Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Подаляк - Новая программа

§ 7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Вариант 1. Гуманистические идеи в произведениях Эразма Роттердамского

Памятка «Как анализировать текст исторического источника»:

1. Прочитайте текст.

2. Определите основную часть текста. В каком предложении изложена главная идея, главное содержание?

3. О каком историческом событии или явлении, о какой исторической личности идет речь?

4. Определите в тексте исторического источника:

• что важно?

• что нужно запомнить?

• о чем узнали впервые?

• что было необычным, неожиданным?

5. Составьте вопросы к тексту, начиная их словами «почему», «с какой целью», «как».

6. Определите свое отношение к тексту. Свое мнение можно выразить в следующей форме:

• это правильно, потому что...

• я уверен(а) в том, что...

• я хорошо знаю, что...

• я думаю иначе, потому что...

• я сомневаюсь в этом, потому что...

• я не согласен(а) с этим, потому что...

Самое известное произведение Эразма Роттердамского «Похвала Глупости» - сатира, написанная в форме беседы с читателем. Глупость идет по миру в сопровождении своих спутников - Лени, Лести, Безумия, Чревоугодия и Непробудного сна. «С помощью этих верных союзников, - говорит Глупость, - я подчиняю себе весь род людской и отдаю приказы даже императорам». Стрелы сатиры Эразма целили прежде всего в верхушку общества, но он не щадил и простых людей, среди которых также встречалось немало неумных. Эразм стал признанным главой интернационального гуманистического братства - так называемой «республики ученых».

Из «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского

ГЛУПОСТЬ ГОВОРИТ:

Сколько бы не было слушателей, но только появлюсь перед их глазами, немедленно овладевает всеми какая-то небывалая радость, все вдруг становятся очень веселыми и приветствуют меня громким и счастливым смехом.

Наконец, я применяю на деле народную пословицу, гласящую: «Сам выхваляйся, коли люди не хвалят».

Не война ли - рассадник и источник всех достохвальных деяний? А между тем что может быть глупее, чем вступать по каким бы то ни было причинам в состязание, во время которого каждая из сторон обязательно испытывает гораздо больше неудобств, нежели приобретает выгод?

Но обратимся к наукам и искусствам. Что, кроме жажды славы, могло подстрекать умы смертных к изобретению и увековечению в потомстве стольких, по общему мнению, превосходных наук? Воистину глупы донельзя люди, полагающие, что какая-то никчемная, ничего не стоящая известность может вознаградить их за бдения и труды. Да, именно Глупости обязаны вы столь многими и столь важными жизненными удобствами, и - что всего слаще - вы пользуетесь плодами чужого безумия.

К наивысшей мудрости приходят не иначе, как через Глупость. Глупость держится на страстях, а мудрость - на уме. По этим признакам их и различают.

Дальше всего от счастья находятся те смертные, которые много мудрствуют. Вот самые счастливые те из людей, которые больше всего похожи поведением и умом своим на животных и их Глупости и не хотят ничего сверх меры.

Я с большим удовольствием перехожу в настоящее время к королям и придворным вельможам, потому что они обнаруживают ко мне благосклонность откровенно, с прямотой, достойной благородных людей. Их жизнь была бы самой грустной и самой несчастной, если бы в них была хоть капля здравого смысла. Ведь действительно, кто стал бы добиваться власти неискренней клятвой и убийствами, если бы мог заранее понять, какую тяжелую ношу взвалит себе на плечи, когда станет власть предержащим.

Подумайте! Почему Эразм выбрал именно вышеназванные спутники Глупости? Возможно, вы можете добавить к ним и другие.

Вариант 2. Идеи гуманизма в шедеврах Высокого Возрождения

Работа с иллюстрациями в учебнике, дополнительными материалами.

Рассмотрите репродукции картин и скульптур великих мастеров Возрождения в учебнике, а также ознакомьтесь с другими произведениями художников в сети Интернет. Выполните задания, которые предлагаются ниже, самое главное - составьте рассказ на заданную в заглавии тему.

Алгоритм работы с изобразительными историческими источниками.

■ Определите, что изображено (сцена из повседневной жизни, политическое событие, портрет и др.).

■ Где происходит событие? Каковы характерные признаки изображаемого места?

■ Какое историческое событие изображено? Найдите в учебнике материал, который отвечает изображенному.

■ Выделите главное, существенное (чему посвящена картина/рисунок) и составьте план рассказа.

■ Определите основной замысел картины.

■ Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?

■ Последовательно опишите действия участников события, уделяя внимание их внешнему виду, орудиям труда, оружию, окружению.

■ Сделайте выводы, оцените событие и его участников.

■ Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний-задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т. д.) использованы, для раскрытия главной мысли?

■ Какое общее впечатление произвела на вас эта картина?

■ Используйте в рассказе новые слова, которые относятся к изображенному на картине (рисунке).