Учебник по Литературе (русская и зарубежная). 9 класс. Полулях - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

ВАСИЛЬ (ВАСИЛИЙ) ВЛАДИМИРОВИЧ БЫКОВ

(1924—2003)

Летописец войны

Белорусский прозаик Василь Быков родился в деревне Бычки Витебской области в обычной крестьянской семье. С детства он увлекался рисованием. Поэтому, окончив восемь классов школы в деревне Кубличи, поступил в Витебское художественное училище. Василь готовился стать скульптором, но в 1940 г., когда в СССР ввели платное обучение, вынужден был оставить училище из-за тяжелого материального положения.

Василь Быков

В июне 1941 г. В. Быкова мобилизовали на оборонительные работы. В качестве служащего инженерного батальона он строил военные объекты на территории, простирающейся от Гомеля до Воронежа. Летом 1942 г. будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Воевать ему довелось на Втором и Третьем Украинских фронтах в качестве командира стрелкового взвода, затем взводов автоматчиков и противотанковых пушек. В. Быков участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку, вместе с советскими войсками прошел пол-Европы: был в Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии. Дважды он получал ранения.

Окончательно расставшись с военной службой в 1955-м, В. Быков полностью посвятил себя литературной деятельности. Произведения 1960-х гг. «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно», «Проклятая высота» принесли писателю всесоюзную славу и поставили его в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы XX в. Позже к В. Быкову пришла мировая известность: его рассказы и повести были переведены на более чем пятьдесят языков мира.

В середине 1990-х гг. Василь Владимирович покинул Беларусь — по приглашению Европейского писательского парламента он переехал жить во Франкфурт-на-Майне (Германия). В 1999 г. он выбрал новое место жительства — Финляндию. А в 2002 г. обосновался в Чехии. В 2003-м писатель вернулся на родину для лечения и вскоре скончался.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В. Быков — один из самых экранизируемых военных прозаиков XX века. В 1960—1990-х гг. были сняты фильмы по его произведениям «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Волчья стая», «Дожить до рассвета», «Восхождение», «Его батальон», «На Черных Лядах».

Тема человека на войне в повести «Альпийская баллада»

Центральная тема всего творчества В. Быкова — человек на войне. Она раскрывается и в повести «Альпийская баллада» (1963). В одном из интервью В. Быков отметил: «В нашей "военной" литературе нет упоения войной, любования кровью и смертью — все это ей чуждо в своей основе. Мы свято храним традиции русской классики (Лев Толстой, Федор Достоевский), ее уроки и ее позиции. Я... исхожу в своей прозе из элементарнейшей из толстовских посылок, которая... выглядит так: о войне, какой бы трудной она ни была, надо писать правду и всю правду, какой бы она ни была горькой... Именно такая позиция служит залогом того, что наша военная литература и впредь будет по сути своей антивоенной и сугубо гуманистической».

Любимые герои В. Быкова — простые солдаты, сержанты, младшие офицеры. В «Альпийской балладе» в центре повествования находится обычный рядовой, белорусский паренек Иван Терешка. В. Быков не описывает масштабных боевых действий, его интересует другое — сила человеческого духа.

Вечные идеалы любви и красоты в «Альпийской балладе»

В повести сила духа Ивана проявляется в ситуации непростого нравственного выбора. Попавший в плен советский боец бежит из концлагеря, надеясь примкнуть к партизанам и вместе с ними продолжить борьбу с немцами. В пути к нему присоединяется итальянка Джулия, тоже совершившая побег. Одному спастись от погони гораздо проще, но моральные принципы не позволяют Ивану бросить девушку. Он берет ее под свою опеку, делит с ней скудные запасы пищи, несет обессилевшую попутчицу через горный перевал.

Тяготы сближают героев, между ними вспыхивает любовь, которую не в силах уничтожить ни постоянная угроза быть убитыми немцами, ни голод, ни холод. В какой-то миг герои забывают о жестокой реальности, им внезапно открывается сказочная красота гор: бескрайние луга альпийских маков, величественные склоны, ласковое солнце. Их чувства в этот момент переданы с помощью пейзажей, виртуозно вплетенных в повествование.

Использовал В. Быков и другой сюжетно-композиционный прием — обращение к воспоминаниям героя. В Альпах Иван постоянно мысленно возвращается к тем страшным дням, когда он попал в плен и неудачно пытался из него вырваться. Однако этот горький опыт не сломил его воли к сопротивлению. Герой не просто хочет бежать, спастись самому и спасти Джулию, но вновь встать в строй и бороться с врагом с оружием в руках.

Через несколько дней после побега Ивана и Джулию настигают солдаты немецкого патруля. Девушка чудом спасается, а Иван погибает. Однако чувство влюбленных оказывается сильнее смерти и вечной разлуки: оно живет в их общем сыне, в памяти Джулии о таких коротких, горьких и трудных, но одновременно «огромных, как вечность» днях «побега, любви и невообразимого счастья».

В произведении В. Быкова утверждается мысль о бесчеловечности войны и способности личности противостоять ее ужасам, о всепобеждающей силе жизни, о бессмертии любви и красоты. С особой силой эта мысль передана в главе «Вместо эпилога».

Осмысливаем прочитанное

1. Что вы узнали о В. Быкове? Какие обстоятельства жизни повлияли на обостренный интерес писателя к военной теме?

2. На ваш взгляд, почему критики полагали, что произведения В. Быкова лишают войну ореола героизма?

3. Почему писатель считал свою военную прозу антивоенной и гуманистической по характеру?