Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина - Новая программа

Развитие речи. Культура речи

«Великие здания, как и высокие горы,— творения веков». (В. Гюго)

Читаем: отмечаем особенности формы художественного текста.

Говорим: обсуждаем лингвостилистические особенности художественного текста.

Пишем: выписываем высказывания писателя.

Последовательность лингвостилистического анализа художественного текста

Анализ формы предусматривает определение:

• вида и жанра произведения;

• типа речи (описание, повествование, рассуждение);

• композиции;

• изобразительно-выразительных языковых средств:

— фразеологии и лексики (синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, диалектизмы, эмоционально-оценочные слова и т. п.);

— тропов (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и т. п.);

— фигур речи (анафора, антитеза, градация, инверсия и т. п.);

— синтаксического строя (виды предложений, способ связи предложений в тексте (параллельная или последовательная) и др.).

313. Ознакомьтесь с иллюстрацией. Прочитайте текст. Мысленно отметьте его тему, идею и языковые особенности.

Собор Парижской Богоматери* не может быть назван законченным, цельным, имеющим определенный характер памятником. Это уже не храм романского стиля, но и еще не вполне готический храм. Это здание промежуточного типа. Собор Парижской Богоматери лишен суровой, мощной ширины фасада, круглого и широкого свода, леденящей наготы, величавой простоты надстроек.

Это здание переходного периода. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника — не только страница истории Франции, но и истории науки и искусства.

Постройки смешанного стиля представляют немалый интерес и для художника, и для любителя древностей, и для историка. Подобно пирамидам Египта и гигантским индусским пагодам, они дают почувствовать, насколько первобытно искусство зодчества. Они служат наглядным доказательством того, что крупнейшие памятники прошлого — это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества; это, скорее, следствие творческих усилий народа, чем яркая вспышка гения, это осадочный пласт, оставляемый после себя нацией; наслоения, отложенные веками; словом, это своего рода органическая формация. Каждая волна времени оставляет на памятнике свой намыв, каждое поколение — свой слой, каждая личность добавляет свой камень. Так поступают бобры, так поступают пчелы, так поступают и люди.

Великие здания, как и высокие горы,— творения веков. Часто форма искусства успела уже измениться, а они все еще не закончены, тогда они спокойно принимают то направление, которое избрало искусство. Художник, личность, человек исчезают в этих огромных массах, не оставляя после себя имени творца; человеческий ум находит в них свое выражение и свой общий итог. Здесь время — зодчий, а народ — каменщик.

Рассматривая лишь европейское, христианское зодчество, мы видим пред собой исполинское образование, разделенное на три резко отличных друг от друга пояса: пояс романский, пояс готический и пояс Возрождения. Романский пласт, наиболее древний и глубокий, представлен полукруглым сводом, который вновь появляется перед нами в верхнем новом пласте эпохи Возрождения, поддерживаемый греческой колонной. Между ними лежит пласт стрельчатого свода.

Впрочем, все эти оттенки и различия касаются лишь внешнего вида здания. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Он располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста. Изваяния, витражи, розетки, арабески, резные украшения, капители, барельефы — все это сочетает оно по своему вкусу и по своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева неизменен, листва прихотлива.

(По роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»)

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Возводился в период 1163-1345 годов. Славе и спасению собора от разрушения во многом способствовал одноименный исторический (повествующий о XV веке) роман Виктора Гюго, опубликованный в 1831 году. Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек: он является одним из самых известных памятников в Европе.

Работа с текстом. Определите тему и идею текста. Подберите к нему два заглавия: 1) соответствующее теме; 2) идее.

Укажите жанр произведения. Какие типы речи в нем использованы? Приведите примеры.

Рассмотрите особенности композиции. Из скольких частей состоит текст?

Работа со словом. Проанализируйте языковые средства художественной выразительности. Выпишите синонимы, терминологию (выделите в ней смысловые подгруппы и объясните значения незнакомых слов), тропы и фигуры речи.

Работа с предложением. Найдите примеры параллельной и последовательной связи предложений.

Выпишите три высказывания писателя, которые лучше помогают понять значение архитектуры и осознать ее роль.

Творческое задание

314. Каждая группа выбирает одно из наиболее емких высказываний В. Гюго и обосновывает его, приводя примеры известных построек.

Домашнее задание

315. Выберите посильное задание и выполните его.

А Расскажите, что вы знаете о ЮНЕСКО, в частности, о деятельности организации в области культуры.

Б Составьте перечень украинских архитектурных памятников, входящих в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Укажите памятники, которые вам удалось или хотелось бы увидеть.

В Расскажите об одном из украинских архитектурных памятников, входящих в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.