Учебник по Русскому языку и литературе. 10 класс. Фидкевич - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Художественный стиль

Анализируем, комментируем

314. I. Прочитайте стихотворение. Определите его тему и основную мысль.

Я буквы выучил ещё до школы,

и это было сладко и рисково...

Но я любую книжную лавину

бесстрашно сокращал наполовину.

Природа

и другие «трали-вали»

меня совсем не интересовали.

Читал я от заката до рассвета, —

сюжета требовал от книг!

Сюжета!

И ничего не принимал взамен...

Стать грамотным я так и не сумел.

Роберт Рождественский

II. К какому выводу приходит лирический герой стихотворения? Почему он так и «не сумел стать грамотным»? В чём состояла его ошибка?

III. Найдите в тексте инверсию (непрямой порядок слов). Какую функцию она выполняет в стихотворении?

IV. Спишите выделенный отрывок стихотворения. Определите вид предложений по характеру грамматической основы.

Повторяем, обобщаем, анализируем

315. I. Прочитайте два отрывка из работ учёного-языковеда Виктора Виноградова. Определите их тему.

1. Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного. Язык национальной художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде.

2. В основе языка художественной литературы лежит литературный язык. И, более того, литературный язык как бы вырастает из языка художественной литературы. И все же язык художественной литературы - это особое явление. Его главная отличительная черта состоит в том, что он несет в себе большую эстетическую нагрузку. Для достижения эстетических целей в язык художественной литературы могут привлекаться диалекты и другие нелитературные элементы.

II. Ответьте на вопросы и выполните задание.

Почему художественный стиль занимает особое место среди функциональных стилей?

Каковы основные функции художественного стиля?

С какой целью в художественном стиле используются средства других стилей?

Поясните мысль В. Виноградова: «Литературный язык как бы вырастает из языка художественной литературы».

316. I. Прочитайте стихотворение современной поэтессы Веры Полозковой. Определите его тему и основную мысль. Элементы каких функциональных стилей она использует в своём тексте? С какой целью?

Жизнь - это творческий задачник:

условья пишутся тобой.

Подумаешь, что неудачник -

и тут же проиграешь бой,

сам вечно будешь виноватым

в бревне, что на пути твоём;

я в общем-то не верю в фатум1 -

его мы сами создаём;

как мыслишь — помните Декарта2? -

так и живёшь; твой атлас - чист;

судьба есть контурная карта -

ты сам себе геодезист3.

II. Охарактеризуйте использование знаков препинания в тексте. Почему такую пунктуацию называют «авторской»?

317. I. Прочитайте отрывок из стихотворения Бориса Заходера «Литературные тропы». Что такое тропы? Какие виды тропов упоминаются в приведённом отрывке?

Ну и стихи! Нету метафор,

Ни сравнений, ни тропов! Ни аллегории,

Что это, - Ни метонимии -

Вы извините, - Всё напрямик,

За автор? Как в учебнике химии.

Нету синекдох4,

II. Элементы какого стиля используются в стихотворении? Какой подтекст они создают?

318. I. Рассмотрите таблицу с основными видами тропов (слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усиления образности языка, художественной выразительности речи). Без умения видеть их в тексте, определять их роль невозможно раскрыть авторский замысел. Используйте материалы таблицы для выполнения заданий.

1 Фатум - судьба, рок, неизбежность.

2 Декарт Рене (1596-1650) - французский философ, математик, механик, физик и физиолог.

3 Геодезист - специалист по геодезии (наука о формах и размерах Земли и об измерении земельных площадей).

4 Синекдоха - троп, состоящий в том, что название общего переносится на частное («Вся школа высыпала на улицу»), реже - наоборот, с частного на общее («Двадцать парусов пришли в гавань»).

Обратите внимание!

Виды тропов

Эпитет

Образные, выразительные определения

Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Александр Пушкин)

Метафора

Перенос значения слова по сходству

Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна (Михаил Лермонтов).

Метонимия

Перенос значения по смежности (часть вместо целого или наоборот)

Я три тарелки съел (Иван Крылов).

Олицетворение

Уподобление какого-либо предмета или явления живому существу

Отговорила роща золотая (Сергей Есенин).

Сравнение

Сопоставление одного предмета или явления с другим

Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому (Лев Толстой).

Гипербола

Преувеличение размеров, силы, красоты описываемого

В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето... (Владимир Маяковский)

Ирония

Употребление слова или выражения с целью насмешки

Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (Иван Крылов)

Аллегория

Выражение абстрактного объекта или понятия посредством конкретного образа

И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал... (Александр Пушкин)

II. Приведите примеры тропов из прочитанных произведений.

319. I. Прочитайте предложения из произведений Александра Пушкина. С помощью информации таблицы определите вид тропов. С какой целью они используются?

I. Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла - всё кипит. 2. И может быть - на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной.

3. Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавлённое злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи мне смотреть, в них знак моей читая воли. 4. Берестов отвечал с таким же усердием, с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого... 5. А как речь-то говорит, словно реченька журчит. 6. Моя студенческая келья вдруг озарилась: муза в ней открыла пир младых затей...

II. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Составьте схему четвёртого предложения.

320. I. Вспомните, что вам известно о фигурах речи. Прочитайте определение.

Фигура речи - это оборот речи, синтаксическое построение, которое используется для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи - риторический вопрос (вопросительное восклицательное предложение, не требующие отклика у адресата), анафора (повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом), антитеза (противопоставление), градация (ряд слов или выражений с нарастающим смыслом и значимостью, реже - с нисходящим), инверсия, ряды однородных членов предложения, бессоюзие, многосоюзие.

II. Приведите примеры риторического вопроса и инверсии из прочитанных произведений или составленные самостоятельно.

321. Прочитайте отрывки из произведений художественной литературы. Какие фигуры речи используют их авторы? С какой целью? В случае затруднений обратитесь к материалам упр. 317.

1. Кто в жизни не любил, кто раз не забывался, любя, мечтам не предавался и счастья в них не находил? (Константин Батюшков) 2. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой (Александр Пушкин). 3. Бывает дружба нежной, страстной, стесняет сердце, движет кровь, и хоть таит свой огнь опасный, но с девушкой она прекрасной всегда похожа на любовь (Евгений Баратынский). 4. Зачем нравится вам только бешеный водопад Ниагарский? Не лучше ли любоваться милым ручейком, который вьётся и журчит между цветами? Вы презираете его? Но в вашем водопаде видна только мутная пена страстей, а в ручейке отражаются - и солнце, и небо, и тихие небесные звёзды, и целый мир! (Николай Полевой)

Обсуждаем проблемный вопрос

Прочитайте и обсудите с одноклассниками высказывание Франческо Петрарки.

Неразборчивое и избыточное чтение книг вредит человеку так же, как обильный прием еды. Иногда лучше побыть голодным.

Согласны ли вы с ним? Выскажите своё мнение. Используйте в обсуждении репродукцию картины современного польского художника Яцека Йерки «Книжная плотина». Какова основная идея этой картины? Как вы думаете, почему она так называется?

322. I. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. К какому типу и стилю речи относится текст? С помощью каких средств связаны абзацы текста?

Писатель создаёт свой индивидуальный стиль, пользуясь средствами общенародного языка, применяя его словарный фонд, его грамматические формы сообразно со своими идейно-художественными задачами.

Стиль «Вечеров на хуторе...» представляет сочетание устной народной и индивидуальной авторской речи. Гоголь пользуется здесь синтаксическими и грамматическими формами русского языка, включая в него относительно небольшое количество украинских слов и оборотов. Украинские слова и выражения подчёркивают специфичность быта украинской деревни, реалистически рисуют народные типы и характеры. Гоголь является подлинным живописцем слова, с удивительной точностью и выразительностью рисуя средствами языка характер, профессию, социальное положение своих героев.

Я. Йерка. Книжная плотина (2006)

Иллюстрация Г. Спирина

В «Вечерах...» Гоголь стремится к поэтизации мира, поэтому он не подчеркивает его прозаических деталей (как это он будет делать позднее), а утверждает радостное, оптимистическое восприятие мира.

С восхищением говорит писатель в «Сорочинской ярмарке» о простых глиняных горшках, которые везут на возу на ярмарку. Вслед за Гоголем мы восхищаемся ярко расписанными мисками и макитрами - прекрасным народным искусством сельского гончара. И нам не кажется уже преувеличением, когда Гоголь называет эти глиняные изделия «щёголями» и «кокетками», говорит о них как о живых существах. В описаниях природы Гоголь широко пользуется яркими сравнениями, метафорами, гиперболами, расцвечивающими речь, придающими ей ту живописность, которая выражает поэтичность народной жизни.

Далеко не случайно, что Гоголь - один из наиболее часто и удачно иллюстрировавшихся писателей. Его портреты, пейзажи, описания полно и ярко могут быть переданы таким искусством, как живопись.

По Юрию Степанову

II. Ответьте на вопросы.

Верно ли утверждение, что индивидуальный стиль - это выбор и использование писателем изобразительно-выразительных средств языка?

Какую задачу ставит перед собой автор, выбирая те или иные художественные средства?

С какой целью Гоголь использует украинские слова и выражения в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? Почему он не описывает прозаические стороны жизни? В чём особенность гоголевских описаний природы? Как создаётся лирический подтекст его произведений?

Почему произведения Гоголя часто иллюстрировали художники?

III. Рассмотрите иллюстрацию Геннадия Спирина к повести «Сорочинская ярмарка». Кто на ней изображён? Какое настроение создаёт эта иллюстрация?

323. I. Поработайте в группах. Прочитайте текст и прокомментируйте использование выразительно-изобразительных средств языка. В случае затруднений обратитесь к материалам упр. 315, 317.

Глазам наших путешественников начал уже открываться Псёл; издали уже веяло прохладою, которая казалась ощутительнее после томительного, разрушающего жара. Сквозь тёмно- и светло-зелёные листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берёз и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зелёные кудри дерев.

Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе её полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осенённую тёмною, упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам её конца нет, - она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами. Ряды мельниц подымали на тяжёлые колёса свои широкие волны и мощно кидали их, разбивая в брызги, обсыпая пылью и обдавая шумом окрестность.

Воз с знакомыми нам пассажирами взъехал в это время на мост, и река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними. Небо, зелёные и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы — всё опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрасную бездну.

Красавица наша задумалась, глядя на роскошь вида, и позабыла даже лущить свой подсолнечник, которым исправно занималась во всё продолжение пути, как вдруг слова: «Ай да дивчина!» — поразили слух её. Оглянувшись, увидела она толпу стоявших на мосту парубков, из которых один, одетый пощеголеватее прочих, в белой свитке и в серой шапке решетиловских смушек1, подпершись в бока, молодецки поглядывал на проезжающих.

Николай Гоголь

II. Рассмотрите репродукцию картины Владимира Кричевского «Река Псёл». Соответствует ли она по настроению описанию реки в тексте Николая Гоголя?

III. Спишите выделенные предложения. Найдите причастные и деепричастные обороты. Объясните постановку знаков препинания при них.

В. Крипевский. Река Псёл (1921)

Выполняем домашнее задание

324. Задание на выбор.

I. Выпишите текст (80-100 слов) из произведений писателя, чьё творчество вы рассматривали в этом году. Прокомментируйте тропы и стилистические фигуры в тексте, цель их использования.

II. Составьте сообщение об изобразительно-выразительных средствах языка в произведениях Н. В. Гоголя или другого писателя (на основе самостоятельно выбранного текста).

1 Шапка решетиловских смушек - из шкурки ягнёнка решетиловской породы овец.