Трудовое обучение (для девочек). 6 класс. Ходзицкая

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

§ 13. Вышивальный шов «гладь»

  • 1. Виды глади и гладьевых швов.
  • 2. Особенности использования шва «качалочки» и его графическое изображение.
  • 3. Требования к выполнению шва «качалочки».
  • 4. Последовательность выполнения шва «качалочки».
  • 5. Последовательность вышивания простого узора швом «качалочки».
  • 6. Особенности использования и графическое изображение вышивальных швов «прямая гладь» и «косая гладь».
  • 6. Требования к выполнению прямой и косой глади.
  • 7. Последовательность выполнения швов «прямая гладь» и косая гладь».

Виды глади и гладьевых швов

Гладь — это техника вышивания прямыми и наклонными стежками, которые полностью (рис. 174 а) или частично (рис. 174 б) заполняют плоскость узора.

Рис. 174. Вышивка гладью

Техникой «гладь» вышивают много швов. К ним относятся и уже известные швы, изученные в 5 классе: «вперёд иголкой», «строчка», «стебельчатый», «тамбурный» («цепочка») (рис. 175), и специальные — «прямая и косая гладь» (рис. 176), «художественная гладь» (рис. 177), «белая гладь» (рис. 178), «полтавская гладь» (рис. 179) и многие другие.

Существует несколько видов глади: односторонняя (рис. 180), двусторонняя (рис. 181), без настила (рис. 182) и с настилом (рис. 183), прорезная (рис. 184), одноцветная (рис. 185 а) и многоцветная (рис. 185 б) и др.

Рис. 175. Гладь, выполненная тамбурным швом

Рис. 176. Счётная прямая гладь

Рис. 177. Художественная гладь

Рис. 178. Белая гладь

Рис. 179. Полтавская гладь

Рис. 180. Односторонняя гладь

Рис. 181. Двусторонняя гладь

Рис. 182. Гладь, выполненная без пастила

Рис. 183. Гладь, выполненная с настилом

Рис. 184. Прорезная гладь

Рис. 185. Одноцветная (а) и многоцветная (б) вышивка гладью

Различают также точную, или счётную гладь, которая выполняется подсчитыванием нитей ткани (рис. 186), и свободную, при выполнении которой стежки прокладывают по контуру рисунка, нанесённого на ткань (рис. 187). Счётной гладью выполняют в основном геометрические орнаменты, а свободной — растительные и животные.

Рис. 186. Вышивки, выполненные счётными видами глади

Рис. 187. Вышивки, выполненные свободными видами глади

К счётной глади относятся такие швы: «качалочки», «прямая и косая гладь». Вышивать гладью можно на любой ткани, нитки лучше брать мягкие — мулине, ирис, шёлк.

Особенности использования шва «качалочки» и его графическое изображение

Шов «качалочки» (рис. 188) одна из самых древних техник вышивания, особенно распространена на Подолье. Для неё характерно выполнение параллельных стежков с переходом друг от друга на одну нить. Это двусторонняя техника, имеет одинаковый вид с лицевой и изнаночной сторон. Поэтому техникой «качалочки» вышивают рушники, и она входит в техники, объединённые общим названием «рушниковые швы» (рис. 189). Кроме рушников, эту технику широко применяют для вышивания скатертей, салфеток, платков, декорирования диванных подушек, сумок (рис. 190) и др. При этом используют растительно- или антропоморфно-геометризованный орнамент.

Рис. 188. Образцы вышивок, выполненные швом «качалочки»

Рис. 189. Использование шва «качалочки» в комплексе «рушниковые швы»

Рис. 190. Изделия, вышитые швом «качалочки»

Шов «качалочки» имеет гладкий вид, потому что каждый стежок ложится плотно и параллельно предыдущим и охватывает одинаковое количество нитей. Размеры стежков зависят от характера узора, толщины ниток и ткани. Из разноцветных качалочек создают сложные композиции. На Подолье этот шов вышивают шерстяными нитками ярких цветов (рис. 191). Распространённый вариант выполнения, при котором контур узора сначала обшивают чёрными нитками швом «вышивка росписью», после чего заполняют «качалочками» (рис. 192). Иногда «качалочки» вышивают нитками в цвет основной ткани (рис. 193) или, предпочитая один-два цвета (рис. 194).

Рис. 191. Многоцветные композиции, выполненные техникой «качалочки» на рушниках Подолья

Рис. 192. Узор, обшитый «вышивкой росписью»

Рис. 193. Вышивка швом «качалочки» льняными нитками на льняной ткани

Рис. 194. Двухцветная вышивка швом «качалочки»

Графически шов можно изобразить так, как показано на рисунке 195.

Рис. 195. Графическое изображение шва «качалочки»

Требования к выполнению шва «качалочки»

  • 1. Для вышивания шва «качалочки» выбирают ткань полотняного переплетения с простой и чёткой структурой. Нитки подбирают в соответствии с плотностью ткани таким образом, чтобы после настилки стежков «качалочки» между ними не было видно просветов.
  • 2. В начале и в конце вышивания необходимо аккуратно спрятать концы ниток.
  • 3. Все стежки вышивать параллельно друг другу.
  • 4. Каждый следующий стежок выполнять через одну нить ткани так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.
  • 5. Шов «качалочки» требует внимательного выполнения, чтобы вышивка была безупречной с обеих сторон ткани.
  • 6. Шов «качалочки» можно выполнять слева направо или справа налево.
  • 7. Стежки традиционно вышивают в вертикальном направлении — снизу вверх или сверху вниз (рис. 196). Иногда ткань поворачивают под углом 90° и продолжают выполнение стежков в горизонтальном направлении (см. рис. 196).
  • 8. Длину стежков подбирают в соответствии с узором, орнаментом, плотностью и толщиной ткани (рис. 197). Самые короткие стежки могут быть на 2 нити.

Рис. 196. Узоры, вышитые вертикальными и горизонтальными «качалочками»

Рис. 197. Пример вышивки «качалочками» с разной длиной стежков

  • 9. Для перехода от одного вышитого ряда к другому необходимо вывести иглу с рабочей ниткой на изнаночную сторону, провести её под проложенным настилом стежков и выколоть в том месте, с которого начинается вышивание следующего элемента узора.
  • 10. Работу выполнять аккуратно, чтобы не было узелков с обеих сторон вышивки.

Последовательность выполнения шва «качалочки»

  • 1. Нитку закрепить без узелка петлёй или проложить предварительно несколько мелких стежков в направлении дальнейшего вышивания.
  • 2. Выполнить первый стежок (рис. 198 а). При этом необходимо помнить, что все стежки выполняются вертикально вдоль нитей основы. Выкалывая иглу в т. 1, вколоть её через три нити утка в конце первого стежка в т. 2 и выколоть через одну нить основы влево от т. 1 в т. 3: 1-2-3.
  • 3. На трех нитях утка выполнить три отдельных вертикальных стежка. Для этого, выкалывая иглу в т. 3, вколоть её в т. 4, а выколоть со смещением на одну нить основы в т. 5 (рис. 198 б): 3-4-5 и т.д.

Рис. 198. Последовательность выполнения шва

Последовательность вышивания простого узора швом «качалочки»

  • 1. Сначала вышить первый ряд швом «качалочки» (рис. 198). После третьего стежка перевести иглу вертикально вниз и выколоть через три нити утка в т. 7 (рис. 199 б): 5-6-7.
  • 2. Выполнить шесть стежков второго ряда узора, двигаясь слева направо на трёх нитях утка (рис. 199 а, б), в соответствии с цифровой последовательностью, в которой, как и ранее, первая цифра соответствует выкалыванию иглы, вторая — вкалыванию ее в ткань, а третья снова выкалыванию: 7-8-9, 9-10-11, 11-12-13, 13-14-15, 15-16-17.
  • 3. Выполняя шестой стежок, иглу выколоть в т. 17, вколоть в т. 18. Далее необходимо провести иглу под настилом стежков с изнаночной стороны ткани и выколоть в т. 19. Провести иглу под настилом стежков можно и по лицевой стороне, выкалывая её предварительно посередине между 17 и 18 проколами (рис. 199 б).
  • 4. Далее выполнить ещё три стежка второго ряда — продолжение с противоположного края (рис. 199 в): 19-20-21, 21-22-23, 23-24-25. Точка 25 совпадает с т. 23.

По схеме так же выполнить все ряды «качалочки» (рис. 199 г). Для окончания работы рабочую нитку провести под рядом проложенных стежков на изнаночной стороне ткани и обрезать.

Рис. 199. Последовательность вышивания узора швом «качалочки»

Особенности использования и графическое изображение швов «прямая гладь» и «косая гладь»

Эти техники вышивания встречаются во всех регионах Украины. Вышитые ими изделия различаются только спецификой цветовых решений и построением композиции. В Украине прямую и косую счётную гладь называют «лиштва», потому что ею в своё время вышивали преимущественно подолы (нижнюю часть) женских рубашек в виде нашивок. Существует другая версия происхождения названия. Когда-то в древности вышивали узоры нитками, которые оставались от тканого полотна, т.е. остатками (укр. «лишками»). И в наше время счётную гладь часто выполняют белыми и серыми нитками — нитками цвета полотна (рис. 200). Под углом меняется оттенок цвета и кажется, что вышивали разными оттенками одного цвета, даже когда этот цвет просто белый. Следует помнить, что шов «счётная гладь» — это не отдельный ряд стежков, а узор, состоящий из этих гладьевых стежков.

Рис. 200. Примеры вышивок нитками белого цвета на белом полотне прямой и косой гладью

Распространено выполнение счётной глади и красными нитками с добавлением чёрного (рис. 201). Редко эти техники выполняются как самостоятельные — их очень часто сочетают с другими техниками: «вырезывание», «выкалывание», «зерновой вывод», «крестик» и др. (рис. 202).

Рис. 201. Использование красного и чёрного цвета при вышивании счётной гладью

Рис. 202. Сочетание в узорах Полтавщины прямой и косой глади с техникой «вырезывания»

Техники «прямая гладь» и «косая гладь» получили свое название в связи с направлением прокладывания стежков.

Прямая гладь (рис. 203).

При этой технике вышивания стежки укладывают вдоль нитей ткани по вертикали или горизонтали, т.е. параллельно нитям основы или утка. Этот шов используют при вышивании сорочек и рушников.

Рис. 203. Образцы швов, выполненные швом «прямая гладь»

Косая гладь (рис. 204) отличается от прямой тем, что стежки во время вышивания прокладывают под углом 45° к нитям основы или утка. Косая гладь издавна была распространена на Киевщине, где её выполняли нитками красного цвета с добавлением чёрного.

Рис. 204. Образцы косой глади на вышивках Киевщины

Чаще всего эти техники вышивают двусторонними: с одинаковым видом лицевой и изнаночной сторон (рис. 205).

Рис. 205. Лицевая (а) и изнаночная (б) стороны шва «прямая гладь»

Прямая и косая гладь, как и «качалочки», стали важной частью рушниковых швов. Изменяя длину стежков или их размещения, получают оригинальные варианты наполнения элементов рушников (рис. 206).

Рис. 206. Варианты образцов прямой глади

Графически прямую и косую гладь можно изобразить так, как показано на рисунках 207 а, б и в.

Рис. 207. Варианты графического изображения прямой (а, б) и косой (в) глади

Требования к выполнению прямой и косой глади

  • 1. Прямая и косая гладь выполняется на тканях полотняного переплетения.
  • 2. В прямой глади стежки прокладываются параллельно нитям основы и утка, а в косой глади — наискось по отношению к нитям основы и утка.
  • 3. Работу необходимо выполнять так, чтобы не было закрепок и узелков с обеих сторон вышивки.
  • 4. Концы ниток в начале и в конце вышивания аккуратно маскировать под настилом стежков.
  • 5. Чтобы вышивка была идеальной с обеих сторон ткани, техники прямой и косой глади нужно внимательного выполнять.
  • 6. Каждый следующий стежок выполнять через одну нить ткани таким образом, чтобы они плотно прилегали друг к другу.
  • 7. Перетяжки от одного элемента вышивки к другому тщательно маскировать под настилом проложенных стежков, а если это невозможно, то вышивать каждый элемент отдельно.

Последовательность выполнения швов «прямая гладь» и косая гладь»

Последовательность выполнения шва «прямая гладь»

  • 1. Нитку закрепить петлёй (рис. 208 а) или предварительно проложить несколько мелких стежков в направлении дальнейшего вышивания.
  • 2. Выполнить первый стежок, выкалывая иглу в т. 1, вколоть её в т. 2 и выколоть в т. 3 через одну нить основы влево (рис. 208 б).
  • 3. На трёх нитях утка выполнить три одинаковых вертикальных стежка (рис. 208 в). В соответствии с цифровой последовательностью, в которой первая цифра соответствует выкалыванию иглы, вторая — вкалыванию её в ткань, а третья снова выкалыванию, вышивание стежков можно записать цифрами: 1-2-3, 3-4-5, 5-6-7.
  • 4. Далее выполнить три одинаковых стежка на пяти нитях в цифровой последовательности (рис. 208 г): 7-8-9, 9-10-11 и так далее по узору (рис. 208 д).

Рис. 208. Последовательность вышивания швом «прямая гладь»

Графическая последовательность вышивания элементов узора прямой гладью и вышитые элементы узора представлены на рисунках 209, 210:

Рис. 209. Графическое изображение последовательности вышивания прямой счетной гладью лепестка (а, б, в), цветка (г) и листочка (д)

Рис. 210. Элементы узора, вышитые прямой гладью

Последовательность выполнения шва «косая гладь»

  • 1. Нитку закрепить петлёй или проложить предварительно несколько мелких стежков в направлении дальнейшего вышивания.
  • 2. Выколоть иглу в т. 1 (рис. 211 а, I вариант). На двух нитях ткани под углом 45 ° к нитям основы и утка выполнить первый стежок, вкалывая иглу в т. 2, выколоть её в т. 3, которая будет началом нового стежка: 1—2—3.
  • 3. Далее вышить ряд параллельных стежков, вкалывая и выкалывая иглу всё время на одну нить утка выше (или ниже) предыдущего стежка (рис. 211 б): 3-4-5, 5-6-7, 7-8-9, 9-10-11.
  • 4. Вышивая последний стежок ряда, выколоть иглу в т. 11, вколоть её в т. 12 и вновь выколоть в т. 13, которая может совпадать с т. 11 (рис. 211 в), а может быть левее на расстоянии одной-двух нитей основы от т. 11: 11-12-13.
  • 5. Следуя цифровой последовательности, дальнейшее вышивание стежков можно записать цифрами: 13-14-15, 15-16-17, 17-18-19 и т.д.
  • 6. В такой последовательности выполнять все элементы узора (рис. 211 г).

Можно применить другой вариант вышивания, представленный на рисунке 211 (см. с.142).

I вариант

Мал. 211. Последовательность вышивания швом «косая гладь» (начало)

II вариант

Рис. 211. Последовательность вышивания швом «косая гладь»

Пример элементов узора, вышитых косой гладью, показан на рисунке 212.

Рис. 212. Элементы узора, вышитые косой гладью

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Вышивание швом «качалочки»

Инструменты и материалы: ткань для вышивания, образцы схем для вышивания швом «качалочки», нитки для вышивания, иглы, напёрсток, ножницы, пяльцы, колышек для распарывания.

Последовательность выполнения работы

  • 1. Подготовить ткань с чётким полотняным переплетением, иглы, пяльцы, напёрсток, подобрать нитки.
  • 2. Внимательно рассмотреть предложенный образец орнамента для вышивания швом «качалочки» (например, рис. 213), чтобы определить, в каком направлении его вышивать.
  • 3. Определиться в выборе места расположения узора на ткани.
  • 4. Начать вышивать швом «качалочки» от края по направлению к середине, а затем к другому краю, соблюдая правила и требования к выполнению этого шва.

Рис. 213. Схемы для вышивания швом «качалочки»

  • 5. Работу выполнять с соблюдением правил безопасного труда.

Швы «прямая гладь» и «косая гладь», «художественная гладь», «белая гладь», «полтавская гладь», настил «качалочки».

  • 1. Какие существуют виды глади и техники их выполнения?
  • 2. В чем заключается основное различие между счётными и свободными видами глади?
  • 3. Определи, какие вышивки, изображенные на рисунке 214, относят к счётным видам глади, а какие — к свободным?

Рис. 214. Образцы счётных и свободных видов глади

  • 4. Какие из изображенных на рисунке 215 вышивок принадлежат к технике: «качалочки», «прямая гладь», «косая гладь»?

Рис. 215. Образцы счётной глади: «качалочки», «прямая гладь», «косая гладь»

1. Рассмотрите символ восьмилепестковой звезды (рис. 216). Перенесите этот символ на бумагу в клеточку и разработайте схемы для вышивания с помощью разных техник: одна ученица разрабатывает схему для вышивания швом «качалочки» (при этом контур звезды можно менять), а вторая — швом «прямая гладь». Схемы зарисуйте карандашом.

Рис. 216. Контуры узора «восьмилепестковая звезда» для разработки схем вышивания техниками счётной глади

2. Подумайте, сравните и определите, в каком варианте для вышивки будет использоваться меньшее количество ниток. Ответ обоснуйте.

  • 1. Рассмотри со взрослыми изображения на рисунках 217 и 218. Обсудите, в чем состоит различие между швами «качалочки» и «прямая гладь».

Рис. 217. Вышивки, выполненные швом «качалочки»

Рис. 218. Вышивки, выполненные швом «счётная гладь»

  • 2. Рассмотри со взрослыми рисунок 219 и вместе определите:

- Что символизируют эти изображения?

- Какими техниками счётной глади их лучше вышить?

- Какие из уже изученных швов можно ещё использовать?

- На каких изделиях можно разместить эти узоры?

- Встречались ли вам подобные изображения на вышитых вещах, которые, возможно, есть в ваших семьях?

- Какой из этих узоров, по-вашему мнению, создан раньше?

Рис. 219. Узоры для вышивки