Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина - Новая программа

§ 58-60. Синтаксические средства художественной выразительности — фигуры речи

Класс фигур речи составляют:

• анафора — повторение слов в начале смежных строф: Город пышный, город бедный... (А. Пушкин);

• антитеза — противопоставление понятий, положений, образов: У сильного всегда бессильный виноват. (И. Крылов);

• градация — расположение слов по степени возрастания или ослабевания смыслового или эмоционального значения: Час, и другой, и третий продолжалась переправа. (А. Н. Толстой);

• инверсия — обратный порядок слов: Роняет лес багряный свой убор. (А. Пушкин);

• повторы — повторение одного и того же слова или словосочетания: Мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина. (Е. Шварц);

• оксюморон (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) — соединение контрастных по значению слов: красноречивое молчание;

• эллипсис — пропуск слова, легко восстанавливающегося по смыслу: Я ему про Фому, он мне про Ерему. (Пословица) — подразумевается глагол говорю;

• риторический вопрос — вопрос, на который не ожидается ответ: С чего начинается Родина?

305. Найдите фигуры речи и определите их роль как средства художественной выразительности.

А Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела...

(Б. Пастернак)

Б В лесу, где ветви черные

И черные стволы,

И все портьеры черные,

И черные углы,

И кресла черно-бурые,

Толпясь, молчат вокруг...

(Л. Мартынов)

Выберите одно из заданий и выполните его.

А Сравните предложения. Определите, какими смысловыми возможностями обладает порядок слов. Приведите примеры инверсии.

Иван Иванович не любил читать книги.

Не любил Иван Иванович читать книги!

Б Сравните предложения. Объясните, как изменился смысл предложений из-за перестановки слов. Какой член предложения в каждом конкретном случае отрицается?

Не он был на футбольном матче.

Он не был на футбольном матче.

Он был не на футбольном матче.

Играем!

307. Кто больше? Преобразуйте предложение (переставляя слова, изменяя их формы) так, чтобы передать разные смысловые оттенки.

Бледность покрыла ее выразительное лицо.

308. Прочитайте стихотворение. Сколько в нем предложений и в чем их особенность? Определите вид фигуры речи.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

(А. Фет)

Сила больших писателей в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение живо рисовать картины природы, мир чувств литературных героев, их портреты. Хорошие писатели бережно относятся к слову, чувствуют его, «единого слова ради», как писал В. Маяковский, изводят «тысячи тонн словесной руды». Они улавливают мельчайшие оттенки смысла, свободно пользуются новыми словами и с особым почтением относятся к старинным, вышедшим из повседневного обихода, но сохранившим до сих пор свою силу.

Прочитайте отрывок из статьи В. Маяковского «Как делать стихи?», в которой поэт рассказывает о создании стихотворения «Сергей Есенин», о «муках творчества». Какому варианту вы отдали бы предпочтение и почему?

Начинаю подбирать слова.

Вы ушли, Сережа, в мир иной.

Вы ушли бесповоротно в мир иной.

Вы ушли, Есенин, в мир иной.

Какая из этих строчек лучше? Все дрянь! Почему?

Первая строка фальшива из-за слова «Сережа». Я никогда так не обращался к Есенину, и это слово недопустимо и сейчас, так как оно поведет за собой массу других фальшивых, несвойственных мне и нашим отношениям словечек: «ты», «милый», «брат» и т. д.

Вторая строка плоха потому, что слово «бесповоротно» в ней необязательно; вставлено только для размера: оно не только не помогает, оно просто мешает. Разве кто-нибудь умирал поворотно?

Третья строка не годится своей полной серьезностью. Почему эта серьезность недопустима? Потому, что она делает стих просто погребальным. Поэтому я ввожу слова «как говорится»: «Вы ушли, как говорится, в мир иной».

Знаете ли вы?

Существуют словари писателей. В словарях этого типа содержится лексика произведений того или иного автора. Так, известен четырехтомный «Словарь языка Пушкина». Он включает и поясняет 21191 слово. Из них 8000 самые частые и составляют они 95 % пушкинских текстов, остальные 13200 слов составляют 5 % употреблений.

310. Распространите текст, сделайте его ярким, эмоциональным, употребив разнообразные тропы и стилистические фигуры.

И снова весна. Яркое солнце. На душе радость.

Повторяем изученное

311. Выполните тестовые задания.

1. Анафора, антитеза, градация, инверсия, повторы, оксюморон, эллипсис, риторический вопрос — это

А тропы

Б фигуры речи

В фонетические средства художественной выразительности

Г лексические средства художественной выразительности

2. Укажите фигуру речи.

Они сошлись. Вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

А анафора

Б градация

В антитеза

Г риторический вопрос

3. Укажите фигуру речи.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь)

А анафора

Б градация

В антитеза

Г риторический вопрос

4. Укажите фигуру речи.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

(С. Есенин)

А анафора

Б градация

В антитеза

Г риторический вопрос

Домашнее задание

312. Выберите посильное задание и выполните его.

А Спишите текст. Объясните выбор писателя.

Известно, что начало романа А. Н. Толстого «Хмурое утро» имело три черновых варианта. В результате писатель остановился на первом варианте.

Первый вариант. У костра сидели двое — мужчина и женщина.

Второй вариант. В степи горел костер. У огня сидели двое — мужчина и женщина.

Третий вариант. В степи горел костер, место было неудачное, из меловой балки усиливался ветер, посвистывая в помятой и давно осыпавшейся пшенице. Осенний закат густел, мрачнел за едва различимыми далекими холмами — от него шла огромная, далекая щель.

Б Спишите текст. Определите языковые средства художественной выразительности, которые придают ему неповторимую оригинальность. Отметьте роль выделенных слов. Какие из них являются архаизмами, а какие — историзмами?

Будто гром в кирпичных палатах

С расписного ударил свода,

То в хоромах своих богатых

Пир гостям дает воевода*.

Ярым* воском сытое пламя

До углов заливает светлицы.

Вдоволь вольнице* за столами

Нынче выпало повеселиться...

(Из поэмы С. Наровчатова «Песня про атамана Семена Дежнева...»)

Воевода (уст.) — начальник, правитель.

Ярый (уст.) — светлый, белый.

Вольница (уст.) — группы населения из различных социальных слоев: казачья вольница.