Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина - Новая программа
Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.
Развитие речи. Культура речи
Все мы не идеальны
Читаем текст в лицах; отмечаем особенности речи собеседников.
Говорим: обсуждаем фонетические «портреты» собеседников.
Пишем: составляем фонетические «портреты» собеседников.
Как личность нас прекрасно характеризует то, что и как мы говорим. В словах говорящего, как в зеркале, отражается его внутренний мир. Именно он в конечном итоге и формирует речевой «портрет».
Речь человека также обусловлена тем, к какому поколению носителей языка он принадлежит, в какую из социальных групп входит.
Мимика, жесты и интонация подчеркивают значение сказанного, делают речь эмоциональной, экспрессивной, поэтому также являются составляющими речевого портрета человека.
75. Просмотрите текст. Определите, какое поколение и какую социальную группу представляют собеседники. Выскажите предположения об особенностях интонации и темпа речи говорящих.
Укажите, какие звуки в потоке речи должны соответствовать подчеркнутым буквам: что, вообще, сейчас, говорит, представляешь, поздно, отдал, подъезжает, случай, останешься.
Распределите роли и инсценируйте текст. При произнесении реплик соблюдайте орфоэпические нормы.
ВСЕ МЫ НЕ КРАСАВЦЫ
Жил я с бабушкой на даче. Днем купанье, езда на велосипеде. Вечером — сон. Расписание. Режим.
И вдруг в субботу глубокой ночью является мой друг Слава. Застучал, загремел. Открываю — вбегает:
— Ну как?!
— Что как?
— Всё в порядке?
— Вообще да. А у тебя?
— У меня тоже. Ну, хорошо. А то я что-то волновался,— говорит. Прошли мы с ним на кухню, сели.
— О,— говорит,— капуста! Прекрасно.
Захрустел той капустой, наверно, весь поселок разбудил.
— Представляешь,— говорит,— совершенно сейчас не сплю.
— Да,— отвечаю,— интересно...
— О,— говорит Слава,— котлеты! Прекрасно!
— Ты что,— спрашиваю,— так поздно? Твои-то где?
— Да за грибами. Еще с пятницы.
— Ты, что ли, есть хочешь?
— Ага. Они вообще оставили мне рубль, да я его отдал.
— Отдал? Кому?
— Да одному старику. Подъезжает ко мне на улице старик на велосипеде. Сейчас, говорит, покажу тебе фокус. Разжимает ладонь, там лежит двухкопеечная монета позеленевшая. Решкой. Зажал он кулак и спрашивает: «Ну а сейчас, думаешь, как лежит?» Да решкой, говорю, как и лежала. Тут он захохотал и разжал. А монета, действительно, лежит решкой. Он, как увидел это, оцепенел. А потом так расстроился, заплакал. Что-то мне жалко его стало. Догнал я его и рубль свой ему в карман сунул. Не расстраивайтесь, говорю, вот вам рубль на всякий случай.
— Да, здорово,— говорю я Славе,— на вот, ешь сметану.
— Нет,— говорит Слава,— сметану ни за что!
— Да ешь, чего там!
— Нет! Я же сказал. За кого ты меня принимаешь?
Странная такая гордость — только на сметану.
— Ну ладно,— говорю. А Слава излагает:
— Ну вот. И остался я без денег. Расстроился сначала. А потом думаю: а, не пропаду! И действительно. Не пропал. Хожу я по улице, хожу. Хожу. И вдруг проезжает мимо меня брезентовый газик. Знаешь, на секунду поднимается брезент, и оттуда цепочкой вываливается несколько картофелин. Отнес я их домой, взвесил — ровно килограмм. Представляешь? Отварил я картошку, поел — прекрасно!
Слава замолчал. Я тоже молчал, потрясенный. Мы так и посидели, неподвижно. Потом Слава вдруг взял белый бидон, заглянул и говорит оттуда гулко:
— Что это там бултыхается в темноте?
— Квас.
— Можно?
А сам уже пьет.
— Ну, всё,— говорит,— а теперь спать.
Пошли мы в комнату. Легли валетом. Слава сразу заснул, а я лежал и думал. Луна вышла, светло стало. И вдруг Слава, не открывая глаз, встает так странно, вытянув руки, и медленно идет! Я испугался — и за ним.
Вышел он из комнаты, прошел по коридору и на кухню! Так же медленно, с закрытыми глазами, берет сковороду, масло, ставит на газ, берет кошелку с яйцами, начинает их бить и на сковороду выпускать. Одно, другое, третье... Десять яиц зажарил и съел. Потом вернулся так же, лег и захрапел.
Смотрю я на него и думаю: вот так! Всегда с ним удивительные истории происходят. Это со мной — никогда. Хотя, может быть, конкретной этой истории с рублем вовсе и не было.
Но, вероятнее всего, он рубль свой кому-нибудь просто одолжил. Попросили — он и дал не раздумывая. Он такой. А историю эту он рассказывал, чтоб под нее непрерывно есть. Видно, очень проголодался. Будто б я и так его не накормил! Ведь он же мой друг, и я его люблю. Мне все говорят: тоже, нашел друга, вон у него сколько недостатков. Это верно. Что есть, то есть. Вот еще и лунатиком оказался. Ну и пусть! А если ждать всё какого-то идеального, вообще останешься без друзей!
Все мы не красавцы.
(По одноименному рассказу В. Попова)
Попов Валерий Георгиевич (1939) — писатель, сценарист. Произведения В. Попова переведены на английский, венгерский, китайский, немецкий, польский, чешский и другие языки.
Работа с текстом. Определите, от какого лица ведется повествование. Подумайте, почему именно эту форму выбрал писатель.
Оцените характеры друзей по их речевым «портретам». Кто из них вам ближе и почему?
Подумайте, почему в конце рассказа автор решил повторить его название.
Работа со словом. Ознакомьтесь со словарной статьей. В каком значении — прямом или переносном — употреблено слово красавец в тексте? С какой интонацией вы бы его произнесли? Какую бы стилистическую помету употребили?
Красавец: 1. Красивый мужчина. 2. О ком-, чем-л. очень красивом. Буланый красавец конь. Белый красавец пароход подошел к пристани.
Работа с предложением. Связана ли интонация с пунктуацией? Докажите это на примере предложений предпоследнего абзаца.
Творческие задания
76. Одна группа организует непродолжительную дискуссию на тему: «Если ждать идеального человека, вообще останешься без друзей». Будете ли вы соглашаться с утверждением или опровергать его? Другая группа записывает дискуссию на диктофон и письменно составляет речевые «портреты» оппонентов, отвечая на предложенные ниже вопросы.
— Влияет ли на произношение фонетика украинского языка?
— Встречались ли трудности с произношением отдельных звуков?
— Правильно ли ставилось ударение?
— Использовалось ли неполное произнесение звуков?
— Какую интонацию применяли спорящие: бесцветную, нейтральную или экспрессивную?
— Каков по силе был голос у каждого дискутирующего: тихий, умеренный, громкий?
— Какими по продолжительности были паузы?
— Каков был темп речи (замедленный, средний, убыстрённый)?
— Сопровождалась ли речь соответствующими жестами и мимикой?
77. Прочитайте текст. Определите его скрытый, глубинный смысл (подтекст).
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения... У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста, а у кого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот,— словом, хоть восходи до миллиона, все найдут оттенки.
(Я. Гоголь, «Мертвые души»)
Домашнее задание
78. Выберите посильное задание и выполните его.
Используя вопросы из упражнения 76, составьте речевой «портрет»:
А ведущего на телевидении (радио);
Б кого-либо из родных (знакомых).
Цей контент створено завдяки Міністерству освіти і науки України