Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина - Новая программа

§ 55-57. Лексико-фразеологические средства художественной выразительности. Тропы

Лексико-фразеологические средства художественной выразительности

Антонимы: высоко — низко, далеко — близко.

Синонимы: далеко — вдали, вдалеке, далече (уст.).

Омонимы: лук (овощ), лук (оружие).

Паронимы: адресат, адресант.

Окказионализмы: крупноболотье (создано по модели мелколесье).

293. Ознакомьтесь с названиями литературных произведений. Какое средство художественной выразительности использовано писателями и с какой целью?

«Отцы и дети» (И. Тургенев), «Толстый и тонкий» (А. Чехов), «Война и мир» (Л. Толстой), «Богач, бедняк» (И. Шоу), «Холодный ветер, теплый ветер» (Р. Брэдбери).

294. Проанализируйте синонимический ряд. Какие слова обладают стилистической окрашенностью? Какой именно? В каких контекстах употребление стилистически окрашенных слов будет уместным? Подумайте, почему в синонимический ряд включено слово крепость.

Подсказка. Слово город того же корня, что и ограда.

Город — град, крепость, городец, городище, городок, столица.

Подберите к слову город антонимы.

Прочитайте отрывок из стихотворения, навеянного пребыванием в большом городе. Подберите к выделенным словам синонимы. У какого из слов есть омоним? Отметьте художественную роль слов личностью и безразличностью.

Все в штанах, скроённых одинаково,

При усах, в пальто и в котелках.

Я похож на улице на всякого

И совсем теряюсь на углах...

Как бы мне не обменяться личностью:

Он войдет в меня, а я в него,—

Я охвачен полной безразличностью

И боюсь решительно всего...

(Саша Чёрный*)

Саша Чёрный (псевдоним Гликберга Александра Михайловича) (1880-1932) — сатирик, прозаик, журналист. Поэт Серебряного века. Родился в Одессе.

Расскажите, какие ассоциации вызывает у поэта город. Соответствует ли данная иллюстрация настроению стихотворения? Запишите свои ассоциации, связанные с городом.

Советуем запомнить!

Город, за город, за городом;

но: за город Киев, за городом Киевом; мн. города.

Класс образных средств — тропов — составляют:

• эпитет (приложение) — подчеркивает качества какого-либо предмета, явления: И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С. Есенин);

• сравнение — одно явление проясняется путем сопоставления его с другим: Застыл, как изваяние;

• метафора — подчеркивает сходство явлений, предметов (в основе лежит сравнение): Горит восток зарею новой. (А. Пушкин) — содержит сравнение восхода (солнца) с пламенем;

• олицетворение — вид метафоры, такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать: Телеграф гудел свою скучную песню. (А. Чехов);

• метонимия — указывает на смежность явлений, предметов (нельзя преобразовать в сравнение): Вся деревня его знала — деревня в значении «жители»;

• синекдоха — обозначает целое через его часть (разновидность метонимии): Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) — флаги в значении «страны»;

• гипербола — художественное преувеличение признаков предмета, явления, и, наоборот, литота — преуменьшение. Ср.: задушить в объятьях — от горшка два вершка;

• ирония — сатирический прием, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу: Они обменялись любезностями — в значении «обругали (друг друга)»;

• аллегория (иносказание) — конкретное именование заменяет абстрактное: осёл в значении «упрямый».

295. Выберите одно из заданий и выполните его.

А Найдите эпитеты и определите их роль. Какой частью речи они выражены? Какой стилистический прием придает строкам особенную выразительность.

Весенней ночью думай обо мне

И летней ночью думай обо мне,

Осенней ночью думай обо мне

И зимней ночью думай обо мне.

(Е. Евтушенко)

Подберите эпитеты к слову день.

Б В какой ситуации употребление данных эпитетов будет уместным? Продолжите этот ряд.

Красота бывает бесхитростная, благородная, естественная, истинная, душевная, неподражаемая, правдивая, чистая, искусственная, поддельная, подложная, ложная, холодная, показная, выдуманная, фальшивая.

Подберите эпитеты к слову здание.

Советуем запомнить!

296. Найдите сравнения и укажите способ их выражения. Расскажите об особенностях пунктуации при сравнениях.

Подсказка. Сравнение может выражаться придаточной частью; сравнительным оборотом; существительным в Д. п. с предлогом подобно (чему?); существительным в Т. п.; наречием с по- и -ому, по-, -и; фразеологическим оборотом; именем существительным в роли сказуемого.

1. Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза... (А. Сурков) 2. Я камешком лежу в ладонях Коктебеля... (Вс. Рождественский) 3. Любовь с хорошей песней схожа, а песню нелегко сложить. 4. Столбами расстояние бежит в поля и тьму. (Из пр. С. Щипачёва) 5. Я смотрю на небо, как на чудо, просто не могу налюбоваться. 6. Невеста идеально гармонировала с обстановкой: пышное белоснежное платье с кринолином, утопающие в кружевах плечи и по-детски наивный взгляд из-под фаты. (А. Вуд) 7. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме. (Б. Пастернак)

297. Найдите изобразительно-выразительные средства. Составьте текст по аналогии. Кто лучше?

А Вы знаете, что такое борщ? Это регата, это флотилия в одной тарелке: дымящиеся ледоколы картошки взрезают толстые пятна жира, капустные яхточки гоняются друг за другом, огибая помидорные буйки. Помешивание ложкой приводит к трагедиям и кораблекрушениям... (По А. Грабовскому)

Б Но самое замечательное в доме — поющие двери. Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Каждая дверь имела свой особый голос: дверь, ведущая в спальню, пела самим тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что очень ясно слышалось: «Батюшки, я зябну!» (Из повести Н. Гоголя «Старосветские помещики»)

Определите, о каком средстве художественной выразительности идет речь. Обоснуйте справедливость высказанной мысли или опровергните ее.

Частое уподобление человеку, когда море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, говорит, грустит и т. д.— такие уподобления делают описания настолько однотонными, иногда слащавыми, иногда неясными; красочность и выразительность в описаниях природы достигаются только простотой, такими простыми фразами, как «зашло солнце», «стало темно», «пошел дождь». (А. Чехов)

Повторяем изученное

299. Выполните тестовые задания.

1. Укажите антоним к прилагательному в словосочетании светлое воспоминание

А темное

Б мутное

В грустное

Г тусклое

2. Укажите лексико-фразеологическое средство художественной выразительности.

Мой верный друг! мой враг коварный! мой раб! мой царь! родной язык! (В. Брюсов)

А синонимы

Б антонимы

В омонимы

Г паронимы

3. Укажите вид выделенного лексико-фразеологического средства художественной выразительности.

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. (С. Маршак)

А синонимы

Б антонимы

В омофоны

Г паронимы

4. Укажите вид тропа.

Река смеялась, переливаясь в лучах солнца. (К. Паустовский)

А метафора

Б метонимия

В олицетворение

Г гипербола

Домашнее задание

300. Выберите посильное задание и выполните его.

А Спишите предложения. Отметьте, какие тропы использованы.

1. Пуще всего береги копейку. 2. Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. 3. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Из пр. Н. Гоголя) 4. Я три тарелки съел.

5. Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона. (Из пр. И. Крылова) 6. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М. Лермонтов) 7. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)

Б Прочитайте текст. Выпишите средства художественной выразительности. Подготовьтесь к их комментированию.

На Острове жила Пламяцветная Голубка.

Каспар однажды застал ее в неподвижности: голова темно-оливковая, или нет, цвета спаржи, такие же и лапки; клюв горчичного оттенка, от него тянется широкая полоса, и глаз напоминает кукурузное зерно, в середине его блестящая черная точка. Золотистый ошейник, позолота на кончиках перьев... Тельце красное... о как бы это...

Багряное, багровое, червленое, пурпурное, алое, карминное, кровавое, огненное, воспаленное, рдяное, рубиновое, маковое, гвоздичное? предлагал Роберт. А Каспар на это: бледно, невыразительно. Роберт снова: цвета клубники? герани? малины? редиса? остролиста? калины? мухомора? снегиря? кумача? сандала? Да нет, негодовал отец Каспар. Остановились на ликующем цвете померанца и сочли, что речь идет об окрыленном солнце. (По У. Эко)