Всемирная история: учебник для 7 класса "Дьячков 2015" - Новая программа
Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.
РАЗДЕЛ V. СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ в X—XV вв.
В ходе Великого переселения народов славянские племена свободно расселились на просторах Восточной Европы. Западные славяне в Средние века создали сильные государства. Польша и Чехия, отличаясь высокоразвитой культурой и экономикой, стали важной составляющей западноевропейской цивилизации.
Южные славяне (сербы, хорваты, словенцы, черногорцы, болгары) оказались в сфере влияния цивилизации, культуры и церкви Византийской империи. Славянские государства, защищая Европу, принимали на себя удары кочевников и народов, исповедовавших ислам.
Восточные славяне создали Русь — крупнейшее христианское государство в Европе. Могущество государства обеспечивали высокоразвитые земледелие и ремесло, крупные города, успешная торговля со странами Востока и Запада и сильная княжеская власть. В середине XII в. Русь-Украина распалась на 15 самостоятельных княжеств. Однако даже будучи раздробленной, Русь все же выдержала нашествия монголов. Славяне сохранили свое государство, язык, культуру, веру. В XII—XV вв. возникло и окрепло Московское княжество, раскинувшее свои владения до азиатских степей.
§ 26. Западные славяне и их соседи в Средние века
В конце Раннего Средневековья сформировались необходимые условия для возникновения государств у западных славянских племен. Молодые славянские государства находились в окружении сильных соседей: Священной Римской империи, Византии, многочисленных воинственных кочевников. Тем не менее государствам славян удалось занять достойное место в истории средневековой Европы.
Повторите: § 6, 19.
1. Образование Польского королевства.
К востоку от германских земель в долинах рек Висла и Одра раскинулись исконные земли западнославянских племен, среди которых выделялся племенной союз полян. Именно этот народ и дал название зарождающемуся государству — Польше. Прародителем государства считают легендарного пахаря Пяста. В конце X в. западнославянские племена объединил князь полян Мешко I (960—992) из династии Пястов. Возникло Польское государство с центром в городе Гнезно. Мешко признал себя вассалом германского императора, но проводил самостоятельную политику в интересах своего народа.
Из записок арабского путешественника Ибрагима ибн Якуба (середина Х в.)
...А что касается страны Мешко, то она самая обширная из славянских стран. Изобилует она продовольствием, мясом, медом, рыбой. Собирает Мешко налоги в торговых динарах. Идут они на жалованье его мужам... Есть у него три тысячи воинов в панцирях, они разделены на отряды... Дает он мужам одежду, лошадей, оружие и все, в чем они нуждаются.
В 966 г. поляки-язычники приняли христианство и признали духовную власть папы римского. Таким образом, среди славянских народов поляки были первыми последователями католицизма. Вера и признание папы позволяли западным славянам противостоять натиску со стороны правителей Священной Римской империи и германских феодалов. Завершил объединение польских племен сын Мешко Болеслав I Храбрый (992—1025). Он заботился об укреплении католической церкви в своей стране. В годы его правления владения Польши простирались от Балтийского моря до Карпат. Князь Болеслав присоединил значительную часть Чехии и Моравии. Благодаря военной силе и дипломатическому таланту он успешно противостоял натиску Священной Римской империи и мог вмешиваться во внутренние дела соседних государств. В 1018 г. Болеслав поддержал изгнанного киевского князя Святополка Окаянного и на некоторое время захватил столицу Руси. Однако киевляне с позором выгнали его из города. В 1025 г. польские епископы короновали Болеслава: князь стал королем.
В начале XI в. Польское королевство превратилось в сильное и влиятельное государство Западной Европы.
Рис. 1. Король Польши Болеслав Храбрый. Гравюра XVI в.
2. Венгры: от кочевничества к земледелию, от язычества к христианству.
В первой половине I тыс. н. э. предки современных венгров, угро-финские племена, кочевали на просторах Южного Урала. В IX в. они ворвались в Восточную Европу. Огнем и мечом угры прошлись по Северному Причерноморью, а потом в союзе с хазарами захватили богатую Паннонию, бывшую провинцию Римской империи в Центральной Европе. Здесь сложился племенной союз «Десять стрел» («Он-Огур»), от которого возникло название новой страны — Венгрия.
В Центральной Европе венгры натолкнулись на решительное сопротивление со стороны молодого германского государства. Победы Оттона I над кочевыми ордами остановили агрессию венгров в отношении соседних государств. Предводитель венгров, принявший при крещении имя Стефан (Иштван), женился на германской принцессе. Папа Римский в 1000 г. признал Иштвана I королем.
Рис. 2. Иштван I Святой. Конная статуя в Будапеште (Венгрия)
В 1000 г. возникло Венгерское королевство — одно из сильнейших государств Центральной Европы в Средние века.
Иштван I Святой (997—1038) сделал все необходимое, чтобы его народ стал частью западноевропейской христианской цивилизации. Венгры перешли к земледелию и оседлому образу жизни. По всей стране возводились рыцарские замки, впоследствии ставшие городами. Удачное расположение страны позволило венграм успешно торговать со странами Запада и Востока. Католическая церковь причислила Иштвана I к лику святых, и венгры считают его небесным покровителем своей страны.
3. Объединение Польши и Литвы.
Новый подъем Польши связывают с правлением короля Казимира III Великого (1333—1370). Ему удалось объединить польские земли, разделенные в XII—XIII вв. годами внутренней смуты и нашествиями врагов. В памяти народа Казимир III остался не только как смелый военачальник, но и как «крестьянский король». По его приказу было построено 50 новых каменных замков, значительно укрепивших оборону страны и обеспечивших работой тысячи мастеров. Короля уважали и любили люди разных сословий польского общества. Казимир III создал необходимые условия для развития земледелия, основал новые города, навел порядок в государственных финансах, законах, налогах и пошлинах. В годы правления Казимира столица Польши Краков превратилась в один из красивейших городов Европы. По воле короля был основан знаменитый Краковский университет (1364 г.). К Польше были присоединены галицкие и волынские земли.
Казимир III не оставил потомков мужского пола, и с его смертью прервалась королевская династия Пястов. Это стало удобным поводом для захвата польского престола соседними государствами. Чтобы это не произошло, в 1385 г. в замке Крево (современная Беларусь) была заключена уния (союз) между Польшей и Литвой. В феврале следующего года союз двух стран скрепил брак между литовским князем Ягайлом и польской королевой Ядвигой. Литовский князь и его окружение приняли крещение. Началось постепенное обращение литовцев-язычников в христианство. Польский король и литовский князь на своих землях сохраняли всю полноту власти.
Таким образом, Кревская уния соединила судьбы многих народов, живших на землях Литвы и Польши. Вскоре Королевство Польша и Великое княжество Литовское уже уверенно отражали нападения Золотой Орды, могущественного монгольского государства, захватившего территории Восточной Европы. Кроме того, к северу от Литвы и Польши располагались владения Тевтонского ордена, предводители которого мечтали продолжить «натиск на Восток».
Рис. 3. Казимир III Великий. Современный рисунок
Рис. 4. Краков. Средневековая миниатюра
Рис. 5. Воины Грюнвальдской битвы. Реконструкция
4. Грюнвальдская битва.
Польша и Литва решили остановить агрессию крестоносцев. Началась Великая война (1409—1411 гг.), и объединенное войско вторглось в пределы владений Тевтонского ордена. Под знаменами польского короля Владислава II и литовского князя Витовта сражались отряды польских и чешских рыцарей, дружины литовских феодалов, полки белорусских, русских, украинских воинов и даже отряд монголов-ордынцев, союзных Литве. Ему навстречу двинулось хорошо подготовленное и вооруженное войско тевтонцев. Великий магистр ордена призвал в ряды крестоносцев рыцарей из Германии, Пруссии, Австрии, Франции. Средневековые историки назвали это сражение «Битвой народов».
15 июля 1410 г. у деревни Грюнвальд (современная территория Польши) разыгралась решающая битва. Сначала успех был на стороне крестоносцев, которые отразили атаку монголов и потеснили литовцев. Однако им не удалось обратить в бегство другие литовские и смоленские полки. Главный удар нанесла тяжелая польская конница. Тевтонские воины были окружены и перебиты. В сражении погибли почти все предводители крестоносцев. Тевтонский орден навсегда утратил могущество и признал вассальную зависимость от Польши.
Разгром тевтонского ордена создал необходимые условия для дальнейшего развития славянских стран и народов Восточной Европы.
5. Чехия в составе Священной Римской империи.
Нашествия венгров и других врагов уничтожили Великую Моравию — раннее средневековое государство чехов и словаков. На месте некогда огромной страны в X в. возникло государство чехов и словаков, возглавляемое князьями из рода Пржемысловичей. Постепенно в Чехии утвердилось христианство западного обряда, возникло отдельное епископство, резиденцией которого стал собор Святого Вита в Праге.
В XI в. император Священной Римской империи признал чешского князя королем и своим вассалом. Чешское королевство занимало важное место среди других государств и земель, входивших в состав империи. Мы помним, что чешские короли были курфюрстами и сохраняли полную самостоятельность в управлении своими землями. Пребывание в составе большого и сильного государства способствовало развитию экономики и культуры чешских земель. Особого расцвета Чехия достигла в годы правления Карела Вацлава I (1355—1378), который стал императором под именем Карл IV.
Рис. 6. Карлов мост в Праге. Современный вид
Однако вхождение в состав Священной Римской империи имело для Чехии и неблагоприятные последствия. Под покровительством имперской власти и католической церкви немцы захватили лучшие чешские земли, заняли господствующее положение в их городах. Период XIV—XV вв. стал временем небывалого немецкого засилья в политической и экономической жизни страны. Особое недовольство у чехов вызывала католическая церковь, получавшая огромные доходы.
Из Гуситской хроники Лаврентия из Бржезовой о католических священниках в Чехии
Среди же духовенства вымогательство денег за крещение, исповедь, таинство святого причастия... за венчание... за службы над покойником, за молитвы и молебны в торжественные и юбилейные дни, а также за все другое: за проповеди, за погребение и звон в колокола, за освящение церквей, алтарей и часовен. У священников испорчены нравы: гнев, вражда, ссоры, пустое празднословие, ограбление простого народа ради своего удовольствия, алчное вымогательство платы оброков и обман простого народа бесчисленными лживыми обещаниями.
Тревоги и чаяния чешского народа отражал в своих ярких проповедях и лекциях в Пражском университете священник Ян Гус (1371—1415). Он пользовался огромным авторитетом среди людей. За что же они уважали священника? Дадим ему слово.
Рис. 7. Ян Гус. Гравюра XVII в.
Рис. 8. Воины-гуситы. Современный рисунок
Из проповедей Яна Гуса
Чехи в королевстве Чешском по закону... и по требованию природы должны быть первыми на должностях, равно как французы во Франции и немцы в своих землях...
Отнимите у собак кость — они перестанут грызться; заберите имущество у церкви — не найдете для нее и попа.
В глазах этих людей, высоко задиравших голову, простые и угнетенные люди все равно что псы; поэтому нет такого оскорбления, которого бы они не испытали.
Ян Гус призывал создать в стране свою христианскую церковь, которая бы подчинялась не папе, а чешскому королю. Враги обвинили его в ереси и вызвали в Констанц, где заседал собор католической церкви. Чешский священник и патриот смело явился на собор и опроверг все обвинения. Он настаивал, чтобы ему указали на ошибки, используя тексты Священного Писания. Даже в тюрьме он отстаивал свои взгляды и призывал очистить церковь и отказаться от церковных богатств. Император Сигизмунд I настоял на казни Яна Гуса, и в июле 1415 г. священник был сожжен на костре как еретик.
6. Гуситские войны.
В ответ на казнь Яна Гуса в Чехии вспыхнуло вооруженное восстание, которое назвали Гуситскими войнами (1419—1434 гг.), а его участников — гуситами. За оружие взялись рыцари и купцы, крестьяне и ремесленники, богатые и бедные. На свои знамена они нашивали изображение чаши, поэтому их также называют чашниками.
Чаша на боевом знамени
Чаша символизировала причастие — важное христианское таинство, во время которого верующие вкушали вино и хлеб. Тем самым они как бы прикладывались к плоти и крови Христа. Католическая церковь утверждала, что причащаться вином могут только священники. Следуя тексту Евангелия и учению Яна Гуса, чашники настаивали, что перед Богом все равны и причастие вином должно распространяться на всех верующих.
Центром восстания стала гора Табор в Южной Богемии, где возник лагерь активных последователей Гуса, которых называли таборитами. Восстание в Чехии встревожило Папу Римского. Он организовал против гуситов пять крестовых походов. Однако долгое время крестоносцы были бессильны перед войском гуситов. С чем это было связано?
Рис. 9. Восточная Европа в XIV—XV вв. Гуситские войны
Восставших возглавлял слепой, но очень опытный рыцарь Ян Жижка, которого впоследствии сменил Прокоп Великий. В своей армии гуситы установили строгую дисциплину. Воинский устав запрещал грабежи, предписывал поровну делить военную добычу. Гуситы наказывали за драки, азартные игры, пьянство, ссоры.
Восставшие применяли пушки и ручное огнестрельное оружие, которое легко пробивало рыцарские латы. Полной неожиданностью для крестоносцев было использование гуситами передвижной крепости (вагенбург). В нужный момент коней отпрягали, а телеги ставили в замкнутый круг, причем каждая телега скреплялась с соседней цепями. Боковые части телег закрывались дубовыми щитами с бойницами для лучников и арбалетчиков. Между телегами устанавливали небольшие пушки-тарасницы, которые были в каждом гуситском отряде. Перед телегами вкапывали копья против вражеской конницы. Конница гуситов находилась внутри укрепления и вступала в бой с целью преследования противника, если тот начинал отступать.
Война разорила страну. Успехи гуситов вызвали беспокойство в среде чешских феодалов и купеческой верхушки; они боялись потерять свои богатства и влияние. Возникла партия умеренных, готовых идти на компромисс с императором и Папой. Разногласия между таборитами и умеренными привели к поражению восстания. В 1434 г. при Липанах произошло сражение, в котором победу одержали умеренные в союзе с крестоносцами. Остатки таборитов были разбиты польским королем Владиславом.
Гуситские войны ослабили позиции католической церкви и способствовали развитию Чешского королевства и общества.
Вопросы и задания
1. Когда и при каких обстоятельствах возникло Польское королевство? 2. Почему венгры не повторили судьбу своих предшественников гуннов и аваров, которые исчезли «с лица Европы»? 3. Какие реформы Казимира III Великого позволили укрепить Польское государство и общество? 4. Почему Польше и литве удалось разгромить тевтонский орден? 5. Почему католическая церковь объявила Яна Гуса еретиком? 6. Как вел себя Ян Гус на соборе в Констанце? 7. Почему смерть одного человека вызвала восстание в Чехии? 8. Используя текст параграфа, дайте определения терминов и понятий: Пясты, «Битва народов», гуситы, чашники, вагенбург. Выпишите их в тетрадь. 9. Охарактеризуйте причины побед гуситов над рыцарями-крестоносцами. 10*. Определите схожие черты в возникновении государств в Польше, Венгрии и Чехии.
Цей контент створено завдяки Міністерству освіти і науки України