Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина - Новая программа

Развитие речи. Культура речи

Отношения сотворчества

Читаем текст — художественную интерпретацию картины.

Говорим: обсуждаем фрагменты описания — основные и второстепенные. Отмечаем роль деталей.

Пишем: сопоставляем художественное и научное описание произведения искусства.

Адресат произведения искусства (художественного текста, живописного полотна, музыкального произведения и т. п.) находится в отношении сотворчества к получаемой информации: он понимает, что хотел сказать автор, и может объяснить это другому человеку.

289. Рассмотрите фрагмент картины и укажите ее жанр. Расскажите, что вы знаете о великом художнике, какие картины выдели, какие чувства переживали.

«Мадонна в гроте*» (Лувр). Художник Леонардо да Винчи*. 1483-1486

«Мадонна в гроте» — название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая — в Лондонской Национальной галерее.

Леонардо да Винчи (1452-1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и ученый (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства эпохи Возрождения. Наиболее известны его картины: «Тайная вечеря», «Мона Лиза» («Джоконда»), «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем» и др.

290. Обратитесь к иллюстрации, затем прочитайте текст. Отметьте, как именно автор передает свое впечатление от картины, как толкует ее.

На вилле Ваприо окончил Леонардо картину, которую начал много лет назад, еще во Флоренции.

Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою — Сына, как будто желая соединить обоих — человека и Бога — в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить — только ползает. Но в лице Его — уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой, указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбного предчувствия лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно-голубыми горами, вида необычайного, неземного. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере — глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал. Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, у самого сердца природы, как тайна всех тайн,— Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.

Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Слияние тени и света, законы растительной жизни, строение человеческого тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей, которые вьются, как струи водоворотов,— все, что ученый исследовал с «упрямою суровостью», пытал и мерил с бесстрастною точностью. Художник превратил божественное в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой Деве, матери Сущего. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса, и ямочку в пухлом лобике младенца, и тысячелетнюю морщину в утесе, и трепет глубокой воды в подземном источнике, и свет глубокой печали в улыбке ангела.

Он знал все и все любил, потому что великая любовь есть дочь великого познания.

(По роману Д. Мережковского* «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»)

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941) — писатель, переводчик, историк. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус. Яркий представитель Серебряного века, вошел в историю как один из основателей русского символизма. Д. Мережковский начиная с 1914 года был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Работа с текстом. Определите тип речи. Отметьте, в каких случаях он используется.

Укажите фрагменты картины, о которых говорит писатель. Какие из них описаны наиболее выразительно и подробно? Перечислите детали.

Составьте описания планов: 1) переднего; 2) заднего.

Обратитесь еще раз к картине. Все ли отметил писатель?

Работа с предложением. Найдите в выделенных предложениях фонетические средства выразительности. Какие звуковые эффекты они создают?

Работа со словом. Выпишите из текста синонимы к словам Мадонна, Иисус, Иоанн Креститель. Запомните их написание.

Выпишите слова с оттенком торжественности. С какой целью они использованы?

Выпишите ласкательные слова. К какому предмету речи они относятся? Почему писатель употребляет именно их?

Творческое задание

291. Прочитайте текст. Сравните описание картины у Д. Мережковского (упр. 290) и в искусствоведческом комментарии.

«Мадонна в гроте» — первое вполне зрелое произведение Леонардо — утверждает торжество нового искусства и дает полное представление об исключительном мастерстве Леонардо. Икона была заказана монахами церкви Св. Франциска в 1483 году.

Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, то есть совокупность четырех изо-

Сраженных фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно, мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Расположением и направлением взглядов все фигуры объединены неразрывно и полны чарующей гармонии, ибо даже взгляд ангела, обращенный не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции. Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Наш взгляд уносится в ее глубины, в манящие просветы среди темных скал, под сенью которых нашли приют фигуры, созданные Леонардо. Тайна сквозит и в лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал. Элементы картины, казалось бы, противоречивые, сливаются воедино, создают впечатление целостное и сильное. Впервые Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, занимавшую ведущее место в его художественной программе.

«Мадонна в гроте» показывает, что художник вполне овладел мастерством, которое так поражало его современников.

(Из Интернета)

А В чем сходство художественного и научного описаний картины? Приведите примеры из текстов.

Б В чем различие художественного и научного описаний картины? Приведите примеры из текстов.

Домашнее задание

292. Выберите посильное задание и выполните его.

А Напишите небольшое сообщение о Леонардо да Винчи. Отметьте, о каких чертах характера свидетельствуют данные высказывания художника.

1. Малого достигает художник не сомневающийся. 2. Терпеливо выслушивай мнения всех о твоей картине, взвешивай и рассуждай, правы ли те, кто укоряет тебя и находит ошибки; если да — исправь, если нет — сделай вид, что не слышал, и только людям, достойным внимания, доказывай, что они ошибаются. 3. Суждение врага нередко правдивее и полезнее, чем суждение друга. Ненависть в людях почти всегда глубже любви. Взор ненавидящего проницательнее взора любящего. Истинный друг все равно что ты сам. Враг не похож на тебя — вот в чем сила его. Ненависть освещает многое, скрытое от любви. Помни это и не презирай хулы врагов.

Б Подготовьте отзыв-презентацию о понравившейся вам картине любого автора. Используйте план написания отзыва со с. 186.