Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Дьячков - Новая программа

§10. Возрождение и гуманизм

Большие преобразования, произошедшие в европейских странах в XVI в., привели к значительным изменениям в развитии культуры. Европейцы начали сомневаться в нерушимости феодального общества и справедливости безграничной власти церкви. Осталась ли церковь основным источником развития культуры?

Давайте вспомним! 1. Каким темам посвящалось большинство произведений живописи эпохи Средневековья? 2. Как изменилось отношение европейцев к церкви в XV—XVI вв.? Почему?

1. Начало Возрождения.

Из курса истории Средних веков вам известно, что в XIV в. в Италии начался новый этап развития европейской культуры — Возрождение, или Ренессанс.

♦ Рис. 1. Церковь Темпьетто в Риме (архитектор Донато Браманте). Современный вид.

♦ Рис. 2. Собор Святого Петра в Риме. Современный вид.

Что отличало этот собор от готических зданий Средневековья?

Отличительной особенностью Ренессанса стало возрождение достижений античной культуры, которые были частично уничтожены и забыты. Деятели Возрождения изучали произведения греческих и римских авторов, занимались поисками античных скульптур и мозаик. Стало популярным изучение древнегреческого языка и классической латыни, отличавшейся от церковной латыни Средневековья. Поэты и писатели, скульпторы и архитекторы в своем творчестве подражали лучшим образцам античной культуры. Однако мастера эпохи Возрождения не слепо копировали шедевры древних греков и римлян, а лишь использовали достижения Античности.

Возрождение — этап в развитии культуры Европы, характеризующийся ростом интереса к античным произведениям искусства и распространением идей гуманизма.

В XIV в. в городах Северной и Центральной Италии стремительно развивались ремесла и торговля. В руках городской верхушки — состоятельных купцов, банкиров, ремесленников — скапливались огромные богатства. Большая часть итальянских городов была свободна от власти феодалов и монархов. В Венеции, Флоренции и Генуе существовали независимые республики. Горожан, чье влияние на общественную жизнь заметно возросло, не устраивало засилье феодальной культуры, находящейся под влиянием христианской церкви. Сталкиваясь с памятниками античных времен, которых на Апеннинском полуострове было множество, итальянцы понимали, что может существовать другая культура, отличная от средневековой.

Первый гуманист

Первым деятелем эпохи Возрождения считается итальянский поэт и ученый Франческо Петрарка (1304—1374) (рис. 3). В своих произведениях Петрарка обращался к достижениям античной цивилизации, прославлял произведения великих римлян. Любовь к древности побуждала великого итальянца собирать старинные рукописи. Он создал крупнейшую в Европе библиотеку. Первый гуманист в своем творчестве часто обращал внимание на чувства простого человека. Мировое признание получил его сборник «Книга песен», посвященный трагической любви Петрарки к прекрасной Лауре.

♦ Рис. 3. Франческо Петрарка.

Со времен Петрарки идеи Возрождения нашли своих почитателей среди представителей всех слоев населения Италии, в том числе феодалов и служителей церкви. Даже римские папы начали поддерживать поэтов, писателей, художников и скульпторов. Наибольшего расцвета Ренессанс достиг в Италии в конце XV — начале XVI в., в период Высокого Возрождения. Именно в это время были созданы самые выдающиеся произведения итальянских художников, а культура Возрождения начала распространяться в других европейских странах.

2. Великие итальянцы.

♦ Рис. 4. Мона Лиза. Художник Леонардо да Винчи.

В эпоху Высокого Возрождения достигла вершин своего развития итальянская архитектура. Выдающийся архитектор Донато Браманте (1444—1514) создал много зданий, ставших жемчужинами архитектуры Возрождения в Италии. Браманте начал работать в Милане, но вскоре переехал в Рим. Используя достижения мастеров Античности, архитектор возвел церковь Темпьетто в Риме, ставшую образцом нового стиля (рис. 1). Небольшая церковь с античной колоннадой поражает своей простотой и совершенством. Проектировал Браманте и величественный собор Святого Петра в Риме, но в создании этого сооружения эпохи Возрождения участвовали другие архитекторы (рис. 2).

Величайшим деятелем эпохи Высокого Возрождения можно смело назвать художника, архитектора, писателя и ученого Леонардо да Винчи (1452—1519). Он родился во Флоренции, но был вынужден работать во многих других городах Италии. Выдающийся мастер стемился объединить науку и искусство. Он разработал учение о перспективе и строении человеческого тела, которое использовал в своих картинах. Кисти мастера принадлежит знаменитая «Мона Лиза» («Джоконда») (рис. 4). Леонардо да Винчи изобразил на портрете обычную женщину. Использование мягких контуров фигуры и игры света и тени позволило художнику создать эффект объемного изображения. Опираясь на знание анатомии человека, да Винчи настолько искусно прорисовал лицо героини, что зрителю кажется, будто Мона Лиза следит взглядом за смотрящими на нее и улыбается. Возможно, поэтому изображение молодой женщины производит на людей большее впечатление, чем образы Мадонны или христианских святых.

♦ Рис. 5. Чертеж Леонардо да Винчи.

Как вы считаете, что изобразил Леонардо да Винчи на рисунке?

♦ Рис. 6. Тайная вечеря. Художник Леонардо да Винчи.

♦ Рис. 7. Рафаэль Санти. Автопортрет.

Не менее известна фреска Леонардо «Тайная вечеря». Изобразив движение персонажей, мастер сумел передать напряженную атмосферу, царившую во время последнего ужина Иисуса Христа с апостолами (рис. 6).

Гениальная непоследовательность

Леонардо да Винчи был неутомимым изобретателем и разработал множество проектов различных механизмов. Они остались в чертежах и записях великого итальянца. Именно Леонардо считают изобретателем вертолета, парашюта и многих других приспособлений — творческое наследие ученого составляет более семи тысяч листов. Как истинно творческий человек, Леонардо постоянно стремился улучшить свои творения, поэтому многие его работы остались только в чертежах и эскизах.

♦ Рис. 8. Сикстинская Мадонна. Художник Рафаэль Санти.

Не менее ярким было творчество флорентийского художника и архитектора Рафаэля Санти (1483—1520), работавшего во Флоренции и Риме (рис. 7). Мировое признание получила живопись великого мастера. Картины Рафаэля характеризуются мягкостью, они словно озарены солнечным светом, в них воссоздается атмосфера духовного тепла и чистоты. Именно такими перед зрителем предстают многочисленные изображения мадонн, в частности знаменитая «Сикстинская мадонна» (рис. 8). Показательно, что Рафаэль, создавая образы мадонн, старался изображать современных ему женщин с человеческими чувствами и эмоциями. Не менее известны также портреты современников, написанные Рафаэлем, в которых художник стремился передать внутренний мир человека, его духовную красоту.

Рис. 9. Сикстинская капелла. Художник Микеланджело Буонарроти.

Поражает своей многогранностью творчество великого архитектора Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Он создал план застройки Капитолийского холма в Риме, участвовал в строительстве собора Святого Петра. Под его руководством были сооружены западная часть собора и величественный купол церкви. К шедеврам искусства относят его роспись стены Сикстинской капеллы, в Ватикане (рис. 9). Всеобщее признание получили скульптурные произведения Микеланджело, среди которых примечательна скульптура библейского героя Давида. Гигантская мраморная фигура героя поражает спокойной, но грозной силой и отвагой (рис. 10). Кажется, будто Давид хладнокровно ждет начала битвы с непобедимым великаном Голиафом. Блестящее знание строения человеческого тела помогло скульптору передать напряжение бойца перед решающим поединком.

Непревзойденным мастером портретной живописи этого периода считается Тициан (1490—1576). В своих произведениях художник удивительным образом сочетал цвета и их тончайшие оттенки, стремясь как можно точнее передать настроение и характеры людей (рис. 11).

Произведения искусства времен Высокого Возрождения отображают победу идей гуманизма в культуре Италии.

3. Гуманизм.

Не менее важным признаком эпохи Возрождения стало распространение в обществе новых взглядов на мир, получившее название гуманизм (от латин. humanus — человеческий). К гуманистам относилось большинство известных художников Возрождения. Их интересовал прежде всего человек и все, что его окружало. В эпоху Средневековья церковь учила, что главная задача людей — безоговорочное служение Богу, поэтому человеческие желания не имеют значения. Гуманисты, в свою очередь, не отказывались от христианства, но считали, что чувства простого человека не менее важны и каждый имеет право на земные радости. По мнению гуманистов, положение человека в обществе зависит не от происхождения, а от его внутренних качеств и полученных знаний. У них вызывало негодование стремление церкви жестко контролировать развитие образования и науки. Поэтому гуманисты настаивали на распространении общего образования, развитии национальных языков, понятных простому народу. Более важным, чем служение Богу, некоторые гуманисты считали изучение человека, природы и распространение новых знаний. Мы знаем, что лидером гуманистического движения в Европе стал выходец из Голландии Эразм Роттердамский — один из самых образованных деятелей своего времени. Э. Роттердамский большое внимание уделял проблемам воспитания и образования на принципах гуманизма.

Рис. 10. Давид. Скульптор Микеланджело Буонарроти.

Рис. 11. Красавица. Художник Тициан.

Выдающимся деятелем гуманизма был представитель немецкого рыцарства Ульрих фон Гуттен (1488—1523) — сторонник возрождения сильной Германии. Он считал папский Рим главным противником объединения страны.

В эпоху Возрождения изменилось отношение людей к государству и государственной власти. Ослабло влияние церкви на государство, что способствовало возникновению новых политических теорий. Распространились идеи итальянского политика и ученого Никколо Макиавелли (1469—1527) (рис. 12). Хотя Макиавелли являлся сторонником республики, большое внимание он уделял именно монархии, которую считал необходимой для Италии того времени. В своем сочинении «Государь» Макиавелли создал образ идеального правителя, руководящего с помощью знаний и способностей. Ученый допускал, что ради достижения и удержания власти монарх может нарушать нормы морали, лгать и предавать. Сам Макиавелли не одобрял подобного поведения, но правдиво изображал сущность монархической власти. Несмотря на критику церкви, идеи Макиавелли быстро распространились в европейских странах.

♦ Рис. 12. Никколо Макиавелли. Портрет XVI в.

4. Художественная литература.

Наиболее полное отображение идеи гуманистов получили в художественной литературе времен Ренессанса. Широкой популярностью пользовался роман французского писателя Франсуа Рабле (1494—1553) «Гаргантюа и Пантагрюэль» (рис. 13).

Ф. Рабле много лет провел в монастыре, изучая медицину и древние языки. Со временем он начал работать в больнице и стал известным во Франции врачом. Однако несогласие с существующими в обществе порядками вынудило его начать работу над романом, который автор считал «лекарством от всех болезней». С помощью острой сатиры Рабле критиковал пороки общества: жадность, суеверие, необразованность. Писатель высмеивал и христианскую церковь, как католическую, так и новосозданную протестантскую. По мнению Рабле, религиозный фанатизм, с которым католики и протестанты боролись друг против друга, не может быть оправдан. Кроме беспощадной критики существующего порядка вещей писатель предлагал, как можно улучшить жизнь людей.

♦ Рис. 3. Франсуа Рабле, Современный рисунок.

Другая Утопия

Именно Рабле придумал идеальное общество свободных людей — Телемскую обитель, в которой все обладали равными правами и могли свободно заниматься науками. Книга Рабле вызвала волну негодования во Франции, против нее выступали и католики, и протестанты. Писателя пытались арестовать, а его книги сжечь. Невзирая ни на что, именно произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль» стало одним из самых популярных романов Нового времени.

Совсем иное впечатление производит творчество великого испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547—1616) (рис. 14). Обедневший дворянин Сервантес получил хорошее университетское образование, но был вынужден начать службу в армии. Он участвовал в знаменитой битве с турками при Лепанто, получил тяжелое ранение. Долгих пять лет провел Сервантес в плену у алжирских пиратов. По возвращении на родину он участвовал в подготовке выступления «Непобедимой армады». Его известный роман «Дон Кихот» был задуман как пародия на рыцарские романы.

Рис. 14. Мигель Сервантес. Современный рисунок.

Главный герой книги — немолодой обедневший дворянин Дон Кихот, который под влиянием рыцарских романов выжил из ума и вместе с верным слугой Санчо Пансой отправился в рыцарский поход, чтобы защищать добро и побеждать зло. Во время путешествия рыцарь попадал в нелепые ситуации, причиной которых был он сам. Ветряные мельницы показались ему злобными великанами, и Дон Кихот решил с ними воевать. В другой раз он освободил из-под стражи разбойников, которые ту же ограбили своего спасителя. Однако произведение Сервантеса — не просто комедия. Несмотря на свою неприспособленность к жизни, именно Дон Кихот вызывает у читателя сочувствие и уважение. Автор стремился показать, что большинство людей не только самого горе-рыцаря, но и добро, честность и благородство тоже воспринимают с улыбкой. В отличие от большинства гуманистов, Сервантес представлял новый мир не только в положительных красках.

Зарождение европейского театра

Одним из проявлений культуры Возрождения стало повышение интереса людей к театру. Церковь с подозрением относилась к театральному искусству, но театры начали возникать во всех городах Италии, а под влиянием итальянцев и в других странах Европы. Со временем появились местные драматурги, создающие пьесы для театральных постановок.

Во второй половине XVI в. начался невиданный расцвет театрального искусства в Англии. Во времена королевы Елизаветы I в окрестностях Лондона были построены специальные дома для спектаклей: «Театр», «Роза», «Глобус» (рис. 15). В начале XVII в. таких театров в столице Англии насчитывалось около 20. В театре «Глобус» выступал знаменитый Уильям Шекспир (1564—1616) (рис. 16). Со временем Шекспир начал переделывать для спектаклей старые пьесы, а затем создавать собственные произведения. Пьесы Шекспира быстро получили заслуженное признание.

♦ Рис. 15. Театр «Глобус». Реконструкция.

♦ Рис. 16 Уильям Шекспир.

На первом этапе своего творчества великий драматург написал несколько комедий, множество исторических пьес, таких как «Ричард III» и «Генрих IV», знаменитую трагедию «Ромео и Джульетта». В своих произведениях Шекспир подчеркивал важность человеческих чувств, за которые не жаль отдать даже собственную жизнь. Он выступал против жестокой и неограниченной королевской власти, но поддерживал справедливую монархию. На втором этапе своего творчества Шекспир создал трагедии — «Гамлет», «Отелло», «Король Лир». В этих произведениях драматург уделил внимание человеческим судьбам, борьбе людей за свое счастье.

Пьесы У. Шекспира стали жемчужиной европейской культуры. Они дали толчок к дальнейшему развитию театрального искусства в Европе.

Вопросы и задания

1. Назовите причины возникновения культуры Возрождения в Италии. 2. Что нового было во взглядах гуманистов? 3. Как вы считаете, чем культура Возрождения отличалась от средневековой культуры? 4. Расскажите об одном из выдающихся деятелей итальянского Высокого Возрождения. 5. Опишите один из художественных шедевров эпохи Возрождения. 6. Согласны ли вы с обвинением Н. Макиавелли в нарушении норм морали? 7*. Согласны ли вы с утверждением, что роман М. Сервантеса «Дон Кихот» — это больше, чем просто комедия? Свой ответ обоснуйте. 8. С чем было связано развитие театрального искусства в эпоху Возрождения?

Из сочинения Поджо Браччолини

В ком есть блеск добродетелей, в том обретается врожденное и совершенное благородство, приобретенное не чужим благодеянием, а собственными заслугами, добытое не подвигами предков, а своими трудами и знаниями. Тот, кто кичится своими родовыми гербами, тот чужое хвалит, а насколько выше дать славу другим, нежели сиять чужой славой, настолько лучше самому приобрести себе благородство, чем принять ее как чужой дар...

Можно ли считать, что данное произведение было написано представителем гуманизма? Обоснуйте свою точку зрения.