Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина - Новая программа

Подводим итоги

316. Выполните тестовые задания.

1. Укажите главную функцию художественного стиля.

А эстетическое воздействие на читателя или слушателя

Б обмен информацией, воздействующая функция

В информативная и предписывающая функция

Г неформальное общение

2. Укажите сферу употребления художественного стиля.

А бытовая, обиходная, неофициальная

Б общественно-политическая жизнь

В наука, техника, образование

Г литература и устное народное творчество

3. Укажите типичные черты художественного стиля.

А официальность, экспрессивность, призывность, ценностность (ирония, сарказм, восторг, гнев и т. п.)

Б неофициальность и непринужденность общения, неподготовленность речи и свобода в выборе слов, выражение отношения говорящего к собеседнику и предмету речи

В логичность, точность, аргументированность изложения

Г конкретность содержания, образность, эмоциональность, проявление творческой индивидуальности автора

4. Укажите языковые средства художественного стиля.

А общественно-политическая лексика, эмоционально окрашенные слова, газетные штампы, предложения разной структуры

Б широкое использование некнижных средств языка

В богатство изобразительно-выразительных средств: лексики и фразеологии, тропов, фигур речи

Г термины, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции, полные предложения

5. Обобщенное название слов и выражений, основанных на переносном употреблении и использующихся для усиления образности речи, называется

А штампами (клише)

Б терминами

В тропами

Г фигурами речи

6. Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея.

(К. Бальмонт)

Это аллитерация, так как повторяется звук

А [ц]

Б [л]

В [г]

Г [м]

7. Укажите лексико-фразеологическое средство художественной выразительности.

Заявил попугай попугаю:

— Я тебя, попугай, попугаю! —

И ответил ему попугай:

— Попугай, попугай, попугай!

(В. Бахревский)

А синонимы

Б антонимы

В омонимы

Г окказионализмы

8. Укажите вид тропа.

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А. Пушкин)

А олицетворение

Б метонимия

В синекдоха

Г ирония

9. Укажите фигуру речи.

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел...

(А. Пушкин)

А анафора

Б антитеза

В гипербола

Г литота

10. Укажите фигуру речи.

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно.

(М. Лермонтов)

А анафора

Б антитеза

В гипербола

Г литота

11. Укажите фигуру речи.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

(П. Ершов)

А антитеза

Б гипербола

В градация

Г литота

12. Укажите фигуру речи.

И сосна до звезд достает.

(О. Мандельштам)

А анафора

Б антитеза

В гипербола

Г литота

317. Инсценируйте текст, предварительно распределив роли. Придайте инсценировке естественность действия.

Леонардо начал работу. Но вдруг оставил кисть, внимательно всматриваясь в лицо ее: от взоров его не ускользала малейшая тень или изменение в этом лице.

— Мадонна,— проговорил он,— вы сегодня чем-нибудь встревожены?

Джованни также чувствовал, что она менее похожа на свой портрет, чем всегда.

— Да, немного,— ответила она.— Дианора не совсем здорова. Я всю ночь не спала.

— Может быть, устали, и вам теперь не до моего портрета? Не лучше ли отложить?..

— Нет, ничего. Разве вам не жаль такого дня? Посмотрите, какие нежные тени, какое влажное солнце: это мой день!

— Я знала,— прибавила она, помолчав,— что вы ждете меня. Пришла бы раньше, да задержали,— мадонна Софонизба...

— Кто такая? Ах, да, знаю... Голос, как у площадной торговки, и пахнет, как из лавки продавца духов...

Джоконда усмехнулась.

— Мадонне Софонизбе,— продолжала она,— непременно нужно было рассказать мне о вчерашнем празднике в Палаццо Веккьо у яснейшей синьоры Арджентины, жены гонфалоньера, и что именно подавали за ужином, да какие были наряды, и кто за кем ухаживал...

— Ну, так и есть! Не болезнь Дианоры, а болтовня этой трещотки расстроила вас. Как странно! Замечали вы, мадонна, что иногда какой-нибудь вздор, который слышим от посторонних людей и до которого нам дела нет, внезапно омрачает душу и расстраивает больше, чем сильное горе?

Она склонила молча голову: видно было, что давно уже привыкли они понимать друг друга, почти без слов, по одному намеку. Он снова попытался начать работу.

— Расскажите что-нибудь,— проговорила мона Лиза.

— Что?

Немного подумав, она сказала:

— О царстве Венеры.

У него было несколько любимых ею рассказов, большею частью из своих или чужих воспоминаний, путешествий, наблюдений над природою, замыслов картин. Он рассказывал их почти всегда одними и теми же словами, простыми, полудетскими, под звуки тихой музыки.

Леонардо сделал знак и, когда Андреа Салаино на виоле, Аталанте на серебряной лютне заиграли то, что было заранее выбрано и неизменно сопровождало рассказ о царстве Венеры, начал своим тонким женственным голосом, как старую сказку или колыбельную песню:

— Корабельщики, живущие на берегах Киликии, уверяют, будто бы тем, кому суждено погибнуть в волнах, иногда, во время самых страшных бурь, случается видеть остров Кипр — царство богини любви. Вокруг бушуют волны, вихри, смерчи, и многие мореходы, привлекаемые прелестью острова, сломали корабли свои об утесы. Там, на берегу, еще виднеются их жалобные остовы, полузасыпанные песком, обвитые морскими травами. И так их много, что это похоже на день Воскресения, когда море отдаст все погибшие в нем корабли. А над самым островом — вечно голубое небо, сияние солнца на холмах, покрытых цветами. Только струи водометов, переливаясь через край и стекая из одной порфировой чаши в другую, сладко журчат. И утопающие в море видят это близкое тихое озеро; ветер приносит им благовоние миртовых рощ — и чем страшнее буря, тем глубже тишина в царстве Киприды.

Он умолк; струны лютни и виолы замерли, и наступила та тишина, которая прекраснее всяких звуков,— тишина после музыки. Только струи фонтана журчали, ударяясь о стеклянные полушария.

И как будто убаюканная музыкой, огражденная тишиною от действительной жизни — ясная, чуждая всему, кроме воли художника,— мона Лиза смотрела ему прямо в глаза с улыбкою, полною тайны, как тихая вода, совершенно прозрачная, но такая глубокая, что сколько бы взор ни погружался в нее, как бы ни испытывал, дна не увидит,— с его собственною улыбкою.

(По роману Д. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»)

«Мона Лиза» («Джоконда») — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция). Написана около 1503-1505 годов. «Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо... Опасно попасть под обаяние этого призрака...» — писал французский писатель-романтик Теофиль Готье.

Работа с текстом. Письменно оцените инсценировку: выразительность чтения, соблюдение нужной тональности и темпа, уместность жестикуляции, красноречивость взгляда.