Вісник - Випуск 41 - 2009

Армянские религиозные общины Харькова (1900-1917) в контексте истории армянской церкви в Украине

Вірменські релігійні громади Харкова (1900-1917) у контексті історії Вірменської церкви в Україні. У статті розглядається історія вірменських релігійних громад Харкова в 1900-1917рр. Вірмено-григоріанська громада мала власну домашню церкву. Опікунська Рада Харківської Вірмено-григоріанської церкви на початку ХХ століття була єдиною структурою, яка взяла на себе функції по координації діяльності вірмено-григоріанської колонії та захисту її інтересів. Харківська громада вірмен-католиків, що діяла при католицькому костьолі, надавала велику допомогу біженцям, що прибували із Західної Вірменії.

Ключові слова: історія, Харків, вірмени, релігія, громада.

Статья посвящена истории армянских религиозных общин города Харькова в 1900-1917 гг. Что касается историографии данной темы, то необходимо отметить отсутствие по ней специальных научных исследований. В общих же работах, посвященных истории армянской церкви, нет данных, относящихся к данной проблематике. В специальной монографии И. Я. Гаюк «Вірменська церква в Україні» о Харькове упоминается лишь вкратце. Все это свидетельствует об актуальности данной темы. Основными источниками настоящего исследования являются архивные документы ГАХО, периодические издания «Харьковский календарь» и «Весь Харьков».

Важным фактором сохранения самобытности в условиях диаспоры для армян на протяжении всей истории являлась своя национальная Армянская Апостольская Церковь, значение которой для армян Российской империи усиливалось еще и потому, что на ее территории, за пределами Восточной Армении и Кавказа, до Февральской революции 1917 г. отсутствовали легальные армянские светские национально-культурные организации. Не было их и в Харьковской губернии.

Переселение армян на территорию Левобережной Украины, в т.ч. и в Харьков начинается с конца XVIII в., что связано с активизацией внешней политики Российской империи на Юге, прежде всего на Кавказе. Вот, что пишет об этом известный историк Д. И. Багалей: «представители народов Востока - греки, татары, армяне попадались в Харькове еще в XVIII веке». Армянская община сначала была небольшой. Как такового армянского поселения в Харькове не было. В центре города находился Армянский переулок, первое упоминание о котором относится к 1865 г. Здесь жили всего лишь несколько армянских семей, которые занимались торговлей. Численность армянской общины города Харькова быстро росла и, согласно переписи 1897 г., составила 468 человек.

Армянская Апостольская Церковь, которую также называют Григорианской, является одной из самых древних христианских поместных церквей. Во второй половине I в. святые апостолы Фаддей и Варфоломей проповедовали христианство в Армении и основали первые христианские общины. Именно потому, что народ Армении принял христианство от апостолов - учеников Иисуса Христа, Армянская Церковь называется Апостольской. Официальное принятие христианства Арменией, как государственной религии, произошло в 301 г. Первостепенную роль в этом важнейшем в истории армянского народа событии сыграли Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302-326), и царь Армении Трдат III (287-330). В начале VI в. Армянская Церковь выделилась в самостоятельную. Ее доктрина была близка принятой Алексадрийской Церковью, которая соглашалась с формулой об «одной природе Христа, объединенной в воплощенном мире». Документы V в. показывают растущую оппозицию любому верованию или определению, имеющему тенденцию разделить божественную и человеческую природу Христа. В 506 г. собор армянских епископов в Двине отверг христологическое учение Халкидонского собора (451 г.). И ортодоксальная, и Римско-Католическая Церковь ошибочно считали армян монофизитами. Армянская Церковь всегда энергично отвергала смешивание и спутывание двух природ Христа, признавая его и божеством, и человеком. Кроме того, среди преданных анафеме на Двинском соборе еретиков был и монофизит Евтихий.

Первые епархии за пределами Армении, но подчиненные Католикосату, стали действовать с конца X века. С этого времени административные пределы Армянской Церкви стали устанавливаться не по политическому, а по вероисповедному принципу: отныне любая армянская община, независимо от своего местоположения и статуса, входила в состав Церкви. В 1364 г. патриаршей грамотой католикоса всех армян Месропа I во Львове была основана армянская епархия. Львовский храм Успения Пресвятой Богородицы, освященный в 1363 г., стал кафедральным собором и епархиальным центром всех армян Руси,Валахии и Молдовы.

Первая епархия Армянской Апостольской Церкви в России образовалась в начале XVIII века (1717 год) с епархиальным центром в городе Астрахани и называлась Астраханской епархией. В состав этой епархии входили все армянские церкви на территории империи. В 1809 г. на завоеванных Россией во время русско-турецкой Балканской войны (1806-1812) территориях царским указом была основана армянская епархия Бессарабии с центром в г. Яссы. Согласно Бухарестскому мирному договору, подписанному 16 мая 1812 г., территория между реками Прут и Днестр вошла в состав Российской империи как Бессарабская губерния с центром в Кишиневе. Поскольку Яссы остались на территории Османской империи, новым епархиальным центром стал Кишинев. В 1830 г. была создана Ново-Нахичеванская и Бессарабская епархия Армянской Апостольской Церкви, в состав которой вошли земли Малороссии, Дона, Крыма, Новороссии, Москвы и Санкт-Петербурга. Кафедра сначала находилась в Кишиневе, но в 1895 году была перенесена в Ново-Нахичевань.

Первый армянский священник в Харькове появился еще в 1870-х годах. В связи с увеличением числа прихожан армяно-григорианского вероисповедания (до 1500 чел.), в 1900 г. армянская община обратилась в Нахичевано-Бессарабскую армяно-григорианскую епархиальную консисторию с прошением разрешить построить в Харькове церковь. Харьковская Армяно-григорианская колония выбрала из своей среды Попечительство по сооружению Харьковского Армяно-Григорианского молитвенного дома. В его состав вошли Богдан Худавердов, Гукас Гукасьян и Григорий Саркисов.

Архиепископ Нерсес Худовердян (1898-1918), глава Нахичевано- Бессарабской армяно-григорианской Епархии, своим предписанием от 3 ноября 1901 г. за № 313 утвердил священника Срапиона Самуэляна в качестве приходского священника Харьковской Армяно-Григорианской колонии. Он же возглавил и Попечительство, по ходатайству которого харьковский губернатор разрешил отцу Самуэляну служить заутрени, вечерни и литургии в наемном доме Сухоневой, по Дмитриевской улице № 24, до особого распоряжения. Отец Самуэлян, начиная с 1901 г., «исправно выполнял все службы и церковные требы армяно- григориан Харьковской, Курской, Орловской и Киевской губернии и всех офицеров и нижних чинов армяно-григорианского вероисповедания Киевского военного округа». В июне 1902 г. харьковский армяно-григорианский молельный дом с Дмитриевской улицы, 24 был перемещен в Инструментальный переулок в дом №3, который принадлежал приват-доценту и лектору Харьковского императорского университета Рихтеру. Во флигеле этого дома квартировал священник армяно-григорианской колонии Срапион Самуэлян.

30 мая 1902 г. Попечительство направило Прошение в Харьковскую городскую думу об отводе под постройку Харьковского АрмяноГригорианского молитвенного дома пустопорожнего городского места в 600 квадратных саженей, находившегося на Сумской улице, возле Ветеринарного института, недалеко от конца рельсового пути конки, так как «местное армяно-григорианское население, за неимением средств не может за деньги приобрести подходящей земли под свой будущий Молитвенный Дом». В Прошении указывалось, что «нравственное правильное развитие городского населения возможно только тогда, когда его, города, все народности имеют свои национальные храмы, могут в своих церквях через своих же национальных пастырей религиозно-нравственно развиваться». Попечительство призывало городскую думу оказать братскую помощь для «гармоничного религиозно-нравственного развития населения Харькова вообще и Харьковской армяно-григорианской колонии в частности». Несмотря на столь убедительное обоснование, ходатайство было отклонено, так как «Городская Дума не нашла возможности отвести под постройку армяно-григорианского молитвенного дома просимый Попечительством участок земли».

С 1903 года в «Харьковском календаре» начинает печататься Армяно-григорианский календарь. Известно о том, что в Харькове в 1904 году служил еще один армянский священник - Тер-Давтян. С 1905 г. Армянская церковь уже находилась на ул. Чернышевской, церковный дом № 5. Ее официальное название - Армяно-григорианская домашняя церковь. В 1914 г. при церкви была открыта армянская школа.

При церкви действовал Попечительский совет (ПС), куда входили самые известные на то время армяне Харькова. Настоятелем церкви и председателем Совета был Срапион Христофорович Самуэлян. На 1912 г. в состав Совета входили: Трдат Тер-Нишанианц - надворный советник; Мкртич Тер-Багдасарян; Мовсес Саркисян - купец; Тигран Тер-Карапетян; Кеворк Худавердян - купец. В 1913 году новыми членами Совета стали: статский советник Григорий Давтянц и врач Кегам Папьянц. Они заменили Тер-Багдасаряна и Тер-Карапетяна.

В 1916 г. состав ПС значительно изменился. Места вышедших из его состава Тер-Багдасаряна, Тер-Карапетяна, Саркисяна, Худавердяна и Папьянца заняли Г. А. Маркос и Аршак Тер-Габриэлян. В 1917 г. в состав ПС возвращается купец Саркисян, а вместо Маркоса членом ПС становится известный в городе Харькове кондитер Ованес Леблебиджианц.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) ПС, во главе со священником Самуэляном развернул активную деятельность для сбора пожертвований, как для нуждающихся армян, так и для всех беженцев- армян, которые прибывали в Харьков. Делались взносы и в городские благотворительные организации. Так, в августе 1914 г. было внесено 1145 рублей от армянской колонии в фонд Харьковского губернского комитета по сбору пожертвования и признанию нуждающихся семейств лиц, призванных в войска. Сбором пожертвований занимался казначей Мовсес Саркисов, а помогали ему делегаты Ованес Леблебиджианц и Богас Кочурьян.

ПС составил и передал в Комитет «именной список членов Харьковской Армянской колонии, жертвовавших добровольные денежные суммы в пользу раненых и семейств ратников, сражающихся на поле брани с тевтонскими полчищами для защиты прав народов», который включал в себя 92 фамилии. Среди жертвователей были: статский советник Григорий Давтянц, врач Степан Сурукчи, Игнатиос Кесоглян, Кеворг Худавердян, Абрам Абамян, Серов Пачаджян, Амбарцум Балджянц, Погос Саакян, Погос Чиноян, Мовсес Мартиросян, братья Хармаджиевы, Авдаловы, Хаблановы, Воскановы, Чакаляны, Аильянцы и мн. др. Внесли свой вклад и такие торговые дома, как «А. Яблоков и сыновья» и «Инч-Оглуеев и Шапошников».

В сентябре 1914 г., по инициативе ПС Харьковской АрмяноГригорианской Церкви, среди турецкоподданых армян ремесленников и рабочих, проживавших в городе Харькове, было собрано 116 рублей. Эти средства также передали в фонд губернского комитета. Наибольшие суммы пожертвовали Акоп Егоян - 5 р. и Назарет Пахчанян - 3 р. 50 коп. По 3 рубля внесли: Акоб Джангулян, Крикор Мелконян, Варадан Амчибашян, Абраам Закарян и Ованес Минасян. Всего в сборном листе жертвователей указано 76 человек.

Армянская религиозная община принимала активное участие в делах связанных с обустройством армян-беженцев. В 1916 г. настоятель Армянской церкви послал Прошение от турецкоподданых армян, проживающих в Харькове, католикосу всех армян в Тифлис о том, чтобы «последний ходатайствовал перед подлежащими властями о том, чтобы все турецкоподданые армяне выселялись вместо северных губерний России обратно на родину, на Кавказ». Это ходатайство способствовало отмене в сентябре этого же года переселения 25 армянских семейств в Рязанскую и другие внутренние губернии Российской империи.

Кроме армяно-григориан в Харькове проживали и армяно-католики. Если в 1879 г. их насчитывалось 5 чел., то в 1897 уже 68. Армянская католическая церковь возникла вследствие унии Армянской Апостольской Церкви и Римского престола. Еще в 1198 году союз между крестоносцами и Киликийским армянским царством привел к заключению между двумя церквями унии, которая не была признана армянами за пределами Киликии. Для проведения миссионерской деятельности среди армян в 1320 г. была основана армянская монашеская община «братья унии», которая была связана с доминиканцами. 22 ноября 1439 года на Флорентийском соборе был обнародован декрет «Exultate Deo» о возобновлении унии с Армянской Апостольской Церковью, который послужил догматическим основанием для будущей Армянской Католической Церкви. В 1740 г. несколько епископов Армянской Церкви собрались в городе Алеппо и избрали Авраама Ардживяна, Архиепископа Алеппо, Католикосом католиков армянского обряда, а в 1742 г. оно было утверждено Папой Римским Бенедиктом XIV. Это избрание было формальным актом учреждения Армянской Католической Церкви со своей собственной иерархией. Папский Университет «Урбанианум», созданный папой Урбаном VІІІ (1623-1644) был центром интеллектуального формирования армяно-католического духовенства вплоть до 1887 г., когда была учреждена отдельная Папская Армянская Коллегия.

Армянская католическая община Харькова своей церкви не имела. Это было связано не только с ее малочисленностью, но и с тем, что еще в 1816 году армяно-католический епископат в пределах Российской империи перестал существовать, а всех армян-униатов передали под юрисдикцию католических епископов, что полностью отвечало интересам внутренней политики царского правительства, направленной на ликвидацию любых униатских церквей. Только в 1890 году стало функционировать Артвинское епископство, которое было учреждено еще в 1850 г., для всех армян-католиков Российской империи, а с 1912 г. все армяне-католики России были переданы под юрисдикцию католического епископа города Тирасполя.

В Харькове община армян-католиков действовала при римско- католическом костеле Успения Пречистой Девы Марии. Он был построен 1 декабря 1891 года и располагался на улице Гоголя. С 1915 г., по причине большого количества беженцев-армян, бежавших от начатого в Османской империи геноцида армянского населения, в Харьковском римско-католическом приходе быстро увеличивается количество католиков-армян. В приходе они могли получить необходимую помощь. Так, при костеле был организован приют для армянских детей, спасшихся от страшной резни. Благодаря людям, работавших там, сотни детей спаслись от голодной смерти.

Таким образом, в 1900-1917 гг. существовали две армянские религиозные общины Харькова: григорианская и католическая. С 1901 г. Армяно-григориане имели свой Молитвенный Дом или, согласно официальному названию, домашнюю церковь. Попечительский Совет Армяно-григорианской церкви в начале ХХ века был единственной структурой в Харькове, взявшей на себя функции по координации деятельности армяно-григорианской колонии и защиты ее интересов. Действовавшая при католическом костеле община армян-католиков оказывала большую помощь беженцам, прибывавшим из Западной Армении.