Интегрированный курс «Литература». 9 класс. Волощук

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО УЧЕБНИКУ

Дорогие девятиклассники!

Работая с учебником, вы продолжите знакомство со многими замечательными произведениями русских и зарубежных писателей, которые обогатят ваши представления о мире и о себе. Внимательно прочитать эти произведения, понять их и восхититься талантом мастеров слова вам помогут предложенные рубрики:

«Литературоведческая закладка» знакомит с определениями литературоведческих понятий, которые следует запомнить.

«Комментарий литературоведа» раскрывает секреты построения литературных произведений и секреты мастерства писателей.

«Комментарий архивариуса» освещает вопросы, касающиеся истории написания и публикации литературных произведений, а также исторических событий, на фоне которых развивается сюжет и действуют персонажи.

«Арт-салон» рассказывает о произведениях музыки, живописи, скульптуры, театра, кино и мультипликации, созданных на основе прочитанных вами художественных текстов.

«Литературный навигатор» будет вашим проводником в читательских странствиях - в нём даётся краткая информация о художественных произведениях, которые вам предстоит прочитать самостоятельно, вопросы и задания для такого чтения.

Для работы над новым материалом предусмотрены следующие рубрики:

«Литературная разминка» помогает вспомнить ранее изученный материал, необходимый для освоения новой темы.

«Перед чтением» нацеливает на восприятие художественного произведения, которое следует прочитать.

К информационным и художественным текстам в учебнике предлагаются вопросы и задания для индивидуальной работы и работы в парах и группах. Есть среди них вопросы и задания, направленные на развитие читательской фантазии, умения вести дискуссию по литературному произведению. Они помогут реализовать ваши творческие способности, углубить знания по филологии, развить способности решать сложные читательские задачи.

В конце разделов представлены итоговые вопросы и задания.

Перечисленные рубрики призваны сделать вашу работу над изучением программного материала максимально результативной и интересной.

Желаем вам успехов в этом увлекательном деле!

Авторы

Введение. «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что слово литература в его современном понимании не принадлежит к тому смысловому ряду, к которому относятся названия наук - физика, история и биология?... Ведь литература - один из видов искусства. Наука оперирует понятиями. Искусство - образами. По этому основному отличительному признаку литература целиком и полностью принадлежит к миру искусства. Именно по признаку изображения картин внешней и внутренней жизни человека - художественных образов - мы отличаем художественную литературу как вид искусства от научной и другой специальной литературы.

Итак, читая произведения художественной литературы, мы вступаем в мир искусства. Хорошо разбираясь в литературе, вы станете лучше разбираться в искусстве вообще. Во всяком случае, вы будете знать, что оно может вам дать. Особенно это касается тех видов искусства, в основе произведений которых лежит литературный текст. Это театр и кино. Ведь спектакль ставится по пьесе, а фильм - по сценарию. То и другое - литературные произведения.

Человек никогда не мог обходиться без искусства. Меняется лишь техника создания и воспроизведения художественных образов. Первые люди выдалбливали их в скалах и воспроизводили в песнях. Сегодня мы повсюду встречаем молодых людей в наушниках (как правило, они слушают именно песни), с ноутбуками и планшетами (часто используемыми для просмотра кинофильмов)... И ещё: всё время меняется соотношение количества творцов и потребителей искусства - в пользу потребителей. Можно было бы добавить «к сожалению», но не будем спешить. Восприятие искусства - ведь это тоже творчество или, по крайней мере, сотворчество. Художник, поэт, музыкант учатся всю жизнь - но точно так же люди учатся всю жизнь восприятию искусства. Учатся с детства: есть музыкальные и художественные школы, а есть предметы «литература», «музыкальное искусство», «изобразительное искусство» в обычных школах. В некоторых школах есть уроки танца (хореографии). Надеемся, скоро появятся и уроки театра и кино - так, чтобы все виды искусства были, наконец, представлены в современной школе.

В силу своей словесной природы художественная литература обладает разносторонней силой воздействия на внутренний мир человека, поскольку способна не только пробуждать его эмоции и эстетические переживания, как другие виды искусства, но заставить задуматься над нравственными и философскими вопросами (тем самым приближаясь к философии). С каждым прочитанным произведением человек глубже постигает мир и самого себя; случается даже, что книга даёт импульс его духовному перерождению и обусловливает важные перемены в его жизни. Такое же воздействие литература оказывает и на общество в целом, постоянно влияя на его духовное, а значит, и историческое развитие. В художественном произведении запечатлён не только личный опыт его автора, но и духовно-культурный опыт нации - её традиции, ментальность1, характер, взгляд на мир. Из литературных произведений, созданных в рамках культуры одного народа, формируется национальная литература.

Дж. Арчимбольдо. Библиотекарь (1556)

В истории культуры народа национальная литература занимает особое место, на что справедливо указывал И.С. Тургенев: «Только тогда, когда творческой силой избранников народ достигает сознательнополного, своеобразного выражения своего искусства, своей поэзии, он тем самым заявляет своё окончательное право на собственное место в истории, он получает свой духовный облик и свой голос - он вступает в братство с другими, признавшими его народами». Из таких «духовных обликов» и «голосов» разных народов слагается мировая литература - совокупность национальных литератур народов мира. Развитие мировой литературы от древнейших времен до наших дней называется историко-литературным процессом. Историко-литературный процесс тесно связан с развитием общества. Развивается общество - развивается и литература, в которой отражаются эпохи, через которые прошло человечество в своём поступательном движении вперёд.

Голос каждой национальной литературы по-своему вливается в ансамбль мировой литературы. И каждая национальная литература пребывает в непрерывном диалоге с другими национальными литературами, черпая из него новые идеи и, в свою очередь, обогащая его своими достижениями. Так, например, в XIX в. украинцы Гоголь и Шевченко взяли всё важное и лучшее от европейских литературных направлений своей эпохи. Со своей стороны, они полностью изменили представления европейских писателей о том, какой должна быть художественная литература. О роли гротеска в исторической и бытовой реальности. О месте во вселенной так называемого «маленького человека». Наконец, о том, как должен звучать в литературе голос самого народа. До Шевченко писатели любили народ, жалели народ, изображали народ - Шевченко и был украинский народ и по сей день им остаётся.

Так каждый исторический период накладывает на художественную литературу свой отпечаток. Двигаясь с книгой в руках от эпохи к эпохе, мы можем увидеть, как изменяются человеческие представления о добре, красоте, чести, благородстве и других жизненных ценностях. В этом смысле художественные произведения прошлого служат тропинками, ведущими в историю человеческой культуры.

1 Ментальность - совокупность общественных навыков и культурных особенностей народа, социальной группы или отдельного человека, проявляющихся в поведении, мировосприятии, умонастроении.

Я. Йерка. Библиотека

Но есть в творениях мастеров слова прежних времён нечто такое, что проникает в душу сегодняшнего читателя, живущего от них на расстоянии веков, а то и тысячелетий. Давно уже не слышно голосов в театрах Древней Греции и Рима, пышные храмы превратились в развалины, посещаемые любознательными туристами, скульптуры античных богов выставлены для обозрения под крышами музеев вдалеке от тех мест, где им поклонялись, однако с той же силой, что и в эпоху древних греков, покоряют наш слух чеканные стихи гомеровской «Илиады». Так же как и читатели прошлых столетий, мы восхищаемся поэзией Петрарки, прославляющей любовь к мадонне Лауре, смеёмся над дремучим неучем из комедии

Мольера, любуемся красотой человеческих чувств, запечатлённых в стихах Пушкина и Лермонтова, восхищаемся силой духа людей, с честью прошедших испытания в огне Второй мировой войны, о которых рассказал Василь Быков... Всё это происходит потому, что помимо сведений об исторических событиях, жизни, быте, нравах и представлениях предыдущих поколений в художественной литературе содержатся ещё и непреходящие, вечные, общечеловеческие духовные ценности. Они-то и придают изящной словесности разных эпох и разных народов то высокое значение, которое И.С. Тургенев определял как «достояние всего человечества».

Чтение - творческий диалог, который начинается уже с перевода на другие языки. Конечно, лучше всего читать художественное произведение в оригинале, это одно из самых приятных преимуществ, которые получает человек, хорошо знающий иностранный язык. Но невозможно выучить все языки. Тут на помощь любознательному читателю приходит переводчик. В.А. Жуковский так говорил о ремесле переводчика: «Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах - соперник». Одно из огромных удовольствий читателя, владеющего каким-либо иностранным языком, - быть зрителем и арбитром состязания поэтов - «автора» и «переводчика».

Чтение художественной литературы готовит нам немало неожиданных прозрений и открытий.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

  • 1. Как вы думаете, какие общечеловеческие проблемы поднимаются в любой национальной литературе? Какова основа межкультурного и межлитературного диалога?
  • 2. Сравните предложения и смысл слова солнце в каждом из них. В каком слово солнце является художественным образом, а в какой - научным понятием? Чем образ отличается от понятия, а искусство - от науки?

У Солнца диаметр 1 391 000 км.

Ты, солнце святое, гори! (АС. Пушкин)

  • 3. Почему «переводчик в стихах - соперник»?
  • 4. Согласны ли вы с тем, что переводчик в прозе - раб? Обоснуйте своё мнение.
Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст