Вісник - Випуск 42 - 2010

Глиняные кубки черняховской культуры из археологического комплекса Войтенки I

Глиняні келихи черняхівської культури з археологічного комплексу біля с. Війтенки I. У статті аналізуються знахідки глиняних келихів з археологічного комплексу біля с. Війтенки. Розглянуті форми та орнаменти келихів (цілих форм та фрагментів). Складена первісна типологія орнаментальних композицій. Визначено, що композиції є простими та складовими. При нанесенні орнаменту частіше інших використовувалися паралельні лінії та композиції з рівносторонніх трикутників. Розповсюдження композицій з різноманітних підгруп можливо характерне для окремих мікрорегіонів культури, що можливо пов'язано з ареалом розповсюдження продукції з конкретних гончарних майстерень.

Ключові слова: черняхівська культура, археологічний комплекс Війтенки І, глиняні келихи.

В спектре столовой керамики черняховской культуры кубки занимают особое место, прежде всего благодаря непосредственности их орнаментации. Они требуют отдельного специального исследования и уже появились работы, посвященные им. Для специального изучения керамических кубков черняховской культуры в первую очередь необходима их каталогизация и учет новых находок. В этом плане публикация их материалов из археологического комплекса позднеримского времени Войтенки I видится актуальной.

Отсюда нами частично обработано 42 фрагмента глиняных кубков: 38 % (16 фрагментов) происходят с участка «А» поселения, 36 % (15 фрагментов) с участка «В» поселения и 26 % (11 экземпляров) с территории могильника. Условия их находки являются различными: 31 % (13 фрагментов) найдены на поверхности памятника, 48 % (20 фрагментов) - в культурном слое поселения и культовом слое могильника и 21 % (9 экземпляров) происходит из комплексов поселения и могильника. Из 9 кубков, обнаруженных в комплексах поселения и могильника, 7 являются целыми. По способу изготовления все кубки подразделяются на лепные и гончарные.

Лепные кубки представлены изделием из погребения 42. Этот кубок является ассиметричным, имеет раскрытый профиль, его тулово максимально расширяется в верхней части, край венчика слегка отогнут, дно - ровное со сплошным поддоном, поверхность не орнаментирована и сам сосуд слабо обожжен (Рис. 2: 1). Точных аналогий данной форме не встречено, что указывает на эксклюзивность сосуда.

Гончарные кубки представлены 35 фрагментами и 6 целыми формами. Согласно классификации Э. А. Сымоновича, среди найденных кубков можно выделить три типа: полусферические (Рис. 1), округлобокие (Рис. 2: 3, 4) и биконические (Рис. 2: 2). Тип полусферических кубков довольно широко распространен на территории черняховской культуры, а его прототипы - на территории Римской империи. В роли округлобоких и биконических кубков выступают гончарные округлобокие горшки и миски закрытого профиля миниатюрных размеров. На то, что они играли роль кубков указывают их небольшие размеры и характер их расположения (подобным образом в погребениях располагаются стеклянные кубки). На памятнике к подобным кубковым формам можно отнести гончарные горшки небольших размеров из погребений 58 (Рис. 2: 3) и 66 (Рис. 2: 4) и располагавшуюся внутри миски-вазы миниатюрную гончарную миску закрытого профиля из погребения 41 (Рис. 2: 2).

Кубкам полусферической формы присущи три типа венчиков: Тип 1 - прямые (Табл. 1: 1: I); Тип 2 - округлые (Табл. 1: 1: II); Тип 3 - с отогнутым краем (Табл. 1: 1: III) и два типа доньев: Тип 1 - с углублением по центру (Табл. 1: 2: I), которое в большинстве случаев служит центральной точкой для радиально расходящихся лощеных линий; Тип 2 - гладкие (Табл. 1: 2: II).

Поверхность гончарных кубков имеет различный цвет: черный - 36 экземпляров (86 %), 4 (10 %) - коричневый и 2 (4 %) - серый. Сама поверхность обработана при помощи лощения и обильно орнаментирована.

Орнаментация встречается на поверхности большинства глиняных кубков, и ей присущ как эстетический, так и возможно культовый смысл.

Весь орнамент на гончарных кубках из археологического комплекса Войтенки I как по технике выполнения, так и по характеру изображения подразделяется на три основных группы с подгруппами:

I. Пластичный:

1. Налепной валик в верхней части кубка (Табл. 2: 1);

2. Уступ ниже венчика (Табл. 2: 2);

II. Лощеный:

1. Округлые, овальные вдавления (Табл. 2: 3);

2. Горизонтальные, вертикальные, косонаправленые линии (Табл. 2: 4). Сплошной горизонтальной линией на кубках разделены зоны орнамента, а соединенными между собой горизонтальными, вертикальными, косонаправлеными линиями - отдельные композиции;

III. Чеканно-штампованный:

1. Пунктирная линия, выполненная гребенчатым штампом (Табл. 2: 5);

2. Ряд параллельных насечек, нанесенных при помощи зубчатого колесика (Табл. 2: 6);

3. Ряд насечек в виде «елочки» (Табл. 2: 9);

4. Ряд квадратных и прямоугольных лунок, нанесенных при помощи зубчатого колесика (Табл. 2: 7, 8);

5. Фигурный штамп:

5.1. Ряд из «подков», нанесенных на расстоянии 1- 3 мм друг от друга (Табл. 2: 10);

5.2. «Подкова» (состоящая из прямоугольных лунок) с загнутыми во внутрь концами (Табл. 2: 11);

5.3. «Косой крест». Штамп наносился в виде двух линий пересекающихся под углом 90° (Табл. 2: 12).

Все эти группы орнамента широко распространены на керамике черняховской культуры. Наименее распространена подгруппа «фигурного штампа», аналогии штампа «косой крест» встречены в частности в области Южного Буга на поселении Березовка и могильнике Косаново. Аналогия штампа из ряда «подков» встречена в частности на фрагменте сосуда из Среднего Поднепровья на поселении Лука-Врублевецкая.

Отметим, что распространение композиций из различных подгрупп может быть характерным для отдельных микрорегионов культуры, что в свою очередь может быть связано с ареалом распространения продукции из конкретных гончарных мастерских.

Нами выделено два типа композиций: а) простая, состоящая из одной подгруппы по выше описанной технике орнаментации; б) составная, состоящая из двух и более подгрупп.

Тип 1. Простая композиция:

1. Параллельные линии (Табл. 3: 1) рядов параллельных насечек, рядов квадратных лунок, рядов прямоугольных лунок;

2. Косые ряды параллельных насечек, ограниченные двумя рядами параллельных насечек (Табл. 3: 2);

3. Композиция «елочка оконтуренная» и «елочка не оконтуренная» (Табл. 3: 3), нанесенные при помощи рядов параллельных насечек или же рядов квадратных лунок;

4. Композиция «треугольник», состоящая из рядов параллельных насечек (Табл. 3: 4);

5. Пересекающиеся линии, образующие косой крест оконтуренный с четырех сторон. Выполнялась при помощи рядов параллельных насечек (Табл. 3: 5);

6. Композиция «сетка», наносилась тремя разными орнаментами (Табл. 3: 6): рядами квадратных лунок, рядами параллельных насечек и лощеными линиями;

Тип 2. Составная композиция:

1. Поверх валика нанесены короткие косые линии из рядов параллельных насечек (Табл. 4: 1);

2. Лощеные вертикальные линии радиально расходятся от центрального лощеного вдавления на дне сосуда (Табл. 4: 2);

3. Композиция оконтуренная «елочка», выполнялась из нескольких типов чеканно-штампованного орнамента (Табл. 4: 3);

4. Композиция «сетка» - перекрещивающиеся ряды параллельных насечек, оконтуренных пунктирной линией (Табл. 4: 4);

5. Чередующиеся ряды нескольких видов орнамента (Табл. 4: 5);

6. Композиции из равносторонних треугольников вписанных друг в друга, выполненные двумя и более способами орнаментации (Табл. 4: 6);

7. Двойной орнамент:

7.1. Изначально нанесен штамп «косой крест», поверх которого из рядов параллельных насечек выполнены перекрещенные линии, оконтуренные с четырех сторон (Табл. 4: 7);

7.2. Поверх штампа «косой крест» нанесен оконтуренный равносторонний треугольник, выполненный из ряда параллельных насечек (Табл. 4: 8).

Отметим, что в украшении кубков, найденных на территории археологического комплекса Войтенки I, местные гончары отдавали предпочтение лощеным линиям и округлым вдавлениям, активно использовали зубчатое колесико и некоторые виды штампа, такие как ряды «подков» и «косой крест». При нанесении композиций, чаще других наносились параллельные линии и композиции из равносторонних треугольников.

Приведенная в публикации типология форм, орнаментов и орнаментальных композиций кубков из археологического комплекса Войтенки I может послужить базовой и подвергаться модернизации для исследования глиняных кубков на других памятниках черняховской культуры.

Приложения

Рис. 1. Гончарные кубки из могильника Войтенки: 1, 2 - погребение 54; 2 - погребение 55;

Рис. 2. Глиняные кубки из могильника Войтенки: 1 - лепной кубок из погребения 42; 2 - гончарный кубок из погребения 41; 3 - гончарный кубок из погребения 58; 4 - гончарный кубок из погребения 66;

Таблица 2. Приемы орнаментации гончарных кубков с археологического комплекса Войтенки I;

Таблица 3. Простые композиции в орнаментах на некоторых кубках из археологического комплекса Войтенки I;

Таблица 4. Составные композиции в орнаментах гончарных кубков археологического комплекса Войтенки I.