поэтического высказывания подчёркнута итоговым двустишием.

В «Евгении Онегине» романный сюжет не ограничен какими-то специальными лирическими задачами, а разворачивается полномасштабно, в эпической свободе.

Лирический повествователь романа в стихах, который «поёт приятеля младого и множество его причуд», всё, что к концу седьмой главы успел в романе натворить Онегин, вплоть до убийства Ленского, - добродушно определяет как причуды... Что поделаешь: и стреляет он лучше Ленского, и его девушки любят, ведь он, как предупреждал нас автор ещё в первой главе, в совершенстве владеет «наукой страсти нежной». Но наука науке рознь. Мы знаем пушкинскую «науку», возвращающую в нашу жизнь «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Такой ли «наукой» владел Онегин?.. На этот вопрос Пушкин должен был ответить в своём «свободном романе», и разумеется, не в лирических отступлениях, а всем сюжетом, который развивался, углублялся и возрастал до высот гениального откровения о жизни.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какая строфа называется онегинской? Почему Пушкину пришлось искать новую стихотворную форму?

2. Вспомните, какое эпическое произведение называется романом. Уточните, почему Пушкин называет «Евгения Онегина» «свободным романом».

Перед чтением. Почему поэт предпочёл «открытый» финал романа?

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Глава восьмая

(Отрывки)

VI

(...) И ныне музу я впервые

На светский раут1 привожу;

На прелести её степные

С ревнивой робостью гляжу.

Сквозь тесный ряд аристократов,

Военных франтов, дипломатов

И гордых дам она скользит;

Вот села тихо и глядит,

Любуясь шумной теснотою,

Мельканьем платьев и речей,

Явленьем медленным гостей

Перед хозяйкой молодою,

И темной рамою мужчин

Вкруг дам, как около картин.

VII

Ей нравится порядок стройный

Олигархических бесед,

И холод гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

Но это кто в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?

Иллюстрация Д. Белкжина

Для всех он кажется чужим.

Мелькают лица перед ним,

Как ряд докучных привидений.

Что, сплин иль страждущая спесь

В его лице? Зачем он здесь?

Кто он таков? Ужель Евгений?

Ужели он?.. Так, точно он.

- Давно ли к нам он занесён? (...)

1 Раут - торжественный званый вечер, приём.

XII

Предметом став суждений шумных,

Несносно (согласитесь в том)

Между людей благоразумных

Прослыть притворным чудаком,

Или печальным сумасбродом,

Иль сатаническим уродом,

Иль даже демоном моим.

Онегин (вновь займуся им),

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

XIII

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство,

Немногих добровольный крест).

Оставил он своё селенье,

Лесов и нив уединенье,

Где окровавленная тень

Ему являлась каждый день,

И начал странствия без цели,

Доступный чувству одному;

И путешествия ему,

Как всё на свете, надоели;

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

XIV

Но вот толпа заколебалась,

По зале шёпот пробежал...

К хозяйке дама приближалась,

За нею важный генерал.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Всё тихо, просто было в ней... (...)

XV

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор её очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале; и всех выше

И нос и плечи подымал

Вошедший с нею генерал.

Никто б не мог её прекрасной

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовётся vulgar1. (Не могу...

XVI

Люблю я очень это слово,

Но не могу перевести;

Оно у нас покамест ново,

И вряд ли быть ему в чести.

Оно б годилось в эпиграмме...)

Но обращаюсь к нашей даме.

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.

XVII

«Ужели, - думает Евгений, -

Ужель она? Но точно... Нет...

Как! из глуши степных селений...»

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.

«Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?»

Князь на Онегина глядит.

«Ага! давно ж ты не был в свете.

Постой, тебя представлю я». -

«Да кто ж она?» - «Жена моя».

XVIII

«Так ты женат! не знал я ране!

Давно ли?» - «Около двух лет». -

1 Vulgar (англ.) - вульгарный.

«На ком?» - «На Лариной».

- «Татьяне!»

«Ты ей знаком?» - «Я им сосед». -

«О, так пойдём же». Князь

подходит

К своей жене и ей подводит

Родню и друга своего.

Княгиня смотрит на него...

И что ей душу ни смутило,

Как сильно ни была она

Удивлена, поражена,

Но ей ничто не изменило:

В ней сохранился тот же тон,

Был так же тих её поклон.

XIX

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась

Иль стала вдруг бледна, красна...

У ней и бровь не шевельнулась;

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.

С ней речь хотел он завести

И - и не мог. Она спросила,

Давно ль он здесь, откуда он

И не из их ли уж сторон?

Потом к супругу обратила

Усталый взгляд; скользнула вон...

И недвижим остался он.

XX

Ужель та самая Татьяна,

Которой он наедине,

В начале нашего романа,

В глухой, далёкой стороне,

В благом пылу нравоученья

Читал когда-то наставленья,

Та, от которой он хранит

Письмо, где сердце говорит,

Где всё наруже, всё на воле,

Та девочка... иль это сон?..

Та девочка, которой он

Пренебрегал в смиренной доле,

Ужели с ним сейчас была

Так равнодушна, так смела?

Кадр из фильма-оперы «Евгений Онегин» (режиссёр Р. Тихомиров, 1959)

XXI

Он оставляет раут тесный,

Домой задумчив едет он;

Мечтой то грустной, то прелестной

Его встревожен поздний сон.

Проснулся он; ему приносят

Письмо: князь N покорно просит

Его на вечер. «Боже! к ней!..

О, буду, буду!» и скорей

Марает он ответ учтивый.

Что с ним? в каком он странном сне!

Что шевельнулось в глубине

Души холодной и ленивой?

Досада? суетность? иль вновь

Забота юности - любовь?

XXII

Онегин вновь часы считает,

Вновь не дождётся дню конца.

Но десять бьёт; он выезжает,

Он полетел, он у крыльца,

Он с трепетом к княгине входит;

Татьяну он одну находит,

И вместе несколько минут

Они сидят. Слова нейдут

Из уст Онегина. Угрюмый,

Неловкий, он едва-едва

Ей отвечает. Голова

Его полна упрямой думой.

Упрямо смотрит он: она

Сидит покойна и вольна.

Иллюстрация П. Мещерякова

XXIII

Приходит муж. Он прерывает

Сей неприятный tete-a-tete1;

С Онегиным он вспоминает

Проказы, шутки прежних лет.

Они смеются. Входят гости.

Вот крупной солью светской злости

Стал оживляться разговор;

Перед хозяйкой лёгкий вздор

Сверкал без глупого жеманства,

И прерывал его меж тем

Разумный толк без пошлых тем,

Без вечных истин, без педантства,

И не пугал ничьих ушей

Свободной живостью своей. (...)

XXVII

Но мой Онегин вечер целой

Татьяной занят был одной,

Не этой девочкой несмелой,

Влюблённой, бедной и простой,

Но равнодушною княгиней,

Но неприступною богиней

Роскошной, царственной Невы.

О люди! все похожи вы

На прародительницу Эву:

Что вам дано, то не влечёт;

Вас непрестанно змий зовёт

К себе, к таинственному древу;

Запретный плод вам подавай,

А без того вам рай не рай.

XXVIII

Как изменилася Татьяна!

Как твёрдо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приёмы скоро приняла!

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?

И он ей сердце волновал!

Об нём она во мраке ночи,

Пока Морфей не прилетит,

Бывало, девственно грустит,

К луне подъемлет томны очи,

Мечтая с ним когда-нибудь

Свершить смиренный жизни путь! (...)

XXX

Сомненья нет: увы! Евгений

В Татьяну, как дитя, влюблён;

В тоске любовных помышлений

И день и ночь проводит он.

Ума не внемля строгим пеням,

К её крыльцу, стеклянным сеням

Он подъезжает каждый день;

За ней он гонится, как тень;

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо,

Или коснётся горячо

Её руки, или раздвинет

Пред нею пёстрый полк ливрей,

Или платок подымет ей.

XXXI

Она его не замечает,

Как он ни бейся, хоть умри.

Свободно дома принимает,

В гостях с ним молвит слова три,

Порой одним поклоном встретит,

Порою вовсе не заметит;

Кокетства в ней ни капли нет -

Его не терпит высший свет.

Бледнеть Онегин начинает:

Ей иль не видно, иль не жаль;

Онегин сохнет, и едва ль

Уж не чахоткою страдает.

Все шлют Онегина к врачам,

Те хором шлют его к водам.

1 Тет-а-тет (франц.) - разговор наедине.

XXXII

А он не едет; он заране

Писать ко прадедам готов

О скорой встрече; а Татьяне

И дела нет (их пол таков);

А он упрям, отстать не хочет,

Ещё надеется, хлопочет;

Смелей здорового, больной

Княгине слабою рукой

Он пишет страстное посланье.

Хоть толку мало вообще

Он в письмах видел не вотще;

Но, знать, сердечное страданье

Уже пришло ему невмочь.

Вот вам письмо его точь-в-точь.

Письмо Онегина к Татьяне

Предвижу всё: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? с какою целью

Открою душу вам свою?

Какому злобному веселью,

Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу;

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Ещё одно нас разлучило...

Несчастной жертвой Ленский пал...

Ото всего, что сердцу мило,

Тогда я сердце оторвал;

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан...

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюблёнными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой всё ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

И я лишен того: для вас

Кадр из кинофильма «Онегин» (режиссёр М. Файнс, 1999)

Тащусь повсюду наудачу;

Мне дорог день, мне дорог час:

А я в напрасной скуке трачу

Судьбой отсчитанные дни.

И так уж тягостны они.

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я...

Боюсь, в мольбе моей смиренной

Увидит ваш суровый взор

Затеи хитрости презренной -

И слышу гневный ваш укор.

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать - и разумом всечасно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Всё, всё, что выразить бы мог,

А между тем притворным хладом

Вооружать и речь и взор,

Вести спокойный разговор,

Глядеть на вас весёлым взглядом!..

Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Всё решено: я в вашей воле,

И предаюсь моей судьбе.

XXXIII

Ответа нет. Он вновь посланье:

Второму, третьему письму

Ответа нет. В одно собранье

Он едет; лишь вошёл... ему

Она навстречу. Как сурова!

Иллюстрация Л. Тимошенко

Его не видят, с ним ни слова;

У! как теперь окружена

Крещенским холодом она!

Как удержать негодованье

Уста упрямые хотят!

Вперил Онегин зоркий взгляд:

Где, где смятенье, состраданье?

Где пятна слёз?.. Их нет, их нет!

На сем лице лишь гнева след... (...)

XXXIX

Дни мчались: в воздухе нагретом

Уж разрешалася зима;

И он не сделался поэтом,

Не умер, не сошёл с ума.

Весна живит его: впервые

Свои покои запертые,

Где зимовал он, как сурок,

Двойные окна, камелёк

Он ясным утром оставляет,

Несётся вдоль Невы в санях.

На синих, иссечённых льдах

Играет солнце; грязно тает

На улицах разрытый снег.

Куда по нём свой быстрый бег

XL

Стремит Онегин? Вы заране

Уж угадали; точно так:

Примчался к ней, к своей Татьяне,

Мой неисправленный чудак.

Идёт, на мертвеца похожий.

Нет ни одной души в прихожей.

Он в залу; дальше: никого.

Дверь отворил он. Что ж его

С такою силой поражает?

Княгиня перед ним, одна,

Сидит, не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слёзы льёт рекой,

Опёршись на руку щекой.

XLI

О, кто б немых её страданий

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

В тоске безумных сожалений

К её ногам упал Евгений;

Она вздрогнула и молчит

И на Онегина глядит

Без удивления, без гнева...

Его больной, угасший взор,

Молящий вид, немой укор,

Ей внятно всё. Простая дева,

С мечтами, сердцем прежних дней,

Теперь опять воскресла в ней.

XLII

Она его не подымает

И, не сводя с него очей,

От жадных уст не отымает

Бесчувственной руки своей...

О чём теперь её мечтанье?

Проходит долгое молчанье,

И тихо наконец она:

«Довольно; встаньте. Я должна

Вам объясниться откровенно.

Онегин, помните ль тот час,

Когда в саду, в аллее нас

Судьба свела, и так смиренно

Урок ваш выслушала я?

Сегодня очередь моя.

XLIII

Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?

Какой ответ? одну суровость.

Не правда ль? Вам была не новость

Смиренной девочки любовь?

И нынче - Боже! - стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь... Но вас

Я не виню: в тот страшный час

Вы поступили благородно,

Вы были правы предо мной.

Я благодарна всей душой...

XLIV

Тогда - не правда ли? - в пустыне,

Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась... Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

XLV

Я плачу... если вашей Тани

Вы не забыли до сих пор,

То знайте: колкость вашей брани,

Холодный, строгий разговор,

Когда б в моей лишь было власти,

Я предпочла б обидной страсти

И этим письмам и слезам.

К моим младенческим мечтам

Тогда имели вы хоть жалость,

Хоть уважение к летам...

А нынче! - что к моим ногам

Вас привело? какая малость!

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

XLVI

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей...

XLVII

А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

XLVIII

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражён.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружён!

Но шпор внезапный звон раздался,

Евгений Онегин. Рисунок А.С. Пушкина. Рукопись «Евгения Онегина». 1830 г.

И муж Татьянин показался,

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда. За ним

Довольно мы путём одним

Бродили по свету. Поздравим

Друг друга с берегом. Ура!

Давно б (не правда ли?) пора!

XLIX

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти.

За сим расстанемся, прости! (...)

Конец

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Расскажите об особенностях характера Онегина, которые могли бы подтвердить или опровергнуть мысль о том, что это человек умный, принятый другими умными людьми своего времени, близкий биографическому автору, но не идентичен ему.

2. Продолжала ли Татьяна любить Онегина и после того, как нашла «разгадку», «слово»? Что об этом говорит она сама? (глава восьмая, строфа 47). Можно ли верить тому, что она говорит? Не самообман ли это? Ответ аргументируйте.

3. Выучите наизусть письмо Татьяны или письмо Онегина (по выбору). При чтении вслух стремитесь быть максимально искренними.

4. Подискутируйте! Учёные и сейчас спорят, почему Пушкин не стал заканчивать девятую главу романа (печатается как приложение). Каково ваше мнение?