Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Дьячков - Новая программа

§11. Северное Возрождение. Возникновение новой европейской науки

Культура Возрождения, зародившаяся в солнечных итальянских долинах, значительно изменилась в суровых условиях Северной Европы. Североевропейские мастера создали оригинальные произведения искусства, некоторые из них были совсем непохожи на произведения итальянцев. Распространение идей гуманизма постепенно позволяло ученым преодолевать строгие рамки средневековых предрассудков.

Давайте вспомним! 1. Где можно было получить образование во времена Средневековья? 2. Как католическая церковь влияла на развитие науки? 3. Чему были посвящены литературные произведения эпохи Средневековья?

1. Северное Возрождение.

Зародившееся в Италии Возрождение постепенно охватило большинство стран Западной Европы. В XV в. во Франции, Германии, Нидерландах, Англии стали появляться произведения искусства в духе идей Ренессанса — это и послужило началом Северного Возрождения. Существенное влияние на него оказала Реформация, а позднее и Контрреформация. В небольших Нидерландах рост богатства городского населения вызвал увеличение спроса на произведения искусства.

Развитие живописи в Нидерландах началось с творчества великого мастера Яна ван Эйка (1390—1441), несколько опередившего идеи итальянского Возрождения. В его картинах просматривались и средневековые готические мотивы (рис. 1).

♦ Рис. 1. Портрет супругов Арнольфини. Художник Ян ван Эйк.

♦ Рис. 2. Слепые. Художник Питер Брейгель.

♦ Рис. 3. Рыцарь, смерть и дьявол. Художник Альбрехт Дюрер.

Не много веры в светлое будущее присутствует и в картинах Питера Брейгеля (около 1525—1569). В знаменитом произведении «Слепые» художник смог передать слабость человека, неосуществимость его мечтаний и ожиданий (рис. 2). Брейгель одним из первых в Европе начал изображать простых крестьян.

Среди художников эпохи Возрождения в Германии заметна фигура Альбрехта Дюрера (1471—1528), признанного величайшим мастером гравюры. Хотя Дюрер работал и в других направлениях живописи, именно его гравюры считают шедеврами немецкого Ренессанса. Символом борьбы человека со злом стала картина «Рыцарь, смерть и дьявол» (рис. 3). Используя только черный цвет, Дюрер сумел показать стремительное движение, передать объем, донести до зрителя эмоциональную атмосферу изображенного. Ярким подтверждением этого является гравюра «Четыре всадники» (рис. 4). Некоторые свои работы художник посвятил реальным событиям, происходившим в Германии, а именно Крестьянской войне.

Большое влияние на искусство Франции периода Возрождения оказали итальянские мастера, но постепенно появились и французские художники. И если в Италии заказчиками произведений искусства зачастую выступали церковь и городская верхушка, то во Франции большинство работ создавалось на средства королевского двора. Символом Ренессанса во Франции стала грандиозная застройка страны во времена короля Франциска I. В этот период были возведены или перестроены дворцы и замки, такие как Шамбор, Фонтенбло, Лувр.

Культура Северного Возрождения, несмотря на влияние итальянской культуры, в каждой стране прошла свой путь развития.

♦ Рис. 4. Четыре всадника. Художник Альбрехт Дюрер.

♦ Рис. 5. Сад земных наслаждений. Художник Иероним Босх.

Ужасы Иеронима Босха

Самым оригинальным художником Северного Возрождения считается Иероним Босх (около 1460—1516), живопись которого нельзя ни перепутать, ни забыть. В отличие от большинства гуманистов, Босх не стремился создать оптимистичные, радужные образы. На его полотнах в основном изображены фантастические фигуры. Наиболее ярким по художественной образности является триптих (картина из трех частей) Босха «Сад земных наслаждений» (рис. 5).

2. Зарождение культуры барокко.

Победа Контрреформации во Франции, Австрии способствовала дальнейшему развитию нового стиля в искусстве — барокко (от итал. barocco — странный, причудливый). Взгляд на жизнь с точки зрения протестантизма требовал простоты и рациональности от всего, в том числе и от произведений искусства. Поэтому протестантские церкви были небольшими и без излишеств. Купцы и владельцы мануфактур заказывали художникам неброские пейзажи и натюрморты. Протестантское искусство не должно было отвлекать человека от его главного предназначения — труда. Однако стремление людей к прекрасному требовало больше, чем могли предложить протестантские архитекторы и художники. Этим и воспользовались католические правители, поддерживавшие стиль барокко. Новый стиль, зародившийся в Италии, быстро распространился в католических странах, а со временем появился во многих протестантских государствах и православной России. Для стиля барокко в архитектуре характерны торжественность и роскошь, обилие мелких деталей, подчеркивающих помпезность строения. Образцом архитектуры барокко считают собор Святого Петра в Риме, Зимний дворец в Санкт-Петербурге, дворец Цвингер в Дрездене (рис. 7) и другие.

♦ Рис. 6. Алтарь Святой Терезы в церкви Санта-Мария-делла-Витториа в Риме (стиль барокко).

♦ Рис. 7. Дворцово-парковый комплекс Цвингер в Дрездене (Германия). Современный вид.

♦ Рис. 8. Суд Париса. Художник Питер Пауль Рубенс.

В живописи, как и в архитектуре, развивались стиль барокко и классицизм. Для барокко в живописи были характерны эмоциональное изображение персонажей, пышные интерьеры, подчеркивающие торжественность обстановки. Образцом живописи барокко можно считать произведения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577—1640). В мастерской Рубенса были созданы такие известные полотна, как «Снятие с креста», «Персей и Андромеда», «Камеристка», «Суд Париса» и другие (рис. 8, 9). Картины поражают зрителя торжественностью атмосферы и удивительным многообразием красок. Большинство европейских монархов считали обязательным иметь в своем дворце полотна Рубенса или его учеников. Однако великий мастер не мог ограничиться требованиями официальной парадной живописи, на многих его картинах очень точно переданы реальные сцены из жизни простых людей.

♦ Рис. 9. Автопортрет с Изабеллой Брант. Художник Питер Пауль Рубенс.

♦ Рис. 10. Дама с веером. Художник Рембрандт ван Рейн.

Мировое признание получили парадные портреты Антониса ван Дейка (1599—1641), долгое время жившего при английском дворе. В своих произведениях мастеру удалось не только достичь жизненности изображения, но и показать внутренний мир героев. Однако официальный характер многих портретов заставлял художника придавать своим полотнам торжественный вид.

Значительно менее помпезны полотна великого голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606—1669). Живописца в первую очередь интересовала сущность человека, его эмоции и мысли. Даже используя библейские сюжеты, Рембрандт изображал живых людей, а не мифических богов и героев (рис. 10, 11). Мастер отказался от статического изображения персонажей, стремился передавать их в движении.

3. Развитие образования.

Несмотря на сопротивление церкви, в Европе постепенно распространялись идеи гуманистов об улучшении образования. Они считали, что школа должна давать учащимся разнообразные знания, воспитывать свободную личность. К уже привычным наукам предлагалось добавить изучение истории, мифологии и греческого языка. Под влиянием взглядов гуманистов в Италии, а затем и в других странах Европы в школах начали преподавать новые предметы. Существенно возросло число школ, в которых могли учиться дети из бедных семей. Ослабло влияние церкви на школьное образование.

♦ Рис. 11. Автопортрет. Художник Рембрандт ван Рейн.

Реформирование университетского образования происходило медленнее, поскольку профессура с помощью церкви сопротивлялась новым идеям. Однако со временем гуманистов начали приглашать читать лекции в университетах, гораздо больше внимания уделяли изучению древних языков и истории. Первыми к идеям гуманистов стали обращаться итальянские университеты — Флорентийский, Миланский, Болонский. Благодаря влиянию состоятельных горожан в университетах открывали новые кафедры, привлекали к сотрудничеству известных гуманистов. Значительно увеличилось количество предметов в знаменитых английских университетах Оксфорде и Кембридже. Изменился и состав студентов: обучаться стали выходцы из дворянских родов, дети купцов и зажиточных ремесленников.

С началом Реформации начали создаваться протестантские учебные заведения, в которых учились дети разных сословий, а в католических странах открывались иезуитские коллегии с довольно высоким уровнем образования.

В эпоху Возрождения начинается быстрое развитие образования в Европе.

4. Научные знания.

Интерес деятелей Возрождения к человеку и природе способствовал развитию научных знаний. Гуманисты уже не могли довольствоваться церковным толкованием строения мира. Стремительно развивались медицина, математика, распространялось изучение истории и древних языков.

Настоящий переворот произошел в астрономии. Во времена Средневековья преобладала теория греческого ученого Птолемея, который утверждал, что планеты и Солнце вращаются вокруг неподвижной Земли. Церковь отстаивала эту теорию, поскольку она соответствовала тексту Библии. Даже выдающиеся ученые не выступали против системы Птолемея, поскольку для рядового наблюдателя Земля действительно стоит на месте, а Солнце и планеты движутся по небу. Однако польский ученый Николай Коперник (1473—1543) (рис. 12) обратил внимание на то, что по теории Птолемея невозможно точно определить движение планет (рис. 13). Впоследствии он доказал, что именно Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца (рис. 14). Ученый долго не решался обнародовать свое открытие. Его книга «О вращении небесных сфер» вышла только в 1543 г., вскоре после смерти Коперника. К сожалению, великий ученый так и не успел увидеть свой труд напечатанным.

Рис. 12. Николай Коперник.

Открытие Коперника, в корне менявшее представление людей о Вселенной, еще очень долго не могли признать в Европе. Только со временем итальянские ученые Джордано Бруно (1548—1600) и Галилео Галилей (1564—1642) (рис. 15) смогли убедить европейцев в правдивости утверждений Коперника. Католическая церковь пыталась остановить распространение новых знаний. Так, Бруно закончил свою жизнь на костре, Галилея инквизиция заставила отречься от своих взглядов, а книга Коперника была запрещена. Однако несмотря на противодействие церкви, учение о вращении Земли вокруг Солнца постепенно получило признание.

♦ Рис. 13. Модель Солнечной системы по Птолемею.

♦ Рис. 14. Модель Солнечной системы по Н. Копернику.

♦ Рис. 15. Галилео Галилей. Под давлением инквизиции ученый был вынужден отказаться от поддержки взглядов Коперника. Однако очевидцы утверждают, что после мнимого отречения Галилей произнес: «И все-таки она вертится».

♦ Рис. 16. Иоганн Кеплер.

В 1609 г. Галилео Галилей сконструировал первый телескоп, с помощью которого смог увидеть горы на Луне и спутники Юпитера. Наблюдения Галилея полностью опровергали учение церкви о вращении всех небесных тел вокруг Земли и окончательно подтвердили правильность теории Коперника.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571—1630) открыл законы движения планет вокруг Солнца (рис. 16). Исследования Кеплера позволили объяснить движение планет с точки зрения точной науки, а значит отказаться от мысли об участии в этом процессе сверхъестественных сил.

Постепенно произошел настоящий переворот в развитии физики и математики. Толчком к изменениям стали опыты Галилея по изучению скорости падающих тел. Идеи Галилея развил французский ученый Рене Декарт (1596—1650), сформулировавший закон инерции.

В XVI в. в Италии распространились идеи натурфилософии («философии природы»), которые со временем нашли своих сторонников во многих странах Европы. Натурфилософы считали, что природа является тем же, что и Бог. Обобщая природу и Господа, они отказывались признавать христианские представления о Боге и требовали более тщательного изучения законов природы.

Важные открытия были совершены и в других областях знаний — химии, медицине, биологии. В глазах многих людей мир изменился, он стал понятным и познаваемым.

Распространение научных знаний в эпоху Возрождения ослабило влияние церкви. В XVII в. наука смогла преодолеть узкие рамки религии.

Вопросы и задания

1. Назовите особенности Северного Возрождения. 2*. Подготовьте сообщение о творчестве одного из великих живописцев XVII в. 3. Какие изменения происходили в образовании в эпоху Возрождения? 4*. Докажите, что во времена Возрождения происходило стремительное развитие науки. 5. Почему открытие Коперника повлекло за собой значительные изменения в научных знаниях? 6*. Сделайте вывод к пункту 2 данного параграфа «Зарождение культуры барокко». 7*. Что общего было в судьбе европейских астрономов XVI—XVII вв.? Используя дополнительную литературу и ресурсы сети Интернет, подготовьте реферат об одном из них (на выбор).

Из решения католической церкви о запрете книги Н. Коперника

До сведения Конгрегации дошло, что ложное и целиком противоречащее Священному Писанию... учение о движении Земли и неподвижности Солнца, которому учит Николай Коперник в своей книге... уже широко распространяется и многими принимается... Поэтому... Конгрегация решила, что названные книги Николая Коперника... должны быть временно задержаны до их исправления...

Почему церковь пыталась воспрепятствовать распространению открытия Коперника?

ПОДВОДИМ ИТОГИ. Преодолевая средневековые традиции, европейская цивилизация прошла сложный и противоречивый путь Реформации. Католическая церковь больше не являлась единственным распространителем идеологического влияния в обществе, произошел новый раскол в христианстве. Реформационное движение привело к решительным политическим потрясениям в повседневной и духовной жизни.

В XVI в. в Европе культура Возрождения охватила все направления искусства. В XVI — первой половине XVII в. были созданы литературные, художественные и архитектурные шедевры, получившие мировое признание. Гуманисты, выдающиеся мастера Ренессанса утверждали, что положение человека в обществе зависит не от происхождения, а от его моральных качеств и полученных знаний. Их возмущало стремление церкви жестко контролировать развитие образования и науки. Многие гуманисты считали, что изучение человека и природы, а также распространение новых знаний гораздо важнее, чем служение Богу.

Значительного уровня развития достигла европейская наука. Открытие Н. Коперником строения Солнечной системы ознаменовало настоящий научный переворот. Под влиянием идей гуманистов стало меняться мировоззрение людей, влияние церкви постепенно ослабевало.