Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Глава 2. «Я пробью себе дорогу к Вершинам Славы»

Литературная разминка

Что такое поэма? Какие поэмы вы читали в предыдущих классах?

Джордж Гордон Байрон (1788-1824)

Величественным монументом возвышается фигура Дж. Г. Байрона над культурной жизнью начала XIX в. Каких только восторженных надписей не оставили на нём современники! Гениальный художник и самоотверженный борец за свободу, Байрон был в их глазах знаменосцем романтического движения в искусстве, духовным вождём целого поколения, истинным и образцовым героем новой эпохи и даже более того - её творцом. Недаром В.А. Жуковский в письме к Гоголю писал: «Байрон - дух высокий, могучий, но дух отрицания, гордости и презрения... мы чувствуем, что рука судьбы опрокинула создание благородное и что он прямодушен в своей всеобъемлющей ненависти, - перед нами титан Прометей, прикованный к скале Кавказа и гордо клянущий Зевеса...». Жуковский назвал знаменитого романтика из туманного Альбиона Прометеем - это определение отражает самую суть роли, которую играл в духовной жизни своего времени Байрон как художник и как личность.

Впрочем, колоссальный успех был обусловлен не только личными дарованиями и заслугами поэта. Объяснялся он также тем, что Байрон своим творчеством открыл Европе именно то, чего она с нетерпением ожидала. Он пришёл к читателям в период оплакивания разбитых надежд, когда в сознании нового поколения формировалось особое понимание своих жизненных задач и возможностей. В лице Байрона это поколение обрело своего гениального певца. Казалось, сам дух романтизма высказал себя через его лиру, обнажившую глубочайшие противоречия внутреннего мира человека. И не только через лиру, но, по сути, и через личность самого поэта.

Дж. Г. Байрон родился в Лондоне 22 января 1788 г. в семье, восходившей своими корнями к английским и шотландским королям, но владевшей уже лишь остатками богатства прадедов. Отца своего поэт не знал: вскоре после его появления на свет тот бежал от кредиторов во Францию, где спустя несколько лет умер. Воспитанием сына на первых порах занималась мать - женщина с тяжёлым характером, доставлявшим немало огорчений близким. Напряжённые отношения с ней омрачали детские годы поэта. Немало страданий причиняла юному Байрону и врождённая хромота. Позже, пытаясь доказать свою физическую полноценность, он усиленно занимался спортом и в результате стал превосходным боксёром, наездником, фехтовальщиком и пловцом. Лучшими своими детскими впечатлениями поэт был обязан общению с природой и чтению книг, к которому пристрастился с пяти лет.

До десяти лет Байрон с матерью жил в Шотландии, которую привык считать своей родиной; затем маленькое семейство перебралось в Англию, где обосновалось в поместье Ньюстэд, доставшемся в наследство от двоюродного деда поэта. Кроме поместья, более походившего на развалины, чем на родовое гнездо старинного аристократического рода, дед передал внуку титул пэра Англии, а вместе с ним - и кресло в английском парламенте, которое Байрон мог занять по достижении совершеннолетия. Так перед мальчиком открылась перспектива парламентской карьеры. Теперь он должен был получить образование, достойное будущего члена парламента.

В 1801 г. Байрон поступил в закрытую школу в Харроу, где учились отпрыски богатых аристократических семей, преимущественно готовившиеся к политической карьере. Будущий поэт неоднократно обращался к матери с просьбами забрать его из учебного заведения, где он страдал из-за унижений и обид, но уже в тех трудных, а порой нестерпимых для его гордости условиях заявлял: «Я могу пробить себе дорогу в мире, и я это сделаю или погибну. Многие начинали жизнь ни с чем, а кончили великими людьми. Неужели я, обладая достаточным, пусть даже небольшим состоянием, стану бездействовать? Нет, я пробью себе дорогу к Вершинам Славы...». Честолюбивые надежды укреплялись примером Наполеона Бонапарта, сумевшего сделать то, о чём смутно мечтал английский подросток. Много лет спустя, когда после свержения Наполеона, использовавшего революцию для установления собственной тирании, в Европе восторжествовала реакция, двадцатипятилетний Байрон записал в своём дневнике: «Я полагал, что, если он падёт, с ним рухнет целый мир, я не думал, что он шаг за шагом отступит в ничтожество; я верил, что всё это не просто каприз богов, а прелюдия к дальнейшим переменам и огромным событиям... И вот мы опять сползаем назад, к дурацкой старой системе равновесия».

В школе, под гул неодобрительных откликов своих наставников, Байрон начал упражняться в стихосложении, а в годы обучения в престижном Кембриджском университете уже выпустил в свет незрелый, но, бесспорно, отмеченный печатью таланта поэтический сборник «Часы досуга» (1807). Дарование начинающего поэта было отмечено читателями с развитым художественным вкусом, но критики обрушили на него град насмешек. Байрон не остался в долгу и в следующем году выступил в печати со стихотворным текстом, в котором разделался со своими обидчиками, а заодно облил сатирой чуть ли не всех видных английских и шотландских литераторов. На этот раз в нём признали сильного литературного бойца, способного заставить считаться с собой любого противника.

В 1809 г. Байрон отправился в двухлетнее путешествие, во время которого посетил Португалию, Испанию, остров Мальту, Албанию, Турцию и Грецию. Странствуя по воспетому романтиками Востоку, поэт открывал для себя не только красоты экзотической природы и своеобразие культурных традиций, но и социально-исторические проблемы жизни народов, находившихся под пятой чужеземных завоевателей. Новые впечатления на несколько лет стали главным источником творчества Байрона. Они получили непосредственное отражение в двух первых песнях первой из знаменитых романтических поэм Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».

Литературоведческая закладка

Романтическая поэма - многочастное стихотворное произведение крупной формы, отражающее идейно-художественные принципы романтического мироощущения. Для романтической поэмы характерно такое сочетание лирического и эпического элементов, при котором эпическое начало (реализующееся в картинах исторической действительности) подчиняется лирическому началу (реализующемуся в картинах внутреннего мира личности), что обусловливает свободную композицию, наличие разнообразных авторских отступлений, ярко выраженный лирический тон повествования и другие характерные особенности данного жанра. Романтическая поэма интенсивно развивалась в литературе первой трети XIX в. Замечательные её образцы представлены в творчестве Дж. Г. Байрона, А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Г. Гейне и других талантливых поэтов.

Опубликовав по возвращении на родину, в 1811 г., готовые части «Паломничества Чайльд-Гарольда», Байрон, по собственному выражению, проснулся знаменитым. «Весь город, - писал об этом моменте жизни английского поэта А. Моруа, - говорил только о Байроне. Толпы знаменитейших людей домогались, чтобы быть ему представленными, оставляли свои визитные карточки... В издательстве показывали экземпляр “Чайльд-Гарольда”, который принесла переплести принцесса Шарлотта... На великосветских обедах неумолчно звучало беспрестанно повторяемое “Байрон, Байрон’’».

На лаврах ранней славы поэт мог безмятежно почивать много лет, но его неукротимая натура требовала решительных действий в общественной сфере. Кресло в палате лордов, казалось, предоставляло ему возможность повлиять на политическую жизнь страны, и Байрон честно предпринял несколько попыток это сделать. Однако, убедившись в безуспешности всех своих начинаний, он вскоре потерял интерес к парламентской деятельности.

К.Д. Фридрих. Путник над морем тумана (1818)

Комментарий архивариуса

В первой половине XIX в. Англию сотрясали волны мощного луддитского1 движения, объединившего в своих рядах ремесленников, в отчаянии уничтожавших новые станки, с появлением которых они лишались работы или значительной части заработка. Правительство Англии, заботившееся исключительно о доходах владельцев фабрик, подготовило закон (билль), предусматривавший смертную казнь для разрушителей станков. Воспользовавшись правом на традиционное вступительное слово в парламенте, Байрон произнёс речь в защиту обездоленных работников, в которой резко осудил тех, кто был готов оценить человеческую жизнь «ниже стоимости чулочно-вязальной машины». Это был дерзкий вызов властям, но, к сожалению, не более того: несмотря на протест поэта, билль был принят и стал орудием жестокой расправы с повстанцами. Через несколько лет Байрон написал «Песню для луддитов», воспевавшую их бунт как борьбу за свободу.

1 Своё название это движение получило от имени легендарного подмастерья Нэда Лудда, который якобы первым разбил ткацкий станок. Особенно активным было луддитское движение в Ноттингеме, где находился центр ткацкой промышленности. Только в течение февраля 1812 г. там было уничтожено около 1000 станков.

В течение 1812-1813 гг. поэт выступил с двумя речами, одна из которых была посвящена страданиям ирландского народа под властью английской короны, а вторая - теме депутатской неприкосновенности. Обе они, как и первое выступление, не имели практических результатов. Байрон охладел к парламентским заседаниям, а своё мнение по поводу тех или иных политических вопросов стал излагать в сатирических стихах, расходившихся по всей стране и приводивших в ярость государственных мужей.

С 1813 по 1816 г. Байрон буквально атаковал публику новыми сочинениями. В ряде поэм, написанных по следам его путешествия на Восток, изображались герои-бунтари, вставшие на путь мести, преступления или борьбы во имя защиты свободы. Запечатлённые в названных поэмах настроения скорби и отчаяния получили мощное трагическое звучание в сборнике стихотворений «Еврейские мелодии», где картины библейской истории - великих битв, крушения царств и лишений народа, сохраняющего стойкость в тяжелейших испытаниях, были насыщены духовным опытом современника начала XIX в.

Литературная слава Байрона стремительно росла, всё дальше распространяясь за пределами Англии. Вместе с ней вокруг поэта, постоянно находившегося на виду у «большого света», росли и недобрые слухи, подогреваемые задетыми его дерзостью политиками и литераторами. Когда же в 1816 г. стало известно о распаде брака мятежного лорда с Анабеллой Милбэнк, в которой аристократическое общество видело образец идеальной жены, разразился публичный скандал. Одна из газет без разрешения Байрона напечатала его стихотворение «Прости», предназначенное для жены и заканчивающееся пронзительными строками: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай». Издатель сопроводил публикацию комментарием, в котором указал, что при оценке политических сочинений Байрона следует иметь в виду его отношение к своему «моральному и семейному долгу». Это был сигнал к началу масштабной травли, вынудившей поэта 25 апреля 1816 г. навсегда оставить Англию.

Сначала Байрон осел в Швейцарии, на берегу Женевского озера. Там состоялась чрезвычайно важная для него встреча с талантливейшим английским поэтом-романтиком Перси Биши Шелли - таким же, как и он, добровольным изгнанником, павшим жертвой общественного осуждения. Эта встреча заложила основу тесной дружбы двух поэтов, навсегда поставившей их имена рядом в истории английской литературы.

В Швейцарии появились такие блистательные произведения Байрона, как лирические стихи «Стансы к Августе», поэтическая драма «Манфред», поэма «Шильонский узник», третья и четвёртая песни «Паломничества Чайльд-Гарольда» и др. Некоторые из этих произведений были закончены в Италии, куда Байрон переехал в конце 1816 г. и где включился в деятельность тайной революционной организации, боровшейся за освобождение итальянских земель от австрийского владычества. Поэт ясно сознавал, что карбонарии (так назывались члены этой организации) слабее своих врагов, а потому сомневался в успехе их восстания, но тем не менее помогал итальянским революционерам всем, чем только мог. Романтика жизни в Италии, которую Байрон горячо любил как страну сильных страстей, высоких культурных достижений и неистребимого духа свободы, вдохновила его на замыслы новых художественных произведений. Там были написаны поэма «Мазепа», изображавшая одну из колоритнейших фигур украинской истории; поэтическая трагедия «Каин», представлявшая библейского персонажа в героическом ореоле «первого бунтаря» на земле и др. Там же поэт создал значительную часть поэмы «Дон Жуан», задуманной им как грандиозная энциклопедия европейской жизни рубежа XVIII-XIX вв. и призванной подвести итог его духовным и творческим исканиям. К сожалению, довести работу над этим произведением до конца автору не удалось.

Памятник Байрону. Миссолонги, Греция (скульптор Видалис)

В 1823 г. Байрон прибыл в Грецию, сражавшуюся за освобождение от османского господства. На личные средства поэт собрал вооружённый отряд и высадился на острове Кефалония, где находился один из центров восстания. На Кефалонии он написал стихотворение, в котором есть знаменательная строка: «Тираны давят мир, - я ль уступлю?»

В качестве одного из организаторов борьбы греков против захватчиков Байрону приходилось решать множество важных вопросов, вести бесконечные переговоры, терпеть лишения и подвергаться опасностям военнопоходной жизни. Весной 1824 г. поэт внезапно заболел и вскоре умер. Ему было всего тридцать шесть лет. В знак глубокой скорби временное греческое правительство объявило национальный траур. Культурный мир оплакал преждевременную смерть Дж. Г. Байрона как величайшую утрату.

Финал этой короткой, но полной великих свершений жизни был поистине героическим. Разочарованный и пресытившийся миром аристократ мог бы коротать остаток своих дней в тиши родового замка. Поэт общеевропейской известности мог бы прожить отведённый ему судьбой срок, довольствуясь творчеством и восторженным признанием публики. Но Байрон - потомственный лорд и первый поэт своего времени, более всего ценивший свободу и жаждавший действовать во имя её торжества, - прибыл на окраину Европы, чтобы сразиться на стороне восставшего народа и в конечном счёте отдать за его свободу свою жизнь. Это было достойное завершение великого пути великого романтика к Вершинам Славы.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Подготовьте подробный рассказ о жизни Дж.Г. Байрона по самостоятельно составленному плану.

2. Рассмотрите репродукцию картины художника-романтика К.Д. Фридриха «Путник над морем тумана» (с. 119). Можно ли утверждать, что картина имеет аллегорический смысл? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Объясните, на каком основании В.А. Жуковский сравнил английского поэта с Прометеем.