Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина
Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.
Развитие речи. Культура речи
Самая тяжелая работа — ее отсутствие
Читаем, отмечая затронутую автором проблему.
Говорим: обсуждаем затронутую автором проблему.
Пишем сочинение-рассуждение проблемного характера с опорой на текст.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
Написание сочинения-рассуждения проблемного характера не предполагает однозначных ответов, однако ваша точка зрения должна быть аргументированной.
Композиция сочинения
I. Вступление
Сообщите о проблеме:
В тексте... говорится о... Автора текста (...), как и многих из нас, беспокоит проблема... Хотелось бы остановиться на... (если проблем несколько)
(1-5 коротких предложений)
II. Основная часть
1. Определение авторской позиции.
Покажите, как автор раскрывает проблему, подтвердите это короткими цитатами из текста.
(5-10 предложений)
2. Изложение собственной позиции.
С автором трудно не согласиться... С автором нельзя согласиться... Я полностью согласен с автором...
Обоснуйте свою мысль примерами из жизненного опыта (прочитанной литературы, просмотренной телепередачи, услышанного по радио): Попробую доказать свою точку зрения. Во-первых..., во-вторых..., в-третьих... Если..., то...
(5-12 предложений)
III. Заключение
Сформулируйте вывод, призыв (Так давайте же...), рекомендации, используйте вопросно-ответное единство, афоризм, пословицу.
(1-5 предложений)
В тексте должно быть не менее 4 абзацев: 1) вступление; 2) опора на авторскую позицию; 3) выражение собственной позиции и ее аргументация; 4) заключение.
103. Прочитайте текст, отмечая затронутую автором проблему.
Я знаю, каково тебе, друг. Страшно идти на собеседование в отдел кадров, соревноваться с молодыми и хорошо подготовленными соперниками, когда тебе пятьдесят лет и ты совсем седой. Тем, от кого зависит твоя судьба, кажется, что они всегда будут молодыми, здоровыми и удачливыми, и потому позволяют себе презирать стариков. Им начихать на твой опыт работы, и ты это знаешь. Они предпочитают двадцатилетних, не обремененных семьей, тех, кто говорит по-английски.
Потому тебя так пугает завтрашний день. Ты смотришь, как жена гладит твою рубашку, и твой желудок сжимается от страха. В тот день, когда она вышла замуж, чтобы жить с тобой в горе и радости, никто из вас не мог представить, чем это кончится. Завтра ты наденешь эту рубашку, повяжешь галстук и отправишься испытывать судьбу. Ты крепкий. Ты всю жизнь вкалывал как проклятый, но остаться в пятьдесят четыре года с женой и детьми без средств к существованию для тебя всё равно что провалиться в глубокий черный колодец. Я знаю об этом из писем твоего сына. Возможно, это не твой сын, а какой-то другой юноша пишет о своем отце, но все подобные истории похожи. Твой сын пишет, что ты целый месяц стыдился выходить на улицу, сидел дома с опущенной головой и красными от слез глазами.
Больше всего ты беспокоишься о том, что подумают дети. Жена всё понимает и прощает. А дети мо́лоды и потому жесто́ки. Они еще не знают, что почем. Ты ловишь их взгляды и думаешь, что они считают тебя неудачником. Да, пожалуй, с детьми тяжелее всего. Перед сном жена крепко сожмет твою руку. Она видела, как ты боролся всю жизнь, и знает, чего ты стоишь. Она знает тебя, как никто другой.
И всё же тебе стоит прочесть письмо, которое мне написал твой сын. Ты увидишь, с каким уважением и нежностью он пишет о тебе. Он страдает от того, что слишком молод, чтобы помочь тебе, от того, что не может найти нужных слов и не знает, что делать. Ты сам видишь, какой он: грубый, неуклюжий, с длинными волосами, вечно слушает эту ужасную музыку. Его жизнь отличается от твоей так сильно, что ты порой кажешься ему пришельцем с другой планеты. Неудивительно, что вы все время ссоритесь. Но, когда он видит, как ты сидишь на диване, у него дрожат губы. Он хочет подойти к тебе, обнять, высказать всё, что думает на самом деле, но не решается. Что он сам не так уж мал и глуп, чтобы не видеть, как много ты трудился, как сильно ты любишь его, маму и братьев. Для него ты самый лучший, самый работящий и достойный человек из всех, кого он встречал в этой жизни. Ты — его отец, и всегда им останешься — неважно, есть у тебя работа или нет.
(По А. Пересу-Реверте*)
Пе́рес-Реве́рте Арту́ро (1951) — испанский писатель и журналист. Автор исторических романов и детективов.
• Работа с текстом. Сформулируйте затронутую автором проблему. Если проблем несколько, сформулируйте их.
• Покажите, как автор раскрывает проблему. Перечислите главных героев, опишите словесные портреты. Затронута ли проблема конфликта поколений? Свои мысли подтвердите цитатами из текста.
• Выскажите свое отношение к проблеме. Какие чувства вызвало у вас эссе? Оцените поведение отца, жены и сына. Приведите доказательства, руководствуясь своим жизненным опытом или опытом других.
• Работа с предложением. Найдите наиболее ёмкие в смысловом отношении предложения. Свой выбор обоснуйте.
• Работа со словом. Какие ассоциации вызывает у вас слово безработица? Безработица — повод начать новую жизнь? Или: безработица — все пропало?
Творческое задание
104. Обсудите проблему потери работы. Как она сказывается на людях, их семьях? Какую помощь в этом случае оказывает государство? Как можно помочь людям, потерявшим работу? Что можно посоветовать?
Подсказку ищите в иллюстрациях.
Домашнее задание
105. Напишите сочинение-рассуждение по тексту А. Переса-Реверте.
Цей контент створено завдяки Міністерству освіти і науки України