Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина - Новая программа

Развитие речи. Культура речи

Я вам пишу...

Читаем дружественное письмо, отмечаем смысловые и композиционные особенности.

Говорим: обсуждаем построение письма и стереотипные выражения.

Пишем небольшой текст-размышление по данному началу.

Основная форма разговорного стиля — устная. Письменная форма реализуется в эпистолярном жанре (личная переписка, дневниковые записи).

Дружественное письмо, как и беседа, требует искусства. Тут нет и не может быть общих правил. Одни и те же сведения в письмах к разным людям будут словесно оформляться иначе. Обычные письма отличаются от электронных по форме и речевому наполнению.

Дружественный слог — самый трудный; он не терпит ничего книжного. Он должен быть живым, легким, как задушевный разговор.

Главная трудность в искусстве письма — язык. Безграмотно написанное письмо не только неинтересно, но трудно для понимания.

Пишите письма так, чтобы у адресата возникло желание вам ответить.

Советуем запомнить!

Знаете ли вы?

Блестящие образцы эпистолярного жанра оставили нам А. Пушкин, Н. Гоголь, И. Тургенев, Л. Толстой, В. Короленко, М. Цветаева, Б. Пастернак, Леся Украинка, О. Гончар и др.

105. Прочитайте письмо, отметьте его стандартные составляющие: начало, основное содержание, окончание.

А И. Тургенев — Л. Толстому

Буживаль*, 1882

Милый Лев Николаевич,

я получил Ваше письмо и благодарю за обещание прислать статью. Буду ждать приезда г-жи Олсуфьевой, с которой я, впрочем, уже, кажется, знаком... А что я прочту Вашу статью именно так, как Вы желаете,— об этом и речи быть не может. Я знаю, что ее писал человек очень умный, очень талантливый и очень искренний; я могу с ним не соглашаться,— но прежде всего я постараюсь понять его, стать вполне на его место. Это будет для меня и поучительней, и интересней, чем примеривать его на свой аршин или отыскивать, в чем состоят его разногласия со мною. Сердиться же — совсем немыслимо; сердятся только молодые люди, которые воображают, что только и света, что в их окошко... а мне на днях минет 64 года. Вот в каком духе я буду читать Вас.

Очень рад, что Вы свили себе гнездо в столице и что Вам и всем Вашим там хорошо. Но когда я Вас там увижу — Бог весть!..

Я остаюсь здесь еще с месяц.

Кланяюсь дружески всем Вашим и крепко жму Вашу руку.

Искренне Вас любящий Ив. Тургенев

Буживаль — предместье Парижа, где в построенном на русский лад доме жил И. Тургенев. Здесь бывали друзья И. Тургенева: писатели Э. Золя, Г. Флобер, Ги де Мопассан, Г. Джеймс, В. Соллогуб и М. Салтыков-Щедрин, художник В. Верещагин, композиторы К. Сен-Санс и Г. Форэ. Сейчас там находится музей писателя.

Б М. Цветаева* — Р. Рильке*

Сен Жиль-сюр-Ви,

6 июля 1926 Дорогой Райнер,

у Гете где-то сказано, что на чужом языке нельзя создать ничего значительного,— я же всегда считала, что это неверно. Поэзия — уже перевод. Для поэта нет родного языка. Для того и становишься поэтом (если им вообще можно стать, если им не являешься отродясь!), чтобы не быть французом, русским и т. д., чтобы быть — всем. Орфей взрывает национальность или настолько широко раздвигает ее пределы, что все (и бывшие, и сущие) заключаются в нее. И хороший немец — там! И — хороший русский!

М. И. Цветаева. Художник Л. Левченко

Райнер Мария Рильке. Художник Э. Орлик. 1917

Но в каждом языке есть нечто лишь ему свойственное. Поэтому по-французски ты звучишь иначе, чем по-немецки,— оттого ты и стал писать по-французски! Немецкий глубже французского, полнее, растяжимее, темнее. Французский: часы без отзвука, немецкий — более отзвук, чем часы (бой). Немецкий продолжает создаваться читателем — вновь и вновь, бесконечно. Французский — уже создан. Немецкий — возникает, французский — существует.

Немецкий — бесконечное обещание (тоже — дар!), но французский — дар окончательный.

Райнер, узнаю тебя в каждой строчке, но звучишь ты короче, каждая строка — усеченный Рильке, почти как конспект. Каждое слово. Каждый слог.

Можно мне поцеловать тебя? Ведь это не более, чем обнять, а обнимать, не целуя,— почти невозможно!

Марина

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941) — прославленная поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица. Написание Рильке сборника стихотворений «Vergers» по-французски было воспринято ею как непревзойденный образец творчества поэта. Цветаева посвятила памяти Рильке поэму «Новогоднее» и очерк «Твоя смерть».

Рильке Райнер Мария (1875-1926) — один из влиятельных поэтов-модернистов XX века. Родился в Праге, писал по-немецки, по-французски и по-русски. Бывал в Киеве, Кременчуге, Полтаве, Харькове.

Работа с текстом. Что позволяет назвать письмо дружественным? Какова его композиция? Найдите в письме стереотипные выражения.

Укажите языковые средства, которые свидетельствуют о том, что: 1) письмо дружественное, а не официальное; 2) почтительное, а не фамильярное; 3) эмоциональное, а не холодное, сухое.

Творческое задание

106. Какие из произведений, перечисленных в рубрике «Знаете ли вы?», вам посчастливилось прочитать? Объясните на примере одного из них, почему писатели используют прием стилизации под эпистолярный жанр.

Справка: психологически убедительно показать внутренний мир героев, усилить интимность повествования, вызвать доверие читателей, увеличить силу воздействия.

Знаете ли вы?

Стилизацию под частное письмо можно встретить в художественных произведениях А. Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»), Ф. Достоевского («Бедные люди»), П. Кулиша («Письма с хутора»), А. Чехова («Ванька»), А. Куприна («Гранатовый браслет»), С. Есенина («Письмо матери») и др.

Примеры стилизаций под письмо, написанное ограниченными, малообразованными обывателями с сомнительными моральными качествами, можно найти у А. Чехова («Письмо ученому соседу»), Д. Фонвизина (письмо помещика Дурыкина к Стародуму в «Недоросле»), Н. Гоголя (письмо Хлестакова «другу Тряпичкину» в комедии Н. Гоголя «Ревизор») и др.

107. Сравните письма И. Тургенева и М. Цветаевой. Подумайте, почему письмо Цветаевой можно отнести к явлению особого рода, которое часто называют эпистолярной лирикой. Формулируя ответ, воспользуйтесь справкой.

Справка: близкие по духу люди, творческое эстетическое состояние, свойственная ей страстность, поэтизировала отношения с людьми, изливала душу.

Полминутки для шутки

Однажды американский писатель Марк Твен получил анонимное письмо. В нем было написано только одно слово: «Свинья». На следующий день Твен поместил в своей газете следующую заметку: «Я часто получаю письма без подписи. Вчера впервые получил подпись без письма».

Домашнее задание

108. Выберите посильное задание и выполните его.

А Напишите небольшое сочинение-размышление по данному началу.

В настоящее время отмечается ослабление объемов частной переписки на бумаге: эпистолярный жанр переживает не лучшие времена. Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера.

Б Найдите в одном из произведений, указанных в рубрике «Знаете ли вы?», письмо и прочитайте его. Напишите комментарий, используя алгоритм: КТО — КОМУ — ЧТО — С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ — С КАКИМ РЕЗУЛЬТАТОМ.