Трудовое обучение (для девочек). 6 класс. Ходзицкая

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Раздел 2. Отделка изделий вышивкой

§ 4. Вышивка как традиционный вид декоративно-прикладного искусства

  • 1. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного искусства.
  • 2. Роль вышивки в декоративно-прикладном искусстве.
  • 3. Виды вышитых изделий.
  • 4. Региональные особенности отделки изделий вышивкой.

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного искусства

Украинское народное искусство создавалось веками. Начиная с первобытного общества и на протяжении следующих веков, тысячи мастеров создавали вещи, необходимые людям в быту: орудия труда, ткани, одежду, посуду, мебель. Своё мастерство они передавали из поколения в поколение. В каждом регионе происходило формирование самобытного стиля, собственного художественно-декоративного образа и колористики, в частности, декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство представлено двумя разновидностями: декоративное* и прикладное.

Декоративное искусство — это вид художественной деятельности, в результате которой создаются разнообразные декоративные предметы: ткани, изделия из глины, дерева, металла, соломы и т.п. Эти вещи необходимы человеку в жизни и быту. Они имеют художественную ценность: красивые, технически совершенны, изысканные по форме, интересные в орнаментально-колористическом решении. При этом к декоративным относятся и произведения, которые не имеют практического назначения. Например, писанки (рис. 46), вытынанки (рис. 47) и другие.

Рис. 46. Культурный символ Украины — писанка

Рис. 47. Вышивки Ольги Шинкаренко (член Национального союза мастеров народного искусства Украины)

Прикладное искусство — это вид художественной деятельности, нацеленный на создание предметов практического назначения. Большинство бытовых предметов выполняют одновременно и декоративные, и практические функции. В них понятие «красота», «удобство» и «польза» — нераздельны.

Границу между произведениями декоративно-прикладного искусства провести трудно: ряд произведений можно отнести как к декоративному, так и к прикладному искусству (например, ткани, керамические и деревянные изделия) (рис. 48). Поскольку эти понятия настолько близки между собой, их часто заменяют общим понятием «декоративно прикладное искусство».

Рис. 48. Декоративно-прикладные изделия: а — декоративная плахтовая ткань; б, в, г — декоративная керамика; д — деревянные ложки и ковш* декорированные резьбой; е — объёмная резьба иконы Архангела Михаила

К видам декоративно-прикладного искусства сегодня относятся: художественная деревообработка, художественная обработка камня (рис. 49), кости и рога (рис. 50); художественная обработка керамики, стекла (рис. 51) и металла (рис. 52); художественная обработка кожи (рис. 53); плетение, вязание (рис. 54); ткачество, ковроткачество (рис. 55); вышивка, роспись (рис. 56); батик* (рис. 57); писанки, выбойка* (рис. 58); обжиг, гравировка, резьба, чеканка (рис. 59); художественная ковка (рис. 60), литьё, скань* (рис. 61); вытынанки, кружево, изготовление изделий из бисера, эмали (рис. 62), а также мебель, посуда, домашние украшения, игрушки, одежда, ювелирные изделия.

Рис. 49. Художественная обработка камня: а — фонтан слёз в Бахчисарайском дворце из белого мрамора; б — декоративные рыбки, выполненные из полихромного нефрита; в — чаша из нефрита (Китай, 18 в.)

Рис. 50. Изделия из кости и рога

Рис. 51. Изделия из стекла

Рис. 52. Изделия из металла

Рис. 53. Художественная обработка кожи

Рис. 54. Плетение иглой

Рис. 55. Ковроткачество

Рис. 56. Роспись

Рис. 57. Батик

Рис. 58. Выбойка

Рис. 59. Чеканка и гравировка по металлу

Рис. 60. Ковка

Рис. 61. Художественное литьё (а) и скань (б)

Рис. 62. Изделия из бисера (а) и художественное оформление эмалью (б)

Роль вышивки в декоративно-прикладном искусстве

Вышивка — один из наиболее распространённых видов декоративно-прикладного искусства, в котором орнаментальное или сюжетное изображение на тканях, коже, войлоке* выполняется разнообразными ручными или машинными швами.

Сегодня вышивка украшает современный интерьер, одежду, придавая им своеобразие и неповторимость. Многие мастера работают над украшением вещей вышивкой (рис. 63).

Рис. 63. Современная одежда, украшенная вышивкой

В Украине вышивкой издавна занимались исключительно женщины. Девушки учились вышивать с ранних лет. Долгими зимними вечерами они перенимали приёмы вышивания от старших, обменивались опытом. При выполнении работы предпочтение отдавалось оригинальности узора и подбору цветов — обычное копирование вообще не ценилось. Каждая вышивальщица стремилась изменить хоть одну деталь мотива, что-нибудь убрать или добавить, уменьшить или увеличить, сделать всё, чтобы не было похожего исполнения. Это стремление приводило к совершенствованию вышивального искусства.

Традиционно украинцы украшали вышивкой окружающие их вещи и предметы, связанные с обрядами, календарными и семейно-бытовыми праздниками. Например, вышитые скатерти не только украшали интерьер дома, но и использовались во многих ритуальных действиях, связанных со столом — накануне Рождества или Щедрого вечера. В новогодние и рождественские праздники крёстные носили своим маленьким крестникам, которые ещё не могли самостоятельно ходить, гостинцы, завёрнутые в вышитые платки. В вышитом платке носили святить кулич, яблоки и мёд в церковь. В него клали «панихиду», когда в церкви поминали умерших. В таком платке подавали «пироги» кумовьям и подносили хлеб, приглашая на свадьбу или встречая почётных гостей. В вышитый платок заворачивали хлеб, провожая молодых в дом жениха, ним накрывали хлеб на столе.

Вышитые рушники с древних времён и до сих пор считаются оберегом семьи и дома, начиная с рождения ребёнка. Раньше их также использовали для защиты от негативных событий. Например, мать за ночь могла вышить рушник для сына, который шёл на войну. Большое количество рушников готовили к яркому семейному празднику, каким была и остаётся свадьба. Кроме этого, изготовляли изделия, декорированные вышивкой. По их количеству и качеству определяли трудолюбие и умение невесты.

Нам в наследство досталось удивительное богатство народной вышивки, отличающееся местными особенностями использования различных материалов, техникой выполнения, композицией, колоритом. Внимательно присмотритесь к узорам вышивки и увидите, что это искусство простое, но вместе с тем в нём отражены глубина и мудрость человеческой души. Об этом свидетельствует гобелен, изготовленный в 2010 г. из лучших образцов вышитых карт Автономной Республики Крым и областей Украины, выполненных юными краеведами — участниками Всеукраинской историко-этнографической экспедиции учащихся «Вышитая Украина» (рис. 64).

Рис. 64. Вышитая карта Украины

Это интересно

Во многих регионах Украины еще до середины 20 в. существовал обычай вышивать жениху сорочку. Но главным в свадебном приданом было количество рубашек самой невесты, которые вышивались ко всем событиям её будущей жизни. Чрезвычайное значение в подготовке и праздновании свадьбы имели рушники, платки и хусты. Их использовали во время сватовства — сватов перевязывали рушниками, а молодому завязывали на левую руку или заправляли за пояс платок. Это был не женский платок, а именно, вышитая хуста. В канун свадьбы вечером пекли каравай и шишки. Тесто обвязывали по краю кадки рушником, чтобы, поднявшись, оно не сбежало из квашни, а чтобы не пересохло, накрывали хустой.

Подготовленные вышитые изделия дарили дружкам, боярам, священнику, деверю, свекрови и свёкру.

И сейчас государственная регистрация брака и церковный обряд венчания не обходится без рушников: ими накрывают венчальные иконы, связывают руки молодым в знак соединения на всю жизнь, стелят под ноги. Хлебом-солью на рушнике приглашает мать невесты молодых и гостей в дом после возвращения из церкви.

По материалам Веры Владимировны Зайченко — исследовательницы декоративного искусства, историка.

Виды вышитых изделий

Декоративной отделкой одежды и предметов интерьера наши предки занимались с древних времён, что подтверждают археологические находки, письменные памятки, свидетельства древних историков. В 18-19 вв. в Украине сформировались комплексы украинской народной мужской и женской одежды. Вышивка одежды отличается орнаментами, цветом, материалами и техникой исполнения.

На протяжении веков определились правила размещения вышивки на нательной, плечевой, поясной, верхней одежде, на головных уборах, обуви.

Вышивка сорочек выделяется особым богатством вышивальных техник. Издавна рубашке приписывается волшебная сила, с ней связан ряд обычаев и обрядов. Рубашки вышивали, наделяя их специальными символами-знаками. В женских сорочках вышивали воротники, погрудки (пазухи), подолы, рукава, в мужских — воротники, манжеты, манишки*, очень редко верхнюю часть рукава (укр. «полики»).

Вышивка поясной одежды — запасок* (рис. 65 а, б), юбок (рис. 65 в) — выделяется ленточным характером расположения мотивов в нижней части.

Рис. 65. Вышитые запаски и юбки

Для вышивки верхней плечевой одежды характерны сложные орнаментальные композиции на спине, на поясе, полах, рукавах капюшоне и т.п. (рис. 66).

Рис. 66. Художественное решение вышивки верхней плечевой одежды: шуба без рукавов (а); бунда (б) — одежда венгров; карпатские безрукавки (в); кожухи (г)

Вышивка головных уборов — лент, намёток* (рис. 67), платков (рис. 68), шляп (рис. 69), шапок — характеризуется оригинальной композицией. Намётки вышивали широкими полосами геометрических и растительно-геометризованных мотивов по краям и в налобной части (см. рис. 676). Ленты вышивали рядами пышных цветов (рис. 70), сложными геометрическими мотивами.

Рис. 67. Виды намёток

Рис. 68. Вышитые платки

Рис. 69. Отделка шляпы вышивкой бисером

Рис. 70. Вышитые ленты

К вышивкам интерьерно-обрядового назначения относятся рушники (рис. 71). Они были необходимым атрибутом во время торжественных событий, встречи гостей, закладки новых жилых зданий, празднования рождения ребёнка, сватовства, свадьбы, похоронных обрядов. В народе сохранилась исконная вера в животворную силу рушников, их символическое значение в человеческой жизни.

Рис. 71. Виды рушников: а — коллекция рушников Национального музея украинского народного декоративного искусства; б — свадебный рушник (Сумщина); в — рушник Подолья; г - рушник-божник (Черниговщина) д - Обуховский рушник (Киевщина)

Скатерти вышивали по центральной плоскости и краям с четырёх сторон (рис. 72); только по краям; двумя, тремя узкими рядами по краю.

Рис. 72. Скатерть семьи гетмана Ивана Скоропадского (фрагмент), начало 18 в.

Региональные особенности отделки изделий вышивкой

В Украине известно более ста различных вышивальных швов, так называемых «техник». Отдельные вышивальные швы характерны только для определённых этнографических районов. Происхождение названий техник украинской вышивки разное. Такие названия, как «выкалывание» (рис. 73 а), «вырезание» (рис. 73 б), «затяжки», соответствуют манере, способу исполнения; «рушниковые швы» (рис. 73 в) — определяются характером изготовленного изделия. Много названий связано с названием определённой этнографической группы людей или географическим названием местности, где была создана и развивалась та или иная техника, например, «лемковская косичка» (рис. 73 г), «кудрявый шов Гуцульщины» (рис. 73 г), «городецкий шов» (рис. 73 д), «старокиевская гладь» и др. В названиях техник встречается сходство с определёнными символами, явлениями, предметами: «звёздочка», «просо», «соловьиные глазки», «куриный брод».

Рис. 73. Техники украинской народной вышивки

Характерным признаком именно украинской народной вышивки является сочетание различных техник (иногда одновременно до 10-15).

Это интересно

В последнее время в Украине растёт заинтересованность в исследовании и восстановлении старинных самобытных техник вышивания. Люди всех возрастов и профессий становятся настоящими подвижниками народной вышивки и искусства: собирают старинные образцы, занимаются их реконструкцией, систематизируют и делают их новейшие копии. Примером та кого самоотверженного труда стала жизнь Ивана Макаровича Гончара — украинского скульптора, графика, этнографа, коллекционера, который был заслуженным деятелем искусств Украины и лауреатом Государственной премии им. Т. Г. Шевченко. На основе его частной коллекции, которая насчитывала более 7 тыс. предметов, в Киеве в 1993 г. был основан Украинский центр народной культуры.

Скульптор и художник Иван Макарович Гончар

Это интересно

С появлением в Украине в середине 19 в. техники «крестик» многие мотивы начали вышивать именно этой техникой, разработали образцы растительного орнамента. Сначала сочетали все техники в одной композиции, но в течение 1850-1890 гг. «крестик» «победил».

Каждый регион страны имеет характерные особенности техник вышивания.

Рассмотрим местные особенности техник вышивания в различных регионах Украины. Например, техники вышивок Полтавской, Луганской, Харьковской областей имеют много общего с главными элементами вышивок центральных областей Украины. Однако вышивке Полтавщины присущи и вполне своеобразные орнаменты, которые вышивают преимущественно грубой ниткой, благодаря чему узоры выглядят рельефными. Счётная гладь — полтавская изюминка. Вышивки Полтавщины нужно долго и внимательно рассматривать вблизи, только тогда раскрываются роскошь и красота узоров, ювелирность их исполнения (рис. 74-77). Классические образцы вышивок Полтавщины неяркие: преобладают голубой, белый, охристый*, светло-коричневый цвета. Лучшими считаются образцы, вышитые белым по белому.

Рис. 74. Вышитая одежда Полтавщины

Рис. 75. Вышивки Полтавщины: а, б — эскизы мастера народной вышивки Григория Гриня из полтавского поселка Опишне; в — элемент вышивки рукава рубашки; г — традиционный рушник

Рис. 76. Современные образцы вышивок Полтавщины, выполненные заслуженным мастером народного творчества Мирославой Кот

Рис. 77. Вышивки Полтавщины из коллекции Украинского центра народной культуры «Музей Ивана Гончара»

Вышивки Полесья простые и чёткие по композиции. Линия геометрического мотива в виде ромбов повторяется несколько раз. Вышивка красной ниткой по бело-серому фону льняного полотна графически чёткая (рис. 78).

Рис. 78. Традиционные вышивки и узоры Полесья

В северных районах Волыни бытует вышивка низовым швом наподобие ткачества. Только цветовое решение вышивок поражает своей изысканностью (рис. 79). В южных районах Волынской области преобладают растительные мотивы — цветы, ягоды, листья. Шитьё поверхностное — крестик, гладь, прутик. Чёрный цвет сочетается с самыми разнообразными комбинациями красного.

Рис. 79. Традиционная вышивка и узоры северной Волыни

Для Черниговщины характерны белые вышивки. Чтобы усилить общую выразительность, используют швы двух или более видов. Например, в одной композиции сочетают прозрачные швы со швами счётной глади (рис. 80). Чёткие геометрические формы выполняют техникой «заволакивания» красным по белому или серому льняному холсту с добавлением нешироких полосок чёрного или синего цвета (рис. 81).

Рис. 80. Вышивки Черниговщины

На Киевщине сорочки украшают счётной гладью, заказыванием, поверхницей, набором, вышивкой росписью и крестиком. На них преобладают растительно-геометризованные орнаменты с большим количеством звёзд и звёздочек, выполняются красными и чёрными нитками (рис. 82).

Рис. 81. Традиционная вышивка сорочек и рушников Черниговщины

Рис. 82. Традиционные орнаменты Киевщины

Подольская вышивка — одна из самых сложных и красивых в Украине. В вышивке Восточного Подолья преобладают геометрические мотивы сложных соединений. Их миниатюрная разработка похожа на драгоценную мозаику (рис. 83). Традиционно на Подолье комбинируют сложные геометрические формы орнаментов и разноцветное живописное оформление (рис. 84).

Рис. 83. Традиционная вышивка Подолья

Рис. 84. Цветовые сочетания техник Подолья

Классической техникой Подолья является «низь» чёрного и красного цвета, которую вышивают густыми насыщенными линиями. Этой техникой выполняют вышивку с изнанки, а на лицевой стороне она имеет противоположный вид размещения цветов (рис. 85).

Рис. 85. Техника «низь» на вышитых рубашках Подолья

Для Подольских вышивок характерно разнообразие швов. Вышивки Западного Подолья отличаются тёмным колоритом. Это чёрный с малой примесью тёмно-красного, жёлтого или зелёного цвета.

Вышивки Тернопольщины также характеризуются насыщенным тёмным колоритом. Густые, без пробелов, орнаменты, выполненные шерстью, сплошь покрывают полотно ткани (рис. 86). Для этого используют особые швы, которые называют «кудрявыми». Их вышивают шерстяными чёрными нитками.

Рис. 86. Традиционные вышивки Тернопольщины

Это интересно

Очень любят на Подолье, особенно в Клембовке, цвет спелой ржи в сочетании с чёрным. Смотришь на такую блузку, и кажется, будто шелестит колосьями пшеничное поле. Ржаной цвет рубашек получали в результате запекания ниток, пересыпанных хромитом, в тесте. Благодаря этому они приобретали интенсивность и устойчивость. Для придания большей нарядности в вышивку вводили золотую и серебряную нитки (рис. 87).

После участия вышивальщиц Подолья в I Всероссийской выставке в Петербурге (1902 г.) клембовская вышивка вышла на международный рынок сбыта: её продавали в Великой Британии, Германии, Дании.

Михаил Коцюбинский рассказывал, как в Клембовке появляются настоящие вишивальницы-специалистки, которые только и живут вышиванием, они не идут в жатву жать хлеб, а сидят дома над шитьём, чтобы подготовить вышивки к продаже на ярмарке».

Рис. 87. Вышитая Клембовская сорочка

Своеобразной красотой выделяются вышивки Приднестровья, в частности Борщёвского и Залещицкого районов. Узоры здесь выполняются чёрной шерстью и различными техниками шитья: «поверхницей», «ручной строчкой», «крестиком», «кудрявым швом». Эти швы создают контрастное противопоставление белого поля рубашки и густой насыщенной массы орнамента. Особенно интересны рубашки, рукава которых украшены косыми полосами из мотивов орнамента, состоящего со «звёздочек» (рис. 88).

Рис. 88. Вышитая борщёвская сорочка

В прошлом в Карпатах и в Прикарпатье почти каждое село отличалось от другого своеобразием вышивки, богатством композиции и неповторимостью цветов. Эта традиция сохранилась и сегодня. В вышивке Львовщины используют разнообразные узоры. Некоторые из них распространены по всей области и связаны с местными особенностями и традициями. Например, в южных районах Львовщины геометрический орнамент вышивок сочетают с белым фоном, который придаёт узорам лёгкость и прозрачность. Особенностью вышивок является необычайное цветовое разнообразие (рис. 89).

Для Гуцульских вышивок характерен геометрический или геометризованный растительный или животный орнамент. Очень много было орнаментов, вышитых низинкой (низь простая или замковая), и для того, чтобы их различать, им давали интересные символические названия: «саморожки в восемь рожек», орнамент «трефовый» (рис. 90) и др.

Вышивки этих районов отличаются богатством цветовых сочетаний, в основном красного (который доминирует) и чёрного с жёлтым и зелёным (рис. 91).

Рис. 89. Вышивки Львовщины

Рис. 90. Орнамент «трефовый», вышитый техникой «низинка» (Гуцульщина)

Рис. 91. Вышивки Гуцульщины

Вышивку Закарпатья (рис. 92) выделяет мотив «кривулька», а также техники «заволакивание» и «крестик». Кроме того, здесь часто используют вырезание и вышивание бисером, золотом, серебром.

Рис. 92. Коллекция узоров Закарпатья

Цветистая, с обилием цветов, вышивка Буковины (Черновицкая область) (рис. 93) контрастирует с тонкой изысканной белой вышивкой Покутья (Ивано-Франковская область) (рис. 94).

Рис. 93. Вышивки Буковины

Рис. 94. Белые геометрические узоры Покутья, выполненные техникой «долбанка»

На Юге Украины сорочки украшают вышивкой, которая сочетает орнаментальные мотивы и вышивальные техники различных местностей. Это объясняется тем, что здесь живут представители многих национальностей и народностей (рис. 95).

Рис. 95. Вышивки южной части Украины

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Анализ особенностей традиционной вышивки своего этнографического региона

Материалы: иллюстрации и образцы с вышивками разных регионов Украины, иллюстрации и образцы с вышивками своего этнографического региона.

Последовательность выполнения работы

  • 1. Рассмотреть иллюстрации и образцы с вышивками.
  • 2. Сравнить колористику образцов.
  • 3. Проанализировать орнаменты, изображённые на образцах.
  • 4. Определить образцы, которые относятся к твоему этнографическому региону.
  • 5. Сделать вывод, по каким признакам выбирались образцы, и заполнить таблицу по такому образцу:

Признаки региональных особенностей вышивки

Сочетание цвета в образцах

Виды орнаментов

  • 1. Какие изделия в Украине традиционно украшали вышивкой?
  • 2. Почему вышивку относят к разновидностям декоративно-прикладного искусства?
  • 3. Каково назначение вышитых рушников?
  • 4. Почему «кудрявый шов Гуцульщины» имеет именно такое название (см. рис. 73 д)?

1. Рассмотрите примеры вышитых изделий на рисунке 96. Определите принадлежность этих вышивок к соответствующим регионам. Одна ученица подбирает вышивки, характерные для: а — Полтавщины; б — Тернопильщины; в — Львовщины; г — Покутья; д — Киевщины; другая ученица для: е — Гуцульщины, ё — Волыни, ж — Черниговщины, з — Подолья, и — Буковины.

Рис. 96. Примеры вышитых изделий и узоров

2. Назовите особенности, по которым выбирали вышитые изделия илиузоры.

  • 1. С помощью взрослых выбери изделия, принадлежащие к декоративно-прикладному искусству.
  • 2. Запиши в тетрадь названия этих изделий.
  • 3. Обсуди с родителями, есть ли отличие между группами изделий. Ответ обоснуй.