Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Глава 5. «Писать… надо вот этак: просто, коротко и ясно»

Описывая страсти, порывы и срывы человеческой души, изображая бунт гордого одиночки против погрязшего в пошлости общества, воссоздавая быт, нравы, «местный колорит» прошлых эпох и экзотических стран, романтики формировали потребность в исследовании глубин внутреннего мира личности, в осмыслении её взаимоотношений с миром внешним, наконец, в анализе законов и устройства социальной жизни. Этой потребностью во многом было обусловлено появление нового направления, нацеленного на художественное постижение реального мира во всей его полноте, сложности и многообразии, - реализма.

Литературоведческая закладка

Реализм - литературно-художественное направление, окончательно оформившееся к середине XIX в. и разработавшее принципы осмысления действительности, а также жизненно достоверного её воспроизведения в художественном произведении. Главную свою задачу реализм видит в раскрытии сущности жизненных явлений посредством изображения героев, ситуаций и обстоятельств, «взятых из самой действительности». Реалисты стремятся проследить как причины, так и следствия описываемых явлений, выяснить, какие внешние (социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы повлияли на ход событий; определить в человеческом характере не только индивидуальные, но и типичные черты, сформировавшиеся под влиянием эпохи (вместе с реализмом возникает представление о социально обусловленных человеческих типах). Аналитическое начало в реализме XIX в. сочетается, во-первых, с мощным критическим пафосом, направленным на изъяны социального устройства; во-вторых, со стремлением к обобщениям, касающимся законов и тенденций общественной жизни; в-третьих, с пристальным вниманием к материальной стороне существования (подробные описания внешности героев, особенностей их поведения, жизненного уклада с использованием художественных деталей); в-четвёртых, с исследованием психологии личности (психологизмом).

В. Поленов. Московский дворик (1878)

В. Поленов. Бабушкин сад (1878)

Реализм XIX в. породил целый ряд писателей мирового значения: О. де Бальзак, Г. Флобер, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Марк Твен, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.

Многое в реализме кажется полной противоположностью романтизму. Если романтики бежали от повседневной действительности в царство идеала, мечты и фантазии, то реалисты в своём творчестве эту действительность осваивали и обживали. Если романтиков привлекали исключительные герои, то реалистов преимущественно интересовали «типичные» представители конкретного поколения, конкретного социального слоя, конкретной эпохи. Если романтики тяготели к изображению экстраординарных ситуаций (необычных поступков, экстремальных испытаний, природных или исторических потрясений, фантастических событий, таинственных происшествий и т.д.), то реалисты фокусировали внимание как раз на обыденной жизни. И если романтики превыше всего ценили свободную игру творческой фантазии, то реалисты на первое место ставили скрупулёзное исследование общественных явлений и достоверное их воспроизведение. Однако следует заметить, что в реализме мастерство убедительно-правдоподобного воссоздания окружающей действительности не сводилось к «фотографическому» её копированию, принцип «типизации» не предполагал такого «усреднения» характеров и обстоятельств, при котором стиралось бы их своеобразие, а установка на воссоздание обыденности не отметала возможности изображения необычных явлений. В реалистических произведениях XIX в. встречаются и исключительные герои, одержимые великими идеями, идеалами или страстями, и экстраординарные обстоятельства, и даже фантастические события - иначе говоря, элементы, присущие романтизму.

Таким образом, данные направления, утверждавшие совсем разные творческие подходы в искусстве слова, находились в сложных отношениях борьбы и взаимодействия, соперничества и взаимообогащения. Эти отношения легко прослеживаются в границах творчества отдельных писателей, либо двигавшихся в своём развитии от романтизма к реализму (как, например, Пушкин), либо одновременно использовавших в своих произведениях романтические и реалистические принципы (как, например, Стендаль). Многие произведения, написанные великими художниками слова XIX в., вообще невозможно однозначно закрепить за романтизмом или, наоборот, за реализмом, поскольку в них присутствует причудливая смесь элементов обоих направлений (как, например, в «Шагреневой коже» О. де Бальзака).

Напряжённо-противоречивое сосуществование романтизма и реализма в значительной степени определило культурную жизнь Западной Европы и России в первой половине XIX в. Оба эти направления сформировали современный, близкий нынешнему читателю облик художественной литературы и заложили основы для её развития в XX в.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие общественно-исторические события и тенденции европейской духовной жизни способствовали возникновению реализма?

2. Чем был реализм по отношению к романтизму - его наследником или ниспровергателем? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Каковы главные идеи и принципы реализма? Перечислите известнейших писателей-реалистов.

4. Работа в группах. Сформулируйте суть различий между реализмом и романтизмом: ведущие принципы изображения действительности; герой реалистического и романтического произведения; темы, ведущие жанры и художественные средства.

5. Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Московский дворик» и «Бабушкин сад» (с. 133). Докажите, что эти полотна следует рассматривать как реалистические, приведите свои аргументы. Для сравнения используйте картину А. Нэсмита «Вид на замок Танталлон» (с. 123).