Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Раздел третий. Из литературы XVII–XVIII веков

Глава 1. «Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями»

Литературная разминка

Какие важные исторические события происходили в Европе XVII в.?

В истории Европы XVII век - это отдельная эпоха, которая в чём-то продолжила, а в чём-то коренным образом переосмыслила принципы ренессансной культуры. Двойственному отношению к наследию эпохи Возрождения в этот период способствовали особенности исторического развития европейской цивилизации. Важнейшими событиями XVII в. стали религиозные войны, полыхавшие на территории Европы, буржуазная революция 1648 г. в Англии, определившая новое направление социально-экономической жизни, утверждение во Франции абсолютной монархии, выстроившей строгую иерархическую пирамиду в обществе, волны восстаний, прокатившиеся по разным странам. Всё это создавало атмосферу тревожного брожения умов, в которой идеи ренессансных мыслителей, учёных и художников получали противоречивое истолкование.

Мятежи, войны, революции свидетельствовали, с одной стороны, о росте внутренней свободы европейца и о его всё более настойчивом стремлении изменить окружающую действительность, а с другой - о его беззащитности перед лицом внешних обстоятельств и о наличии в нём разрушительной силы, побуждающей к жестокости и кровопролитию. Если культура Возрождения внедряла в сознание идеал гармоничного человека, устремлённого к земному счастью и активному освоению действительности, то культура XVII в. делала основной упор на драматических противоречиях человека и мира. И если в культуре Ренессанса главное внимание её творцов было сосредоточено на утверждении ценности и достоинства личности, то в культуре XVII в. центр тяжести переместился с личности на её взаимоотношения с окружающим миром и закономерности её судьбы.

Эти сдвиги подкреплялись философскими идеями новой эпохи, которые опирались на научные открытия Ренессанса, но толковали их уже иначе. Например, учение Н. Коперника о гелиоцентрическом строении Солнечной системы и бесконечном множестве миров было воспринято французским математиком и философом Б. Паскалем как знак необоснованности человеческих претензий на центральное место в мироздании. «Пусть человек... подумает о себе и сравнит своё существо со всем сущим, - писал мыслитель, - пусть почувствует, как он затерян в этом углу Вселенной, и, выглядывая из чулана, отведённого ему под жильё, - я имею в виду зримый мир, - пусть уразумеет, чего стоит наша Земля со всеми её державами и городами и, наконец, чего стоит он сам. Человек в бесконечности - что он значит?»

Вместе с тем культура XVII в. переняла у Возрождения веру в великие возможности человеческого разума, получавшую поддержку со стороны науки, которая вышла на новый уровень своего развития. Научная мысль теперь двигалась не путём частичных догадок или прозрений, а путём кропотливого, систематического и последовательного накопления сведений в отдельных отраслях знаний. Основой научного познания стал эксперимент, целью которого было определение объективных и точных закономерностей изучаемого явления. Именно в XVII в. были заложены принципы современной геометрии, математика завоевала позиции ведущей науки, потеснив классическую филологию, игравшую роль первой скрипки в культуре Возрождения. Своеобразным лозунгом новой эпохи стал афоризм французского философа Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Вера в разум стала для многих европейцев XVII в. путеводной нитью в смуте и хаосе времени.

Лувр (современный вид)

Версаль (современный вид)

Огромное значение приобрели способствующие просвещению и формированию общественного мнения книжные издания, популяризовавшие последние достижения науки и культуры; журналы и газеты, освещавшие насущные социальные и экономические проблемы; салоны и клубы, в которых обсуждались заметные явления современной культурной жизни.

Подобные изменения общественного сознания породили классицизм (от лат. classicus - «образцовый») - одно из основных художественных направлений XVII в. Представители классицизма считали образцом античное искусство вместе с присущими ему представлениями о прекрасном и принципами «подражания природе», соблюдением чувства меры, стремлением к гармонии. Главным средоточием классицизма была Франция, где его развитию способствовала абсолютная монархия, охранявшая порядок и иерархию в обществе. Искусство классицизма тоже утверждало определённый порядок и свод обязательных к исполнению законов: живописцы, писатели, архитекторы ценили в первую очередь способность выстраивать картины в соответствии с «классическими» представлениями о красоте, разумности и гармонии. От художника они требовали не оригинальности, а строгой творческой дисциплины, которая должна была противостоять хаосу окружающего мира и непрочности жизненных основ.

1 Ода - жанр лирического стихотворения хвалебного содержания, которое характеризуется торжественным звучанием и высоким стилем.

Н. Пуссен. Пейзаж с мужчиной, который моет ноги в фонтане (ок. 1648)

К. Лоррен. Отплытие царицы Савской (1648)

Главные правила и нормы классицизма были изложены в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» Никола Буало-Депрео (1636-1711). Указанный трактат зафиксировал чёткое разделение литературы на «высокие» жанры (эпопея, трагедия, ода1), призванные воплощать государственные или исторические события, деяния монархов, полководцев, мифологических персонажей, и «низкие» жанры (сатира, басня, комедия), предназначенные для изображения частной повседневной жизни обычных людей из средних сословий. Каждому жанру, согласно Буало, должен был соответствовать стиль и язык произведения: в «высоких» жанрах надлежало избегать «низкой» простонародной лексики и наоборот. В драматургии действовало правило «трёх единств» - времени, места и действия, - означавшее, что все события в пьесе должны укладываться в одни сутки, происходить в одном месте, а сюжет должен иметь только одну завязку и одну развязку, за исключением комедий, где допускались некоторые отклонения от данной схемы. Кроме того, драма должна была состоять из пяти действий, иметь чёткий и стремительно развивающийся сюжет. Правило «трёх единств» обеспечивало гармоничное построение сюжета, в котором события разворачиваются на одном дыхании и требуют от героев напряжения всех сил.

Свод правил и требований в классицизме нацеливал художников на создание «образцовых» произведений, характеризующихся композиционной стройностью, соразмерностью и равновесием всех составляющих, ясностью языка и внутренней гармонией. Но он же ограничивал свободу творческой мысли, жёстко удерживая её в рамках установленных норм. Схематизм этого художественного направления особенно ощутимо проявлялся в создании персонажей, чётко разделявшихся на «положительных» и «отрицательных»: в образах «положительных» героев не допускались «отрицательные» черты и наоборот. Такой подход существенно сужал возможности художников и, в конечном счёте, противоречил самой природе человеческого характера, в котором присутствуют как сильные, так и слабые стороны.

Веря в великую воспитывающую силу искусства и в его общественную пользу, классицисты стремились к созданию монументальных произведений, в которых бы поднимались проблемы широкого общественного звучания и изображались бы герои, способные в самых тяжёлых испытаниях трезво мыслить, анализировать свои поступки и укрощать кипящие в душе страсти.

Центральное место в классицизме занимали конфликты разума и страсти, долга и чувства, личности и общества. Исследуя эти конфликты, классицисты предлагали способы их разрешения на основе подчинения чувств и прав личности соображениям долга.

Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Архитектор О. Монферран

Здание Горного института, Санкт-Петербург. Архитектор А. Воронихин

Пристальное внимание художников XVII в. к конфликтам личности и её внутренним противоречиям способствовало расцвету драмы. Эта эпоха считается «золотым веком» европейского театра. Важным её достижением были успехи французского классицизма, породившего драматургов мирового значения - Пьера Корнеля, Жана Расина, Жана Батиста Мольера.

Эта эпоха ознаменовалась радикальными изменениями и в России, которая на протяжении XVIII в. пережила стремительный переход от периода Средневековья к Новому времени. Символической отметкой начала этого прорыва может служить 1 января 1700 г., когда страна впервые отпраздновала Новый год по европейскому календарю. Это событие, разумеется, было лишь малой частью широкомасштабных реформ, однако в нём, как в капле воды, отразился процесс коренного обновления, опиравшийся на европейский опыт и направленный на развитие отсталой, закосневшей в устаревших формах правления страны.

Период преобразований требовал изменений и в сфере художественной литературы, которая должна была отражать происходящие перемены, запечатлевать новые представления о мире и человеке, наконец, говорить на современном языке. На смену произведениям преимущественно религиозного содержания на церковнославянском языке пришла светская литература в лице М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина и др. Важной особенностью новой российской словесности была её сопричастность общественной жизни и задачам государственного строительства. Общественная, гражданская полезность стала первостепенным критерием творчества литератора. В искусстве слова утвердились ведущие тенденции и направления европейской литературы, в том числе классицизм.

В продолжение XVIII в. российская словесность прошла огромный путь развития, направленный на решение общекультурной задачи, которую А.С. Пушкин охарактеризовал ёмкой формулой: «...В просвещении стать с веком наравне». Новая литература вобрала в себя опыт европейской литературы и вместе с тем опиралась на отечественную традицию. Многому научившись у Европы, русские писатели создали собственную литературу - столь же современную, как литература европейская, и столь же самобытную. Их усилиями был заложен фундамент классической русской литературы, занявшей достойное место в мировом культурном пространстве.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Почему в XVII ст. сложилось двойственное отношение к ренессансной культуре? В чём оно заключалось?

2. Работа в парах. Обсудите процитированные в главе высказывания Б. Паскаля и Р. Декарта. Ответьте на следующие вопросы:

  • A. Справедлива ли, по вашему мнению, оценка человека, запечатлённая в размышлениях Паскаля?
  • Б. Как вы понимаете смысл афоризма Декарта? Согласны ли вы с этим утверждением?
  • B. Какое из высказываний - Б. Паскаля или Р. Декарта - вам ближе? Почему?

3. Укажите основные отличительные особенности стиля классицизма. Чем объясняется жёсткая ориентация классицистов на определённые нормы? В качестве примеров используйте изображения архитектурных и живописных шедевров эпохи - Лувра и Версаля, дворцов французских королей (с. 91), Исаакиевского собора и здания Горного института в Санкт-Петербурге (с. 93), репродукции картин Н. Пуссена и К. Лоррена (с. 92).

4. Назовите известные вам правила классицистического искусства, сформулированные в трактате Н. Буало. Какие жанры, согласно этому трактату, относились к «высоким», а какие - к «низким»? Как такое разделение влияло на стиль и язык произведений?

5. Что подразумевало правило «трёх единств»? Чему оно было призвано служить?

6. Какой литературный род достиг расцвета в классицизме? Почему? Назовите его выдающихся представителей.

7. Назовите новые темы, идеи и принципы, нашедшие отражение в российской словесности XVIII в. Почему она была тесно связана с общественно-политической жизнью?

8. Какую роль в развитии российской словесности XVIII в. сыграли её контакты с западным культурным миром? Могло ли, на ваш взгляд, состояться рождение новой русской литературы вне таких контактов? Обоснуйте свою точку зрения.

9. Творческое задание. Подготовьте краткое сообщение о творчестве П. Корнеля, Ж. Расина, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина (по выбору), пользуясь Интернетом и дополнительной литературой.