Учебник по Всемирной истории. 9 класс. Гисем - Новая программа
Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.
Практическое занятие
Британское господство в Индии. Народы Африки под властью европейских колонизаторов
1. Что привлекало европейцев в странах Востока? 2. Когда началось проникновение европейцев в Индию? 3 Какая европейская страна к концу XVIII в. установила свое господство над Индией?
Цель: на основе анализа приведенного текста определить, в чем заключались особенности британского господства в Индии и как происходила колонизация Африки; путем дискуссии сформировать представление о влиянии колониализма на развитие Индии и Африки.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. Подготовить сообщения на темы: «Восстание сипаев», «Зарождение Индийского национального конгресса (ИНК)», «Колонизация Африки».
2. Подготовить эссе на темы: «Миссия колониализма в становлении единства мира», «Приносила ли колонизация цивилизацию порабощенным народам?».
Ход работы
1. Объединитесь в небольшие группы по тематике подготовленных сообщений и эссе и обсудите результаты, которых вы достигли в ходе работы над ними.
2. Поделитесь с одноклассниками своими выводами после работы в группах.
3. Представьте одноклассникам лучшие из подготовленных к уроку сообщений и эссе.
4. Ознакомьтесь с предложенным материалом и выполните задания.
5. Сформулируйте выводы в соответствии с целью занятия.
1. Индия — жемчужина Британской короны. Индия с древних времен привлекала внимание купцов, европейских монархов и всяких авантюристов. Португальцы, испанцы, англичане, французы стремились закрепиться на полуострове Индостан. Наиболее успешной была английская Ост-Индская компания, которая стала выполнять функции верховной власти на полуострове. Она установила систему налогового грабежа, эксплуатации крестьян, местных землевладельцев, князей.
В XVIII в. основным товаром индийского экспорта были высококачественные хлопчатобумажные ткани, которые изготовляли вручную миллионы индийских ткачей. Однако промышленная революция сделала производство таких тканей в Европе более дешевым, чем в Индии, и стало выгодно привозить их из Англии. Утратив рынок сбыта, индийские ткачи оказались на грани выживания. Недовольство английским господством нарастало. Распространялись слухи, что всех индийцев хотят обратить в христианство.
2. Восстание сипаев. Откровенно грабительская политика англичан вызывала недовольство индийцев, которое со временем переросло в мощное восстание. Поводом к нему стали полученные индийской (сипайской) армией новые заряды для ружей. Каждый из них был обернут в бумагу, пропитанную свиным или говяжьим жиром. Прежде чем зарядить ружье, солдат должен был сорвать зубами эту бумагу. При этом не следует забывать, что у мусульман запрещено употребление свинины, а индусы считали корову священным животным.
Из свидетельства английского полковника К. Янга о причинах восстания сипаев
Отказ от новых патронов был простым предлогом к восстанию, которое уже было задумано раньше и к которому готовились и индусы, и мусульмане. Подлинной причиной недовольства были плохое управление и неразборчивая политика аннексий, осуществляемая генерал-губернатором Дальхузи.... Нет сомнения в том, что низложение короля и аннексия территории Ауд вызвали недовольство в той области, откуда было большинство наших сипаев и где жили их семьи.
На какие причины восстания сипаев указывает полковник К. Янг?
Сипаи — высокооплачиваемые наемные колониальные войска в Индии. Составляли значительную часть британской колониальной армии. Участвовали в войнах против Афганистана и подавлении народных восстаний против колонизаторов. Их набирали из высших каст Индии, однако офицерами в сипайской армии могли быть только англичане.
Восстание началось 10 мая 1857 г. недалеко от города Дели. Восставшие убили офицеров-англичан, захватили власть в городе и объявили о возрождении власти Великих Моголов во главе с Бахадур Шахом II. Чтобы подавить восстание, правительство Англии действовало быстро и решительно.
В 1858 г. была ликвидирована Ост-Индская компания. Индия перешла под власть Британской короны. Генерал-губернатора Индии стали называть вице-королем. Управление колониями осуществлял Совет министров. В 1876 г. королева Виктория стала императрицей Индии. Было объявлено о прощении тех восставших, которые не участвовали в убийствах англичан. Также Англия пообещала, что будет учитывать права местных правителей. Сипаям было разрешено занимать офицерские должности.
Обещания англичан внесли разлад в ряды восставших. Кроме того, сипаи допустили много ошибок. По прибытии подкреплений из Англии началось наступление на район восстания. Города Дели и Лакхнау были взяты штурмом. Однако восстание продолжалось, мятежники перешли к партизанским формам борьбы. В этой войне прославилась княжна Лакшми Баи из Джханси, которая со своим отрядом не давала покоя британским колонизаторам. В 1859 г. были подавлены последние очаги восстания.
3. Экономическое развитие Индии. После восстания сипаев политика Англии в Индии существенно изменилась. Произошла смена колониальной администрации. Были открыты три университета для воспитания в европейском духе новой индийской элиты. Также английская власть приняла закон, согласно которому крестьянин-арендатор мог стать собственником земли при условии, если в суде он сможет доказать, что именно этот надел он постоянно арендовал не менее 13 лет. Этот закон хотя и не изменил сложной и запутанной системы аграрных отношений, но заложил основы имущественных отношений по образцу европейских.
Памятник княжне Лакшми Баи в городе Солапур (Индия). XX в.
Казнь сипаев при помощи «дьявольского ветра». 1884. Художник Василий Верещагин
Индийское общество делилось по религиозным, кастовым и национально-языковым признакам, которые колонизаторы использовали в собственных целях. Так, англо-индийская армия на 1/3 состояла из мусульманских полков, на 1/3 — из сикхов и на 1/3 — из индусов, враждовавших между собой. Это позволяло в случае восстания одной из групп привлекать к его подавлению две трети вооруженных сил. К концу XIX в., несмотря на усилия англичан, в Индии сохранялась кастовая система.
Во второй половине XIX — начале XX в. экономическое значение Индии для Англии быстро росло. Индия стала местом выгодного вложения капитала. Здесь строили железные дороги (в начале XX в. — 30 тыс. км), перерабатывающие предприятия (чай, кофе, джут, хлопок и др.). В конце XIX в. начали формироваться национальная промышленность и национальный предпринимательский капитал. К 1911 г. в Индии насчитывалось 200 текстильных предприятий, принадлежавших национальному капиталу.
Несмотря на определенные успехи, промышленное производство было развито слабо. Рабочие составляли лишь 1% населения, а местная буржуазия в основном была связана с иностранным капиталом.
Аграрное производство в Индии постепенно переориентировалось на обеспечение английской промышленности сырьем. За первое десятилетие XX в. число занятых в сельском хозяйстве выросло с 66 до 72%. Это произошло из-за оттока населения из городов, где было разрушено традиционное устройство (разорение ремесленников), а новая промышленность не смогла обеспечить работой всех желающих.
4. Национально-освободительная борьба. Быстрое разрушение традиционной жизни Индии по-разному воспринимали в индийском обществе. Противники английских порядков предлагали вернуться к принципам жизни древних ариев. Часть мусульман выступала за восстановление традиций раннего ислама. Однако большинство просвещенных индийцев стремились объединить западные идеи свободы, равенства, гуманизма и рационализма с индуизмом и исламом.
Становление индийской национальной буржуазии способствовало развитию мощного освободительного движения. В 70—80-е гг. XIX в. в среде индийской интеллигенции распространялись патриотические настроения. Она стала объединяться в культурно-образовательные организации. Их участники призывали вернуться к древним верованиям («Назад к ведам»), отрицали кастовое разделение индийского общества, провозглашали равенство людей и народов, ставили целью возрождение индийской культуры. Одновременно выдвигались требования создать европейскую систему образования, провести социальные реформы, ускорить развитие индийской промышленности. В 1885 г. был образован Индийский национальный конгресс (ИНК). Его первый учредительный съезд стал символом единства Индии; делегаты представляли разные народы Индии, поэтому общались на английском языке.
Англичане спокойно восприняли это событие, но вскоре ситуация изменилась. Позиции лидера в ИНК занимало либеральное умеренное крыло, определившее своей целью защиту национальной промышленности, снижение налогов, создание системы банковского кредита, расширение самоуправления и избирательного представительства.
Радикальное крыло в ИНК возглавлял Балгангадхар Тилак (1856—1920), происходивший из семьи брахмана. Он выступал за полную ликвидацию английского колониального господства, но мирным путем; был активным противником социальных реформ, призывал вернуться к национальным истокам — индуизму. Одним из средств борьбы он считал бойкот английских товаров. Б. Тилак строго придерживался кастовых законов, организовывал религиозные праздники. За свою деятельность в 1897 г. англичане осудили его на каторжные работы, но протесты мировой и индийской общественности заставили колонизаторов освободить Б. Тилака.
Начало XX в. ознаменовалось подъемом национально-освободительного движения. Этому способствовал ряд факторов: организационное оформление движения как самостоятельной силы; укрепление национального капитала; усилившиеся выступления крестьян против колониальных порядков; политика колонизаторов, в частности вице-короля Дж. Керзона.
Балгангадхар Тилак
Он принял ряд законов, а именно: распустил выборный муниципалитет в Калькутте; вдвое увеличил плату за обучение в высших учебных заведениях; принял закон о разделе Бенгалии на две административные единицы. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения народа и всколыхнувшей индийское общество.
Главными центрами массовых движений стали Бенгалия, Пенджаб и Бомбей. По предложению ИНК 16 октября 1905 г. в Бенгалии был объявлен национальный траур, который поддержала вся страна (фактически — общенациональная забастовка) в знак протеста против ее раздела. Началось движение «свадеши» — бойкот английских товаров.
В условиях общенационального подъема ИНК выдвинул лозунг «свараджа» — предоставление Индии самоуправления в пределах Британской империи (как Канаде и Австралии). В 1907 г. движение «свадеши» начало перерастать в движение «сварадж». Ключевым событием национально-освободительного движения стала политическая забастовка в Бомбее в июле 1908 г. Для подавления массовых выступлений населения колониальные власти прибегли к репрессиям. Еще в 1907 г. был принят закон о мятежниках, запрещавший митинги и демонстрации, а в 1908 г. — закон, согласно которому закрытию подлежали газеты, «подстрекавшие к забастовке». На основании этого закона арестовали и Б. Тилака, в отношении которого был организован политический процесс. За этими событиями пристально следила вся страна.
Предвзятость судей и английских присяжных вызвали негодование индийцев. В Бомбее началась всеобщая политическая забастовка: прекратили работу предприятия, магазины, учебные заведения. Демонстрации и митинги перерастали в стычки с полицией. Колониальные власти решили пойти на уступки: увеличилось число выборных лиц в советы при вице-короле, в законодательных собраниях провинций было создано избирательное большинство. Вместе с тем колонизаторы стремились внести религиозный и национальный разлад в индийское общество. Так, выборы проводились по куриям, сформированным по религиозным и национальным признакам. В 1911 г. вице-король отменил закон о разделе Бенгалии и перенес свою столицу из Калькутты в Дели.
Подъем национально-освободительного движения вынес на повестку дня вопрос о создании его программы. В городе Лакхнау в 1916 г. состоялись съезды двух крупнейших национальных политических организаций (ИНК и Мусульманской лиги), на которых была озвучена программа требований национально-освободительного движения: немедленное предоставление Индии широкого самоуправления; назначение индийцев на офицерские должности в армии; расширение таможенной автономии; установление контроля Индии над финансами.
В годы Первой мировой войны в индийском национально-освободительном движении заметной фигурой стал Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948). Люди называли его Махатмой («великая душа»). Он приехал в Индию из Южной Африки, где получил опыт в организации специфической формы национально-освободительной борьбы — «ненасильственного сопротивления» власти. Эта форма борьбы — «сатьяграха» («упорство в истине») — была отработана М. Ганди в Южной Африке в ходе борьбы против расовой дискриминации индийских иммигрантов.
Махатма Ганди
Основой для учения М. Ганди стали теория ненасилия Л. Толстого, идеи мирных массовых действий. Мыслитель был противником насилия и вооруженной борьбы. Он понимал, что Индии с ее кастовым, языковым, национальным, религиозным многообразием стоит избегать крайностей. Теория «ненасильственного сопротивления» и опыт ее применения в дальнейшем стали популярными во всем мире.
Национально-освободительное движение в Индии в начале XX в. не достигло своей цели. Для успеха борьбы еще не сформировалась социальная сила, способная повести за собой все индийское общество, не была обеспечена достаточная поддержка со стороны населения.
Вопросы и задания
1. Определите результаты английского господства в Индии к середине XIX в. 2. Кто такие сипаи? Когда произошло восстание сипаев в Индии? 3. Какие реформы осуществили англичане в Индии после подавления восстания сипаев? 4. Какая организация в конце XIX в. возглавила национально-освободительное движение в Индии? Когда она была создана? 5. Определите основные признаки экономического развития Индии во второй половине XIX в. Почему в этот период в стране росла численность сельского населения? 6. Охарактеризуйте национально-освободительное движение в Индии в конце XIX — начале XX в. 7. Можно ли утверждать, что английское господство способствовало развитию Индии?
5. Народы Африки под властью европейских колонизаторов. До установления европейского господства Африка состояла из двух историкогеографических регионов. Первый, расположенный к северу от пустыни Сахара до Красного моря, входил в зону распространения цивилизаций Средиземноморья — древнеегипетской, финикийской, греко-римской. После арабских завоеваний здесь закрепился ислам, а после распада халифата образовалось несколько арабских государств. Со временем эти государства, за исключением Марокко, вошли в состав Османской империи.
В Эфиопии сохранилось христианство, и в середине XIX в. здесь образовалось государство во главе с императором (негусом). В целом этот регион с древними традициями государственности, относительно развитым хозяйством был одним из центров христианской и исламской культуры.
Установление европейского господства в Африке происходило по-разному. Попытки европейцев закрепиться в Северной Африке начались в конце XVIII в. Первым очевидным достижением стало завоевание в 1830 г. Францией Алжира. В начале XX в. вся территория Северной Африки была разделена между европейскими государствами. Египет и Судан принадлежали Англии, Ливия — Италии, Алжир, Тунис и Марокко — Франции. Также часть Марокко удерживала Испания. Борьба за Марокко привела к двум острым международным кризисам (1905—1906, 1911 гг.), которые могли перерасти в мировую войну.
Проникновение в Тропическую и Южную Африку происходило медленнее, хотя оно началось еще в XV—XVI вв. Тогда европейские государства стремились установить контроль над работорговлей.
К 1807 г., когда англичане запретили работорговлю и стали чинить ей всяческие препятствия, из Африки уже было вывезено 12 млн рабов. Первый опыт колонизации доказал, что в Африке можно развивать плантационное хозяйство, но продвижение в глубь региона сдерживали плохие дороги и наличие очагов тяжелых заболеваний, от которых европейцы не знали лекарств. Однако в конце XIX в. ситуация в корне изменилась. Европейские государства начали активно захватывать и делить между собой Африканский континент. В начале XX в. на территории Африки осталось лишь два независимых государства: Эфиопия, отвоевавшая свою независимость в борьбе с Италией, и Либерия, основанная в XIX в. чернокожим населением США.
Крупнейшие колониальные владения принадлежали Англии (30%) и Франции (34%). Также колонии в Африке имели Германия (Того, Камерун, Танганьика, Намибия), Португалия (Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау), Испания (Западная Сахара, Экваториальная Гвинея), Бельгия (Конго), Италия (Ливия, Сомали, Эритрея).
Поскольку раздел Тропической и Южной Африки происходил при отсутствии относительно стабильных государственных образований на континенте, европейские государства осуществляли его произвольно. Границы колоний не совпадали ни с этническими, ни с географическими границами, что привело к разъединению многих народов.
Различия в направленности колонизации обусловили и неодинаковый характер освободительного движения народов Африки. В Северной Африке оно происходило в форме восстановления независимости ранее существовавших здесь государств. В XX в. эти требования, как правило, объединялись с программами модернизации государств по европейскому образцу. Так, масштабные восстания произошли в Алжире (1871 — 1872 гг.), Тунисе, Египте (1881 г.), Судане (было создано Махдистское государство, просуществовавшее до 1898 г.).
В Центральной и Южной Африке сопротивление колонизаторам носило характер возникающих время от времени вооруженных выступлений под руководством местных вождей. Однако европейцы явно превосходили их в вооружении, поэтому подобные восстания колонизаторам ничем не угрожали.
Нападение англичан на позиции буров. Начало XX в.
Развитие Южной Африки существенно отличалось от развития других регионов. На крайнем юге континента в XVII в. голландцы основали Капскую колонию, где занимались возделыванием земли. Они называли себя бурами (от нидерл. — фермер, крестьянин) и по вероисповеданию были очень набожными кальвинистами. Буры считали, что рабство не противоречит христианской морали.
В XIX в. Капскую колонию захватили англичане. Они отменили рабство и попытались ввести самоуправление на основе расового равенства. Тогда часть буров решила переселиться на восток и северо-восток, где они основали государства Наталь, Оранжевую республику и Трансвааль. На этих территориях были найдены значительные залежи золота, алмазов и других ценных ресурсов. Англичане, стремясь овладеть этими богатствами, начали войну с бурами. После англо-бурской войны (1899—1902 гг.) территории государств были захвачены англичанами. Особенностью войны стало то, что здесь впервые были применены концентрационные лагеря для непокорного мирного населения. Однако сопротивление буров было настолько сильным, что англичане пошли им на уступки. В 1910 г. бывшие государства буров были объединены в Южно-Африканский Союз (ЮАС), получивший статус доминиона. Английский язык и африкаанс (диалект голландского) стали официальными, а в бурских провинциях сохранялись порядки, исключавшие небелых из политической жизни.
Создание доминиона сделало буров хозяевами положения, поскольку они составляли большинство белого населения. Их влияние особенно возросло после Первой мировой войны, когда они продемонстрировали полную лояльность к Англии, следствием чего стало закрепление в ЮАС режима расовой сегрегации. У африканцев были отобраны почти все земли. Они должны были жить только на специально отведенных для них территориях.
Вопросы и задания
1. На какие историко-географические регионы можно поделить Африку? Где преобладал ислам? 2. Какие страны участвовали в колониальном разделе Африки? 3. Назовите самые масштабные антиколониальные восстания в Африке. 4. Когда произошла англо-бурская война? 5. Что облегчало, а что сдерживало колонизацию Африки европейцами? 6. Определите, почему колониальный раздел Африки происходил ускоренными темпами в XIX в., а не раньше. 7. Подготовьте рассказ о колонизации Африки европейцами.
Цей контент створено завдяки Міністерству освіти і науки України