Учебник по Русскому языку и литературе. 10 класс. Фидкевич - Новая программа
Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.
Разговорный стиль
Анализируем, комментируем
231. I. Прочитайте текст. Какая ситуация в нём описывается? С помощью каких средств автор создаёт эффект комического? Как вы думаете, почему герой рассказа получил такое прозвище?
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».
Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:
- Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде.
- Почему? - спросил Чудик. - Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверно, подумали...
- В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал.
«Приземлились. Все в порядке. Васятка».
Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка».
Стало: «Долетели. Василий».
Василий Шукшин
II. Укажите элементы разговорного стиля в телеграмме и репликах телеграфистки и Чудика.
III. Была ли права телеграфистка, исправив телеграмму Чудика? Возможна ли такая ситуация в современных условиях передачи информации?
IV. Спишите диалог, объясните постановку знаков препинания.
Повторяем, обобщаем, анализируем
232. I. Послушайте текст. Ваша цель - определить тему и основную мысль текста. Какой вид аудирования вы будете использовать?
Функциональная разновидность языка «разговорная речь» исторически сложилась под влиянием правил языкового поведения людей в различных жизненных ситуациях, т. е. под влиянием условий коммуникативного взаимодействия людей. Исторически сложились и относительно устойчивые формы речевого общения - жанры: беседа, разговор, спор, дискуссия, письмо, записка, дневник.
Р..зговорная речь осуществляет(?)ся спонтанно (без всякого предварительного обдумывания) в не(?)официальной обстановке при непосредственном участии партнёров общения.
Важно по...черкнуть, что разговорная речь - это особая функциональная разновидность именно литературного языка (а не какая-то нелитературная форма). Не(?)верно думать, что языковые особен(?)ости разговорной речи - это речевые ош..бки, которых следует избегать.
Широко распространённое убеждение в том, что культурные люди должны говорить во всех случаях так же, как и пишут, является в корне ошибочным. В условиях разговорного общения не надо бояться спонтанных проявлений разговорной речи. Но, естественно, надо уметь отличить их от ошибок, которые, конечно же, могут быть и в разговорной речи: неправильные ударения, произношение, морфологические формы и т. и.
Говорящий человек всегда заявляет о себе как о личности, и только в этом случае возможно установление контакта с другими людьми. Успешное речевое общение — это достижение коммуникативной цели и согласия участниками общения. Обязательными условиями успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение слушать, умение прогнозировать «вектор» диалога или полилога. Успешность речевого общения также зависит от знаний правил грамматики и словаря, умения выражать смысл всеми возможными способами, знания норм речевого поведения, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового средства с замыслом говорящего.
По Людмиле Граудиной
II. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Прочитайте текст. Укажите абзац, в котором высказана основная мысль текста. Совпадает ли она с вашим определением основной мысли после прослушивания текста?
Можно ли разговорную речь отнести к нелитературной речи? Надо ли придерживаться норм литературного языка в разговорной речи?
Что необходимо учитывать для осуществления успешного общения?
Для чего нужны знания грамматики, норм речевого поведения?
Раскройте смысл выделенного предложения. Запишите его, подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Устно охарактеризуйте предложение. Спишите второй и третий абзацы текста, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните ваш выбор.
233. I. Прочитайте текст. Какая коммуникативная ситуация в ней описывается? Можно ли считать общение её участников успешным? Какие внеязыковые особенности разговорного стиля отражены в тексте?
Главная улица - Дерибасовская. Если спросить, как туда пройти, могут разорвать, потому что объясняют руками, слов «налево» и «направо» не употребляют. Пойдёте туда, потом туда, завернёте туда, сюда - туда, туда - сюда... Спрашивающий сходит с ума, пока кто-то не скажет - вон она.
- Где?
- Вон!
- Где?
- Вон, вон и т.д.
Одесситка, у которой руки заняты ребёнком, ничего не может рассказать.
II. Приходилось ли вам быть участником такой ситуации общения? Составьте диалог (10-12 реплик) на тему «В незнакомом городе».
234. I. Прочитайте отрывок из повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Какая ситуация общения описывается в этом тексте?
- Зачем ты пришёл сюда? - так начала говорить Оксана. - Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?
- Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдёшь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!
- Кто же тебе запрещает, говори и гляди!
Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шёлком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах и отсветилось в очах.
- Позволь и мне сесть возле тебя! - сказал кузнец.
- Садись, - проговорила Оксана, сохраняя в устах и в довольных очах то же самое чувство.
- Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! - произнёс ободрённый кузнец и прижал её к себе, в намерении схватить поцелуй; но Оксана отклонила свои щёки, находившиеся уже на неприметном расстоянии от губ кузнеца, и оттолкнула его.
- Чего тебе ещё хочется? Ему когда мёд, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жёстче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.
II. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Какую цель ставил перед собой каждый из участников разговора? Найдите в репликах Оксаны и Вакулы элементы, характерные для разговорного стиля. Какие языковые средства выразительности использует Гоголь? Какую роль они выполняют?
К какой лексической группе относятся выделенные слова? С какой целью использует их Гоголь в описании внешности Оксаны? Подберите к ним синонимы из общеупотребительной лексики. Что при этом изменилось?
Выпишите предложения, в которых есть фразеологические обороты. Объясните их лексическое значение.
235. I. Прочитайте диалог Остапа Бендера и Эллочки Щукиной из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Охарактеризуйте коммуникативную ситуацию, описанную в тексте.
- Милая девушка, - неожиданно сказал Остап, - продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьём могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка.
- Хамите, парниша, - лукаво сказала Эллочка.
- Хо-хо, - втолковывал Остап.
«С ней нужно действовать на обмен», - решил он.
- Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду - разливать чай через ситечко.
Необычайно эффектно и очень элегантно.
Эллочка насторожилась.
- У меня как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привёз в подарок. Забавная вещь.
- Должно быть, знаменито, - заинтересовалась Эллочка.
- Ого! Хо-хо! Давайте обменяемся. Вы мне стул, а я вам ситечко. Хотите? - И Остап вынул из кармана маленькое позолоченное ситечко.
Солнце каталось в ситечке, как яйцо. По потолку сигали зайчики. Неожиданно осветился тёмный угол комнаты. На Эллочку вещь произвела такое же неотразимое впечатление, какое производит старая банка из-под консервов на людоеда Мумбо-Юмбо. В таких случаях людоед кричит полным голосом, Эллочка же тихо застонала:
- Хо-хо!
Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (режиссёр Л. Гайдай, 1971)
II. Как называются слова, употребляемые Эллочкой? Что обозначают одни и теже слова в разных репликах Эллочки? Какими синонимами из литературного разговорного языка их можно заменить? Почему Ильф и Петров сравнивают Эллочку с людоедом Мумбо-Юмбо?
III. Прочитайте диалог Остапа и Эллочки в лицах.
IV. Роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» неоднократно экранизировали (см. иллюстрацию). Популярен также фильм режиссёра Марка Захарова (1976). Сцена торга Эллочки Щукиной и Остапа Бендера - одна из самых запоминающихся. Как вы думаете, почему?
236. I. Послушайте текст. О чём в нём рассказывается? Озаглавьте его. С какими суждениями автора вы согласны? О чём бы вы хотели с ней поспорить?
Проверьте себя: сколько слов у вас в запасе, чтобы высоко оценить понравившийся вам фильм? Посчитаем: хороший, прекрасный, замечательный, великолепный... ещё!.. ещё! Сколько всего? Десять? Хорошо! Двадцать? Ещё лучше! Но практика показывает, что у большинства нет и десяти. Помню, как один старшеклассник, устав подбирать синонимы к слову хороший, сказал, махнув рукой: «Зашибись - и всё тут!» Может быть, и вам кажется, что словечко «зашибись» лучше, чем чудесный, изумительный, восхитительный и прочие?
Но давайте посмотрим, как стирается вся кажущаяся выразительность популярных жаргонных «изобретений». Если в разных ситуациях по отношению к разным предметам и явлениям употребляется с настырностью заезженного штампа одно и то же высказывание, оно теряет всякую выразительную силу. Ещё помню, как в такой универсальной функции выступали слова: «железный», «законный», потом «хипповый», «балдёжный», затем «здоровский» - для всего, что обратило на себя внимание, вызвало восхищение, очаровало, будь это кинокартина, телепостановка, костюм, мотоцикл, девушка, лес, отдых... Вы, наверное, уже вспомнили другое слово, претендующее в вашей компании на замену десятка уже известных языку оценочных слов. Они действительно могут разниться от компании к компании, но одно общее объединяет лексику молодёжного жаргона - назойливая повторяемость. Недавно я стала свидетельницей такого разговора между двумя подружками. На протяжении пятнадцатиминутного рассказа одной другая повторяла с разными интонациями: «Ну, я тащусь!» Невольно вспомнишь Эллочкино «хо-хо», выражавшее, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворённость.
По Людмиле Шпатовой
II. Как автор относится к использованию жаргонных слов? Какие общие признаки жаргонных слов она выделяет?
III. В чём вы видите причину популярности жаргонных слов, слэнга среди молодёжи?
IV. Поработайте в парах. Запишите как можно больше синонимов к словам бежать, говорить, большой, маленький, хороший. Сравните результаты. Проанализируйте, какими смысловыми оттенками различаются подобранные синонимы.
Обсуждаем проблемный вопрос
Прочитайте высказывание писателя и литературоведа Корнея Чуковского. Согласны ли вы с его мнением?
Главная злокачественность этого жаргона заключается в том, что он не только вызван обеднением чувств, но и сам, в свою очередь, ведёт к обеднению чувств. Попробуйте хоть неделю поговорить на этом вульгарном языке, и у вас непременно появятся вульгарные замашки и мысли.
Подумайте, какие доводы могут привести «защитники» жаргона? Что бы вы им ответили?
237. I. Прочитайте текст. Какую проблему поднимает автор текста?
Есть люди, у которых слово как бы встречается в речи чуть ли не перед каждым словом: «Я как бы здесь работаю как бы продавщицей». Борец за чистоту речи немедленно ставит диагноз - слово-паразит, которое подлежит скорейшему удалению из речи. Но ведь несмотря на все старания, слово как бы в таком употреблении не исчезает из речи, что само по себе повод задуматься о нём. Такое как бы относится не к какому-то конкретному слову, а характеризует речь человека в целом, его психологическое состояние и, возможно, даже социальный статус. Как это ни парадоксально прозвучит, это слово стало очень своеобразным инструментом вежливости (или «как бы вежливости»). Фактически оно означает, что говорящий отказывается делать резкие и окончательные высказывания о мире, а каждый раз заявляет о своей неуверенности, об отсутствии у него права делать такие утверждения и в том числе о его невысоком статусе, в частности, по отношению к собеседнику.
По Максиму Кронгаузу
II. Укажите абзацы в тексте.
III. Выпишите предложения с однородными членами. Какими частями речи они выражены? Объясните постановку знаков препинания.
238. Проверьте себя. Можете ли вы в вежливой и доброжелательной форме задавать вопросы и отвечать на них? Восстановите вопросы и вежливо ответьте. Какие этикетные выражения уместно использовать в этих мини-диалогах?
1. - ... почему ты опоздал на нашу встречу?
- ...
2. - ... доеду ли я до остановки «Дачная» на этом автобусе?
- ...
- ...поедем ли мы в воскресенье на пикник?
- ...
239. По ответной реплике восстановите предыдущую, учитывая требования речевого этикета.
1. - ...
- Конечно, объясни. Я тебя внимательно слушаю!
2. - ...
- К сожалению, я не знаю, где находится эта улица.
3. - ...
- С радостью помогу вам.
4. - ...
- Хорошо, давай всё спокойно обсудим.
5. - ...
- Мне жаль, но я не знаю.
240. I. Прочитайте отрывок из стихотворения Леонида Мартынова «Дневник Шевченко». Какие грани характера Шевченко открылись поэту после прочтения дневника?
Теперь,
Когда столь много новых книг
И многому идёт переоценка,
Я как-то заново прочёл дневник Шевченко.
И увидел я Шевченко - Великого упрямца, хитреца,
Сумевшего наперекор запретам Не уступить, не потерять лица,
Художником остаться и поэтом...
II. Какой смысл вкладывает поэт в слова упрямец, хитрец? Можно ли назвать жанр дневника «историей человеческой души» (М. Лермонтов)? Почему?
241. I. Прочитайте текст, О чём размышляет автор дневника Мария Башкирцева (1858-1884)? Заинтересовали ли вас эти размышления? Какое представление сложилось у вас о Марии Башкирцевой, её характере, восприятии жизни?
1880. Воскресенье, 26 декабря Есть в нас что-то такое, что, несмотря на прекрасные рассуждения, несмотря на сознание, что всё идёт к уничтожению, всё-таки заставляет нас жаловаться! Я взвешиваю обстоятельства жизни, которые, каковы бы они ни были, кажутся мне ничтожными и суетными, и тем не менее я не могу покориться. Значит, это сила, значит, это ничто, значит, это не «переход», не промежуток времени, который безразлично, где бы ни провести — во дворце или в погребе; значит, есть что-нибудь сильнее и истиннее, чем наши безумные фразы обо всём этом! Значит, жизнь не простой переход, не ничтожество, но самое дорогое для нас, всё, что мы имеем?
Говорят, что это ничто, потому что нет вечности. Безумные! Жизнь — это мы; она принадлежит нам, она всё, что мы имеем; как же можно говорить, что она ничто. Но если это ничто, покажите же мне что-нибудь, представляющее нечто!
II. Укажите элементы разговорного стиля в тексте.
III. Проанализируйте текст с целью выявления характерных особенностей жанра дневника.
IV. Рассмотрите автопортрет Марии Башкирцевой «За книгой» (1821). Совпадает ли это изображение с тем образом, который возник у вас при чтении её дневника? Современницей каких русских и украинских писателей была Башкирцева?
V. Можно ли назвать записи в социальных сетях Интернет современными дневниками? Что общего, а что различного в этих жанрах?
М. Башкирцева. Автопортрет (1884)
242. I. Прочитайте письмо Льва Толстого к своему другу, издателю Леониду Оболенскому. Какова цель этого письма? Из каких частей оно состоит? Обратите внимание на формы приветствия и прощания. Что их определяет? Каковы стилистические особенности дружеского письма? Укажите элементы разговорного стиля в тексте.
Долго не отвечал вам на ваше радостное мне письмо, дорогой Леонид Егорович, потому что всё это последнее время нездоров и слаб. Получил и вашу карточку и был очень тронут вашим добрым отношением ко мне — и удивлён. Мне представляется до такой степени полным недостатков моё писание, что удивляешься, когда, несмотря на это, оно производит хорошее впечатление — удивляюсь и радуюсь.
Жму вашу руку.
Толстой
II. В какой период жизни писателя было написано это письмо? Какие особенности личности Толстого раскрываются в нём?
243. Поработайте в парах. Прочитайте текст. Какие правила надо соблюдать в электронных письмах? Дополните текст вашими рекомендациями, запишите их. Воспользуйтесь информацией из текста и совместно выработанными рекомендациями при выполнении домашнего задания.
Электронное письмо — это современный эпистолярный1 жанр. Электронные письма пишутся с использованием тех же этикетных правил, что и обычные. Письмо в Интернете начинается с приветствия. Далее идёт основная часть письма: просьбы, предложения, ответы на вопросы и т. д. В конце письма используются формулы прощания. Не забывайте о грамотном оформлении письма, пользуйтесь настройками проверки орфографии и пунктуации в почтовых программах.
При создании электронного письма следует обратить внимание на строку «Тема». Тема письма должна соответствовать его содержанию. Не следует выбирать для письма тему «Срочно!» или «Важно!». Письма с такими темами могут затеряться. Если вы отправляете письмо-ответ, например, преподавателю о выполненном задании, лучше всего сохранить тему того письма, в котором это задание содержалось.
По материалам свободной сети Интернета
Выполняем домашнее задание
244. Задание на выбор.
I. Выпишите в две колонки глаголы-синонимы, которые употребляются: 1) только в разговорном стиле литературной речи; 2) во всех стилях (нейтральные). Воспользуйтесь толковым словарём. Обозначьте значимые части слов.
Израсходовать, потратить, просадить, разбазарить, растратить, растранжирить. Распекать, ругать, порицать, разносить, выговаривать, пилить. Бояться, трусить, робеть, опасаться, пугаться, дрейфить.
II. Напишите тексты электронных писем учителю и однокласснику (например, о ходе выполнения учебного проекта). Проанализируйте, чем отличаются тексты этих писем.
III. Напишите небольшое эссе о вашем отношении к использованию жаргонизмов в речи.
1 Эпистолярный - о литературных произведениях: в форме письма, переписки.
Цей контент створено завдяки Міністерству освіти і науки України