Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина - Новая программа

Подводим итоги

51. Выполните тестовые задания.

1. Какой язык территориально не контактирует с украинским?

А польский

Б словацкий

В белорусский

Г чешский

2. Двуязычие — это

А контакты народов, вызванные территориальным соседством, экономическими и культурными связями

Б исконное родство народов

В свободное владение двумя языками (родным и неродным) и использование их на практике

Г экономические и культурные связи народов

3. В литературе XIX века известны факты творчества на двух языках; к писателям-билингвам не относят

А Т. Г. Шевченко

Б Е. П. Гребёнку

В Г. Ф. Квитку-Основьяненко

Г А. С. Пушкина

4. Стиль — это

А ситуация общения

Б наука, изучающая изобразительно-выразительные средства языка

В способ словесного выражения мыслей

Г умение выбирать уместные языковые единицы

5. Укажите предложение, содержащее ошибку.

А Собака подбежала к нему и лизнула руку.

Б Мальчик из нашей школы победил на областной олимпиаде.

В В нас в школе создали школьный театр.

Г Она кормила птиц в парке и из-за этого опоздала.

6. Использование синонима болтать к слову говорить уместно

А в официально-деловом стиле

Б в разговорном стиле

В в научном стиле

Г в публицистическом стиле

7. Укажите синонимы, различающиеся стилистической окраской.

А большой, громадный

Б лингвистика, языкознание

В влажный, мокрый

Г солдат, воин

8. Укажите слово, имеющее низкую окраску.

А поистине

Б подлинно

В действительно

Г впрямь

9. Использование синонима зодчий к слову архитектор уместно

А в официально-деловом стиле

Б в разговорном стиле

В в научном стиле

Г в публицистическом стиле

10. Укажите стилистически отмеченное слово.

А идти

Б пятьдесят четыре

В биссектриса

Г время

11. Словосочетание, содержащее излишний в смысловом отношении компонент (апрель месяц, внутренний интерьер),— это

А украинизм

Б паронимы

В плеоназм

Г окказионализм

12. Укажите словосочетание без плеоназма.

А автобиография писателя

Б большой контраст

В ведущий лидер

Г возвратиться назад

52. Прочитайте текст, используя технику выразительного чтения. Выполните задания к нему.

К. Собаньская. Рисунок А. Пушкина. 1820

Что в имени тебе моем?*

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

(А. Пушкин)

Стихотворение «Что в имени тебе моем?» было вписано А. Пушкиным по просьбе красавицы графини Каролины Собаньской в ее памятный альбом. Считается, что она и есть адресат этой прекрасной элегии о неразделенном чувстве. Поэт познакомился с ней в Киеве, а позже встречался в Одессе. Стихотворение переложено на музыку А. Даргомыжским и С. Рахманиновым.

Работа с предложением. Подумайте, почему автор в начале стихотворения использует риторический вопрос. Какое утверждение он содержит? Сформулируйте его.

Работа с текстом. Определите, каким настроением проникнуто стихотворение. Найдите тому словесное доказательство.

Найдите переломный момент в передаче психологического состояния автора. Какое языковое средство об этом говорит? Укажите также роль форм глаголов. Почему в конце поэт поставил многоточие, какую смысловую нагрузку оно несет?

Расскажите, какие чувства и мысли вызвало у вас стихотворение.

53. Предварительно распределив роли, прочитайте текст в лицах. Постарайтесь с помощью интонации, мимики и жестов передать настроение разговора, учитывая ремарки. Выполните задания к тексту.

На сцене скамейки, как в электричке. Звучит музыка, затем слышен стук колес поезда. Заходят пассажиры, компания молодежи с гитарой. Ведет себя шумно, пассажиры делают замечания.

Он увлеченно читает книжку, переплет которой аккуратно завернут в белую плотную бумагу. Она сидит напротив него и откровенно любуется им.

Она. (В сторону.) Он тонкая интеллектуальная натура! Читает не механически, не ради самого процесса чтения, не для того, чтобы убить вагонное время, нет, он переживает и думает — да, да, думает! — вместе с автором.

(Вагон качнуло, и ее большая дорожная сумка упала на пол. Он поднял сумку, подал ей. Она поблагодарила обворожительной улыбкой.)

Она. В столицу?

Он. (Улыбнулся снисходительно.) Куда же еще! А вы?

Она. Вообще-то я живу в Подольске. Но в столицу езжу часто. (Декламирует с большим чувством.)

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе...

Он. (Улыбнулся одобрительно.) Это Евтушенко или Вознесенский?

Она. Простите, а вы... вообще Евтушенко и Вознесенского читали?

Он. Я на них глядел! Мы с другом были на вечере поэтов.

Она. (Кашлянула и сказала с робким укором.) Я из Пушкина вам прочитала. Из «Евгения Онегина». Вы читали «Евгения Онегина»?

Он. Зачем же читать то, что я слышал в Большом театре.

Она. А... «Войну и мир», извините, вы читали?

Он. Зачем же читать то, что можно посмотреть в кино?

Она. А вот «Идиота» Достоевского вы, извините, тоже... в кино?

Он. В кино!

Она. А «Дворянское гнездо» Тургенева в театре, небось?

Он. В театре!.. Слушайте, а почему вы, собственно, так волнуетесь?

Она. Я не волнуюсь! Но я не могу понять. Вы же, наверное, учились в школе. Разве вы там не писали сочинений по литературе?

Он. Писал!

Она. Как же вы могли их писать, если вы ничего не читали?!

Он. (Иронически прищурясь.) А девочки-то на что?! Мне наши девочки помогали писать сочинения. Каждая за честь считала!

Она. (Слабым голосом.) Но ведь вы что-то все-таки читаете! Что же вы читаете... извините меня за любопытство?!

Он. (Поднял брови, посмотрел на нее сверху вниз.) Я люблю иностранных писателей!

Она. Например, кого?

Он. (Отчеканил.) Андерсена, Хемингуэя... Реманка, ну и так далее!

Она. (В сторону.) Ре-манка? Да мало ли что бывает. Человек оговорился — ну и что?! (Радостно.) Я тоже очень люблю Хемингуэя. Что вам у него нравится?!

Он. (Поднимаясь.) Я вам лучше скажу, что мне не нравится. Мне не нравятся экзамены, а еще больше экзаменаторы и занудные девчонки.

(Раскрыв сумку, он с раздражением сунул — но не в сумку, а мимо сумки! — книжку и пошел к выходу, не попрощавшись. Она стояла и смотрела, как он уверенно идет по вагону, а потом наклонилась и подняла упавшую на пол книжку, окликнула его, но он не обернулся. Тогда она раскрыла книгу.)

Она. «Книга о вкусной и здоровой пище»... А я-то думала... (с иронией) тонкая интеллектуальная натура!

(Тогда она положила его «пищу» на лавку и вышла на перрон с другой стороны вагона.)

(По Л. Ленчу)

Работа с текстом. Определите, какую проблему затрагивает автор. В чем ее актуальность?

Охарактеризуйте личности участников разговора.

Выпишите имена писателей. Расскажите, какие произведения указанных писателей вы изучали в школе или прочитали самостоятельно.

Работа со словом. Подумайте, почему в последней ремарке писатель взял слово пища в кавычки.